ENG
Технологии

Охота на покупателя: 5 трендов в российском e-commerce

Российские покупатели тратят в интернете все больше денег — по оценке East-West Digital News, в 2019 году продажи здесь могут превысить $22 млрд. Тренд уловили и инвесторы, только в прошлом году вложившие в индустрию более $755 млн. За лидерство на рынке борется сразу множество игроков, включая Wildberries, Ozon и Lamoda, не говоря уже о «Яндекс.Маркете», поддержанном Сбербанком, и конгломерате Alibaba и Mail.ru с участием РФПИ и «МегаФона». Вместе с тем объем рынка остается в мировых масштабах ограниченным: продажи в глобальном e‑commerce исчисляются триллионами долларов. В том числе это касается инвестактивности — на Россию приходится менее 1% мирового рынка инвестиций в электронную коммерцию. Ключевые тренды российского рынка электронной торговли стали одним из главных предметов для обсуждения на New Retail Forum в технопарке «Сколково» (стратегическим партнером мероприятия выступила «Почта России»). Рассказываем о наиболее интересных и неожиданных из них.

Охота на покупателя: 5 трендов в российском e-commerce

К онлайну готовы не все

Несмотря на то, что продажи в российском e-commerce растут, большинство покупателей все еще придерживается традиционных практик и предпочитают посещать офлайн-магазины. Тренд отчетливо виден по статистике покупок в сети товаров повседневного спроса, или FMCG. Как выяснили аналитики Nielsen, порядка 40% аудитории хотя в принципе и не против покупать в интернете, все же пока так не делают. Обращает внимание на себя и другая цифра — 4% аудитории были клиентами онлайн-магазинов, однако больше не готовы покупать в интернете.

«Это отток, который возник в молодом сегменте рынка, и ритейлерам стоит обратить на это внимание», уточняет глава направления измерений в онлайн-торговле Nielsen Александр Шуркаев.

Вместе с тем динамика покупок в сети товаров действительно впечатляющая, и ежегодно она демонстрирует темпы роста около 50%. Активнее всего онлайн-покупки врастут в таких категориях, как товары для животных (+122% за год), кофе (+125%), подгузники (+87%).

Что интересно, перетекающие в онлайн клиенты придерживаются старых покупательских практик, от которых уже успели отказаться в офлайне. Так, в традиционном ритейле формат гипермаркетов переживает непростое время, и покупатели все реже делают выбор в пользу еженедельных глобальных закупок. На рынке e-commerce все с точностью до наоборот: покупатели интернет-магазинов делают скорее крупные заказы, выбирая большие упаковки товаров и все чаще закупаясь впрок (все как когда-то и было в традиционном ритейле).

Доставка как тормоз 

По всему миру покупатели выбирают покупки в cети из-за удобства. Чуть ли не ключевым моментом здесь остаются скорость, стоимость и простота доставки заказов. Однако именно доставка продолжает быть слабым местом российской онлайн-розницы.

«Если вы зайдете на “Яндекс.Маркет” и посмотрите отзывы покупателей, то больше всего негатива приходится именно на доставку», — отмечает генеральный директор PimPay Ольга Сатановская.

Безусловно, если магазин имеет свою курьерскую службу, он ее контролирует, однако зачастую компании вынуждены обращаться к аутсорсным доставщикам.

«Интернет-магазину нужно сделать идеальный микс доставщиков, который был бы выгоден с точки зрения доставки, удобен клиенту и который бы давал максимальный выкуп товара. На текущий момент ни одна служба доставки не дает столь полного сервиса по всей территории России», говорит Ольга Сатановская.

Не маркетплейсы, а экосистемы

Будущее российского e-commerce, вслед за мировым, определят маркетплейсы — еще недавно с этим утверждением мало кто поспорил, но ситуация меняется. То, что действительно поменяет ритейл, прежде всего интернет-ритейл, это экосистемы, которые уже начали формироваться, уверен независимый e-commerce-эксперт Евгений Щепелин, ранее занимавший пост директора по развитию бизнеса «Яндекс.Маркета» и «Беру!».

«Это наши ID, которые будут привязаны к тому или иному суперприложению и через которые мы будем потреблять сервисы. И торговый сервис станет лишь одним из множества, которыми мы будем пользоваться таким способом», говорит Евгений Щепелин.

Именно такие системы, охватывающие платежи, доставку, покупки, а также дополнительные сервисы, например оплату в ресторанах, и станут на рынке чем-то новым, считает он. При этом маркетплейсы на рынке, безусловно, останутся, однако по сути они мало что меняют в ритейле.

При этом, по его оценке, в ближайшем будущем маркетплейсы на рынке также сохранятся: в России их будет 4–5, однако ритейлу уже сегодня стоит задуматься о перестройке в соответствии с новым трендом. Определяющим для поставщиков услуг станет трафик, покупательская аудитория, ее предпочтения и источники, и как раз с пониманием этого могут возникнуть определенные трудности.

«Многие декларируют, что надо знать своего покупателя, но зачастую как они не понимали его на офлайн-площадках, так и не понимают его в интернете», говорит Евгений Щепелин.

Фокус на социальные сети

Эксперты рынка сошлись во мнении, что будущее электронной торговли даже не столько за покупками в интернете, сколько за шопингом в социальных сетях. Формат обещает стать доминирующим по всему миру: тотальные покупки в соцсетях станут реальностью уже на наших глазах.

«Грядут покупки в социальных сетях, и это совершенно точно», говорит Илья Никаноров, руководитель b2b-группы компаний «Яндекс.Маркет».

Пока лидером здесь остается Китай с платформой WeChat: покупки в социальных сетях уже стали трендом номер один в стране. Однако тренд уже копируют зарубежные игроки, рано или поздно он придет и в Россию — к этому надо готовиться.

«Я вижу, что уже в скором времени я буду покупать товары через “Сбербанк.Онлайн”, через Telegram, WhatsApp, через любое удобное мне сейчас приложение. Но это не значит, что надо выбирать канал, важны продажи», говорит Евгений Щепелин.

Сегодня люди готовы к покупкам в социальных сетях, отмечает Андрей Осокин, директор по маркетингу Goods.ru, однако для этого нет удобного функционала. Как только он появится в соцсетях и мессенджерах, это сразу же будет работать, уверен эксперт.

Однако этот барьер — далеко не единственный. Как отмечает Ольга Сатановская, недоверие к доставке, в том числе по качеству товара и по времени, приводит к тому, что люди не хотят оплачивать товары онлайн, а предпочитают платить за них при получении.

«Тренд роста продаж в соцсетях очень серьезный, и весь наш рынок мечтает о том, чтобы история с оплатой при получении ушла в историю. Но пока мы не научимся верно доставлять товары клиентам, они не будут оплачивать онлайн», говорит Ольга Сатановская.

Трудности диалога

Не исключено, что более динамичному развитию рынка онлайн-торговли препятствует отсутствие взаимопонимания между покупателями и продавцами, вернее, не всегда точное представление со стороны последних о клиентских потребностях и ожиданиях.

Пропасть между продавцами и покупателями отчетливо видна и по итогам исследования того же Nielson, посвященного прогнозам о развитии отрасли в ближайшие три года. Оказалось, покупатели и топ-менеджеры сетей видят главные технологии, которые будут менять ритейл очень по-разному. Например, бизнес уверен, что в числе главных трендов окажется доставка товаров по подписке, а также развитие и внедрение решений на базе технологий дополненной и виртуальной реальности. Третьей новацией были названы виртуальные личные помощники для потребителей. Сами покупатели рассчитывают получить от ритейла будущего принципиально иные технологические решения. Среди главных новаций оказалась доставка товаров дронами (которая уже развивается такими странами, как США и Китай). Также покупатели ждут появления 3D-принтеров, которые смогут производить кастомные FMCG-товары, и внедрения трекеров с микрочипами.

Автор: Ольга Блинова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья