Мнение, Прогнозы, Финансы

Банк будущего

Чтобы быть действительно конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире, банк должен поставить на первое место клиента и переосмыслить свою ИТ-стратегию для успешного противостояния технологическим гигантам. Именно здесь можно использовать технологические партнерства, в рамках которых услуги реализуются под брендом продавца, а не разработчика (т.н. white label).

Банкам уже давно пророчат исчезновение с рынка. В 1990-х гг. появилось выражение: «Банковские услуги нужны, а банки — нет», — и этот невеселый для банков прогноз актуализировался заново в последние годы. На фоне финтехов, обеспечивающих клиенту востребованный и четкий сервис, банки выглядят неприглядно и отстало. При этом такие технологические гиганты, как Apple, Tencent и Alibaba, быстро захватывают те области, которые обычно ассоциировались с традиционными финансовыми институтами. Большинство банков опоздали на цифровой пир — это ясно каждому. Однако несмотря на очевидные проблемы, слухи о гибели банков сильно преувеличены. Если им хватит смелости принять правильные решения, их ждет светлое будущее.

На наш взгляд, успешный банк будущего должен базироваться на фундаменте долгосрочной взаимной выгоды, а в центре его операций должен стоять клиент. Будущее принадлежит банкам, которые понимают, что растущий клиентский спрос на цифровые услуги не может быть удовлетворен простым расширением вечно растущего ИТ-подразделения. Возросшие ожидания клиента в части цифрового сервиса и многочисленные возможности, которые предоставляет новая технология, требуют открытой бизнес-модели и четкого акцента на основном преимуществе банка — клиентском сервисе.

Большинство банков привыкли разрабатывать собственные системы на большом отрезке цепочки стоимости, стремясь использовать возможности и разрешить проблемы, связанные с цифровизацией. Получается, что большинство банков сегодня разрабатывают, по сути, одну и ту же технологию и цифровые решения. Крайне неэффективно и глупо, когда все делают одно и то же, еще и соревнуются в этом. Лучшим может быть кто-то один — так почему бы не воспользоваться услугами лучших поставщиков, вместо того чтобы разрабатывать все собственными силами?

Старая модель явно неустойчива в долгосрочной перспективе: исследования показывают, что примерно 80% годовых бюджетов на ИТ в европейских банках используются исключительно для эксплуатации и поддержания доставшихся в наследство ИТ-систем. В итоге остается слишком мало ресурсов для реальной инновации и для успеха в жесткой конкуренции с финтехами и технологическими гигантами.

В нашем понимании банк будущего не занимается разработкой больших объемов технологий собственными усилиями. Банк будущего помогает клиенту сориентироваться во все более сложном мире приложений и умных финтех-решений, подбирая лучшие решения и эффективно упаковывая их. Такая платформенная (или рыночная) модель позволит банку обеспечить недорогой, гибкий и современный клиентский сервис. Гибкость открытой модели позволит легко предлагать новые услуги без чрезмерного повышения затрат и усложнения.

Основная компетенция банка — обслуживание клиентов. Однако устаревшая ИТ-инфраструктура слишком часто не дает четко сфокусироваться на клиенте. В эпоху доминирования гибких технологий и облачных решений странно видеть, как многие банки продолжают работать на старых мэйнфреймах.

Когда банк переходит на более открытую модель, он получает преимущество не только большей гибкости, но и более низких затрат. При этом он создает более прочный фундамент для долгосрочных взаимовыгодных отношений. Работа на открытой платформе позволяет устранить стимулы к продвижению собственных продуктов и услуг (что сегодня делают многие банки) и действительно поставить во главу угла интересы клиента, что, на наш взгляд, является непременным предварительным условием долгосрочного успеха.

Светлое будущее увидят банки, которые осмелятся сделать скачок от разработки технологий собственными силами к тому, чтобы стать действительно открытыми банками, функционирующими как рынки или платформы. Действительно, с появлением облачных решений это будущее не столь отдаленно.

В 2001 г. Saxo Bank подписал соглашение о white label-партнерстве с одним банком, который будет пользоваться нашими технологиями для улучшения обслуживания собственных клиентов. Мы уже давно говорим о том, что партнерство — это будущее финансового сектора. Развитие пошло не так быстро, как я ожидал, но оно, несомненно, ускоряется. Все больше банков начинают понимать: устаревшая ИТ-инфраструктура является самым большим препятствием — больше нет необходимости разрабатывать технологии самостоятельно. Это слишком дорого — особенно в условиях роста нормативных требований; да и мир движется слишком быстро.

У банков есть хорошая возможность конкурировать с финтехами и крупными технологическими компаниями, поскольку у банков есть ресурсы и большие лояльные клиентские базы, но этот прочный фундамент может не выдержать, если банки будут упорно заниматься разработкой собственных систем, продуктов и решений.

Победителем станет тот, кто сосредоточится на сервисе, адаптированном к потребностям отдельного клиента. Это может быть достигнуто только путем сотрудничества со специализированными партнерами, каждый из которых будет поставлять отдельные компоненты, которые в совокупности сложатся в четкий и уникальный клиентский сервис с наименьшими затратами, при котором интересы клиента будут стоять на первом месте.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья