ENG

Перейти в Дзен
Финансы

Доверие на кончиках пальцев: банки и биометрия

В российской банковской отрасли уже хорошо знают про финтех, немного — про регтех, на повестке дня новый термин — IDTech. Финансовые организации учатся определять клиентов по биометрическим данным. Идентификация потребителя финансовых услуг — вопрос не только бизнес-эффективности, но и способ построения периметра доверия в цифровом государстве. Об этом шла речь на III Практической конференции «Технологии идентификации в финансовой отрасли: регулирование, инновации, опыт, перспективы», организованной «Банковским обозрением».

© РИА Новости / Алексей Даничев

Закон — за ЕБС

Сегодня власти разрабатывают систему, благодаря которой гражданину достаточно один раз пройти регистрацию со сдачей отпечатков пальцев и голосового слепка, после чего он может стать клиентом любого банка дистанционно. Андрей Емелин, председатель Национального совета по финансовому рынку (НСФР), уверен, что закон об удаленной идентификации клиентов банков будет принят в осеннюю сессию. При этом он отметил юридический парадокс: с одной стороны, биометрическая система повышает качество идентификации клиента, но ограничивает его дееспособность. Регулятор вводит ограничения для физических лиц, проходящих идентификацию удаленно — по общему количеству счетов, открытых в банках, по сумме переводов, по общей сумме кредитов.

«Чем сильнее будут ограничения, тем тяжелее система будет взлетать!» — отметил Андрей Емелин.

Национальную платформу удаленной идентификации разрабатывает «Ростелеком», который делает ставку на две модальности — голос и лицо. В идеале к ним, по словам коммерческого директора проектного офиса «Цифровая идентичность» Ростелекома Юлии Дудкиной, нужно добавить сканирование сетчатки глаз и венозного рисунка ладоней.

Как сказала Юлия Дудкина, уже в декабре 2017 года начнется тестирование платформы несколькими банками, потом будут подключены другие участники. По прогнозам самой компании, через год число зарегистрированных в Единой биометрической системе (ЕБС) пользователей должно быть шестизначным. Выгоды от проекта заключаются в трех «У» — универсальность (удаленная идентификация может использоваться не только в банковской сфере), уникальность (биометрическая идентификации — самая надежная), удаленность (для жителей многих небольших населенных пунктов или людей с ограниченными возможностями это единственная возможность пользования финансовыми продуктами) и одно «Э» — экономия и для банков, сокращающих расходы на операционистов, и для клиентов, ценящих свое время.

По словам вице-президента НАУФОР Екатерины Андреевой, фондовый рынок давно использует методы удаленной идентификации. Эффект от этого уже заметен — клиентов стало на треть больше, так как временные и географические ограничения снимаются, происходит «регионализация» рынка. Сейчас у компаний, входящих в НАУФОР, одно пожелание — административным усилием решить вопрос о привязке номеров мобильных телефонов к фамилии и имени владельцев.

Банки обяжут делиться

Банки также уже применяют биометрическую идентификацию для внутренних нужд, в том числе для аутентификации сотрудников или повышения уровня клиентского сервиса. Никакие изменения в законодательстве для этого не нужны.

«У нас в стране есть прямое требование закона о личной явке при открытии первого счета в банке, — напомнил Андрей Емелин. — И история с Единой биометрической системой именно про это. Юридически значимой целью биометрии является только лишь замена личной явки при открытии первого счета».

Управляющий по инновациям Промсвязьбанка Дмитрий Злодив напомнил, что новая ЕБС дополняет уже существующую Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), в которой зарегистрировано около 57 млн пользователей (ЕБС будет хранить обезличенные цифровые слепки, в то время как ЕСИА оперирует персональными данными — ред.).

По желанию клиента банк обязан снять биометрию и завести учетную запись в ЕБС. Таким образом появятся банки-доноры данных и банки-пользователи. Участники дискуссии затруднились оценить, насколько массовым станет перетекание клиентов из одного банка в другой с принятием закона об удаленной идентификации, но отметили: уровень конкуренции явно повысится.

«Тем банкам, от которых сейчас зависит развитие ЕБС, она не нужна. Они обладают собственными широкими сетями обслуживания физических лиц и стабильным потоком клиентов. Это напоминает ситуацию с созданием Бюро кредитных историй. Когда они только появились, на рынке уже доминировали в этом вопросе Банк «Русский Стандарт», Сбербанк… Им тогда было неинтересно делиться данными со всеми остальными игроками рынка. Тем не менее, практика показала, что сейчас эти бюро существуют, их деятельность весьма полезна всем, в том числе упомянутым банкам», — отметил советник президента-председателя правления Почта Банка Павел Гурин.

Эксперт отметил, что в случае с идентификацией потребуется большая степень доверия к структурам, собирающим биометрические данные, к техническим решениям. Павел Гурин опасается появления «колосса на глиняных ногах»: масштабная система будет создана, но войти в нее с некорректными данными будет несложно, как сейчас происходит с ЕСИА.

Принуждение к биометрическому единству

Недоверие игроков рынка друг к другу и к системе в целом — не единственная проблема, которую предстоит решить банковскому сообществу. Участники конференции составили wish-list, который модератор форума, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев обещал передать ответственным ведомствам. В него вошли всего три пункта: обеспечить возврат пользователям большего количества информации и добиться ее регулярной верификации; прописать ответственность каждого участника за некорректно совершенные действия в ЕБС и обязать использовать ЕСИА для предоставления любых государственных услуг.

Между тем сами россияне относятся к инновациям настороженно. Большинство граждан предпочитают оформлять все банковские услуги лично: только 39% россиян, опрошенных НАФИ в сентябре 2017 года, готовы сотрудничать с банком удаленно. Надежной биометрическую идентификацию считает молодежь и активные пользователи интернета. При этом 78% респондентов уверены, что открытие банковского счета не должно происходить без личного посещения отделения.

Автор: Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья