ENG
Блокчейн, Стартапы

Берегись автомобиля: Блокчейн против угонов

Когда у Владимира Косенко в 2007 году угнали дорогой во всех смыслах Lexus GX-470, а страховая компания нашла лазейку и ушла от полного возмещения, он не представлял, что сможет извлечь из этой ситуации какую-то прибыль. Новосибирский предприниматель тщетно пытался вернуть автомобиль, привлекая не только полицию, но и частных детективов. Один из экспертов — бывший угонщик, перешедший на сторону «света», сказал: «Шансов нет». Это «нет» со временем удалось превратить в бизнес-идею. Так родилась инновационная система защиты от угона SurruS. Рынок для нее более чем солидный: за 2017 год российские полицейские зарегистрировали почти 34 тысячи похищений автомобилей. Однако замыкаться на домашнем рынке стартап не намерен.

Прочь «длинные руки»

К разработке противоугонной системы «Авто Поиск» Владимир Косенко привлек сотрудников Новосибирского Академгородка под руководством Сергея Глушкова. Разработчики решили не пытаться предотвратить угон, а гарантировать, что автомобиль будет найден.

В 2009 году появилось первое техническое решение — устройство размером с пачку из-под сигарет. Его работоспособность проверяли в кабинете у начальника уголовного розыска Новосибирской области. Владимир Косенко предложил полицейским спрятать автомобиль в городе, и, если сотрудники его компании не смогут найти машину, она поступит «на вооружение» в УВД. Нашли менее чем за полтора часа. После такой эффектной демонстрации компания начала сотрудничество с властями региона — весь общественный транспорт Новосибирска оснащали устройствами «Авто Поиска», которые, во-первых, отслеживали соблюдение водителями правил дорожного движения, а во-вторых, стали носителями системы SurruS. С учетом того, что в Новосибирске насчитывается около 300 маршрутов пассажирского транспорта, вся городская агломерация оказалась в зоне покрытия.

Противоугонная система представляет интерес для четырех категорий клиентов. Во-первых, для автовладельцев, которые хотели бы обезопасить свое имущество или получить гарантированное возмещение в случае угона. Ставку делают прежде всего на владельцев премиальных автомобилей, для которых страховка с учетом наценки за «угоняемость» стоит больших денег — 10-15% стоимости автомобиля в год. В SurruS обещают сделать ту втрое дешевле: 4% в первый год и 2% впоследствии.

Техническое решение может вызвать интерес и у производителей авто, противоугонные системы которых отстают от преступных «инноваций», а также у поставщиков противоугонных систем и страховщиков. Как уверяют в компании, устройства не подают сигнал сами по себе, не содержат электронной начинки, поэтому обнаружить их нельзя.

«Чтобы гарантированно достать все 10 устройств, придется разобрать машину буквально по винтикам. Перехватить сигнал, как это делают угонщики, взламывая сигнализации кодграббером или «длинной рукой», невозможно, так как он «шумоподобный», на уровне ниже 30 Дц — идёт с псевдослучайной перестройкой рабочей частоты. Заглушить его можно только широкополосным подавителем, но его работа сама по себе фиксируется поисковыми модулями».

Вернут авто или его полную стоимость

«Все компании, которые сегодня занимаются поиском авто, соревнуются в том, кто купит более мощный процессор и больше информации сможет обработать: смс-сообщения, GPS-координаты. Наши разработчики пошли по другому пути — решили, что устройство в автомобиле и не будет ничего передавать, а будет посылать короткое, весом менее одного байта, сообщение в ответ на запрос поискового модуля. Для этого город покрыли сетью модулей с радиусом действия около 700 метров, а на машину устанавливается несколько — не менее десятка — передатчиков размером в половину спичечного коробка».

Когда поступает сигнал об угоне автомобиля, мгновенно активизируется алгоритм поиска, вычисляющий вероятное местонахождение автомобиля. Операцию курирует нейросеть, которая самообучается и совершенствуется, собирая больше данных с мест. Поисковая операция начинается только после подачи заявления в полицию. Помимо сотрудников компании и правоохранительных органов к ней подключаются и добровольцы из числа других пользователей SurruS. Нашедший авто раньше других получает вознаграждение — около 5% от каждого страхового платежа в системе. Система ищет авто, а полиция — злоумышленников.

В случае если система все-таки не сможет обнаружить угнанный автомобиль, компания выплачивает 100% рыночной стоимости по смарт-контракту. Страховка от угона с возмещением полной стоимости — это и есть основной продукт. К нему пришли, когда стало понятно, что противоугонная система действительно работает хорошо.

«Цель проекта SurruS состоит в том, чтобы в случае угона вернуть владельцу его автомобиль, — говорит продакт-менеджер компании Дмитрий Шуваев. — Специально для достижения этой цели мы разработали собственный алгоритм поиска и собственную поисковую сеть. А благодаря применению в проекте технологии блокчейн каждый владелец, чей автомобиль вернуть не удалось, сможет гарантированно получить 100% его рыночной стоимости. Даже при самом неблагоприятном сценарии по угонам в регионе мы сможем возвращать машины или их полную стоимость. Например, мы застраховали 1000 машин. Угоняемость в среднем по стране — 0,14%. Возьмём худший сценарий и предположим, что она возросла до 1%: угнали 10 машин. Из них мы вернем 8-9, а за 1-2 выплатим полную стоимость».

Владимир Косенко добавляет:

«Если мы не нашли автомобиль, то через 3 дня мы перечисляем 100% его стоимости владельцу. Снять деньги он сможет, когда будет приостановлено предварительное следствие, — по закону это возможно через 2 месяца».

Блокчейн на страже безопасности

Пока система работает в Новосибирске: в мае прошлого года запустили пилотный проект с 50 автомобилями. До конца 2018 года проект рассчитывает повысить процент найденных автомобилей до 70% и довести число участников экосистемы среди владельцев премиальных машин до 500. Если ЧП произошло в другом городе, где система поиска пока не развернута, туда выезжает команда поиска с портативными модулями, установленными в том числе на дронах. Но за такую услугу придется доплатить.

На очереди — разворачивание противоугонной системы в Санкт-Петербурге, а в дальнем прицеле — зарубежные рынки. Для развертывания поисковой сети в различных регионах и развития производства модулей проект проводит ICO.

Блокчейн нужен для быстрой масштабируемости системы. Кроме того, использование технологии распределенных реестров позволяет экономить на операционных расходах и налогах, так как для расчетов внутри сообщества будут использоваться токены. Смарт-контракт гарантирует: в случае угона владелец получит среднерыночную стоимость авто на момент угона. Это повышает уровень доверия клиентов к новому формату страхования.

«Мы построим прозрачную систему взаимодействия инвесторов, компании и потребителей», — уверены в компании.

Проект новосибирской команды — один из первых примеров применения блокчейна на рынке автострахования в России. Как отмечает директор Международного центра программ и проектов в бизнес-образовании РАНХиГС, доцент Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Андрей Поваров, пока крупные игроки рынка страхования неспешно разрабатывают глобальные проекты и создают консорциумы, стартапы запускают более простые, но гораздо более интересные и элегантные проекты, использующие технологию блокчейн здесь и сейчас.

«Блокчейн в страховании не создает новый рынок, но переделывает существующий, — утверждает Андрей Поваров. — По некоторым оценкам, в России он превышает 1 трлн рублей, и в зависимости от скорости разворачивания своих проектов наиболее «проворными» игроками захватываемая ими доля этого рынка может оказаться довольно существенной».

Сооснователь проекта взаимного страхования REGA Risk Sharing Леонид Морозовский полагает, что блокчейн и смарт-контракты уже приносят кардинальные изменения в отрасль: люди могут страховать риски друг друга без участия страховых компаний. Финтех-стартапы, владеющие системой управления рисками и знающие технологию блокчейна, в ближайшее время могут отобрать значительную долю рынка у традиционных страховых компаний.

Автор: Анна Орешкина

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья