Кэшбэк появился в 80-х годах прошлого века в США. Сервис использовался крупными супермаркетами, чтобы простимулировать покупателей чаще применять пластиковые карты. В Россию кэшбэк пришел в начале 2010‑х гг., а развитие получил в 2017 г. В связи с ростом аудитории e-commerce за последние 10 лет кэшбэк превратился в самостоятельный бизнес. В целом за 2019 год объем российского рынка электронной коммерции вырос в 2 раза. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), объем сегментов электронной коммерции в 2019 году составил 4172,8 млрд рублей, из которых: онлайн-ритейл — 1295 млрд руб. (+26% относительно 2018 года). Эти цифры говорят о том, что покупки в интернете становятся обычной практикой, и здесь все большую популярность набирают онлайн кэшбэк-сервисы.
Напомним, что с 15 апреля Банк России ограничил комиссию за эквайринг в интернет-торговле до 1%. Что это означает? Покупатель расплачивается за приобретения в интернет-магазине, магазин переводит комиссию за транзакцию обслуживающему банку-эквайеру, далее банк-эквайер осуществляет платеж банку-эмитенту (который выпустил карту клиента). В конце банк-эмитент платит пользователю кэшбэк из поступившего заработка (платеж от банка-эквайера).
Теперь Банк России установил комиссию за эквайринг для онлайн-магазинов на уровне 1%. В свою очередь платежные системы снизили до 0,7% межбанковскую комиссию (именно ту часть эквайрингового тарифа, которую банк-эквайер перечисляет банку-эмитенту карты покупателя).
Отсюда следует, что банки вынуждены минимизировать программы лояльности, потому что им становится попросту нечем платить. При значительном снижении эквайринговой комиссии и уменьшении межбанковской должны измениться цены на товары в интернете. Но пока онлайн-магазины стали меньше тратить на банковское обслуживание и получать больше дохода. Банкам в свою очередь поступает меньше денег, и они вынуждены отменять начисление кэшбэков.
План действий для банков
Так где же взять деньги на программы лояльности и кэшбэк? Лишившись кэшбэка, банки потеряют один из способов привлечения пользователей, конкурентное преимущество. Сейчас, когда банковский кэшбэк может исчезнуть совсем (из-за изменений в комиссии за эквайринг), банкам нужно искать другие способы сохранения привычных кэшбэк-программ для своих пользователей.
Альтернативой для начислений кэшбэка может стать использование готовых решений и разработок CPA партнерских сетей по концепции White Label, ранее известной в музыкальном бизнесе, а сейчас широко используемой повсеместно. На заре музыкальной индустрии США звукозаписывающие компании выпускали чистые виниловые пластинки, а уже продавцы могли нанести на них свой бренд. Позже концепция перешла в ИТ-индустрию и финансы.
Иными словами — не нужно самостоятельно разрабатывать свой собственный кэшбэк-сервис на площадке банка, искать партнеров, популярные у пользователей и готовые на возврат процента онлайн-сервисы.
Сегодня альтернативой для начисления кэшбэка могут стать уже действующие технологии, разработанные в партнерских сетях, в том числе в ePN. В результате банки могут развернуть у себя кэшбэк-сервис, но независимо от комиссии за эквайринг.
Технология White Label проста и удобна — одна компания использует готовое решение другой у себя, под своим брендом. Что немаловажно, реализация White Label не подвергает опасности данные клиентов банка, так как для отслеживания покупки (за которую полагается кэшбэк) используется только Merchant ID — это уникальный идентификатор товара или магазина в банковской системе.
Мы реализовали проект кэшбэк-сервис White Label для известной российской финтех-компании, совместно доработав уже существующий раздел сайта «Скидки и бонусы». Ничего не мешает реализовать подобную схему без лишних вложений в онлайн-кабинете пользователя банка или любого другого онлайн-сервиса.
План действий для покупателей
Как же теперь возвращать деньги с покупок? Это можно сделать через онлайн кэшбэк-сервисы, на которые не влияют финансовые регуляторы (выплаты потребителям формируются из рекламных бюджетов магазинов и производителей). Данная модель выгодна одновременно покупателям и продавцам.
Сервис приводит пользователя на сайт онлайн-супермаркета, далее клиент успешно совершает покупку, рекламодатель платит заранее оговоренную комиссию кэшбэк-сервису, а последний в свою очередь делится этой комиссией с пользователем. Таким образом выигрывают все: покупателям возвращается увеличенный кэшбэк, он в 3–5 раз больше банковского, а онлайн-магазины наблюдают отличные показатели посещаемости сайтов, увеличение частоты заказов и объемов продаж.
В нынешних условиях команды сайтов начинают активнее работать с целевой аудиторией: проводят эффективные стимулирующие мероприятия, персонализируют клиентов, корректируют цены и создают полезный контент. Они заинтересованы в том, чтобы привлечь и удержать читателей, и для этого интегрируют на страницах множество разных предложений от интернет-магазинов.
Человек переходит на сайт рекламодателя, выбирает и оплачивает заказ, рекламодатель (интернет-магазин) платит деньги сайту за привлечение клиента. Сайт получает вознаграждение и делит его со своим пользователем (величину маржи устанавливает самостоятельно).
Традиционный ритейл и возврат процентов
Что касается покупок в традиционном ритейле, то стоит обратиться к свежему исследованию аналитиков партнерской сети ePN, которые проанализировали траты россиян в продуктовых магазинах. В исследовании принимали участие чеки, отсканированные пользователями через мобильное приложение кэшбэк-сервиса Backit.
В первые недели карантина общая сумма приобретенных товаров составила 10,3 млн рублей. В сравнении с периодом до самоизоляции объем закупок с кэшбэк-сервисом увеличился в среднем в 3 раза. Отсюда следует вывод, что сервис пользуется широким спросом в последнее время. Люди стараются получить выгоду со всех покупок и ищут новые способы для экономии.
Получение кэшбэка, например, для европейца или американца, давно привычная история. Как говорят в России — копейка рубль бережет, а в период кризиса даже копеечная экономия на одном продукте может обернуться приличной суммой в масштабе ежемесячных трат.