ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Бесплатный проезд в транспорте не должен разорять автовладельцев

Владимир Георгиевский

Владимир Георгиевский

Исполнительный директор ООО «АТП-1» (г. Воронеж)

Итак, Министерство транспорта предложило сделать проезд на любых дорогах платным —  а за это сделать бесплатным общественный транспорт.

Я считаю, что общественный транспорт действительно должен быть бесплатным для пассажира. Но сделать это за счет автомобилистов, не затрагивая городского бюджета, как это предлагает Минтранс, можно только в крупных городах. Работа городского транспорта, при условии соответствия всем стандартам, не самоокупаема. Поэтому его субсидирование, имеющее место во многих городах, — абсолютно нормально.

Если же денег, поступающих от пользователей автодорог, не будет хватать, есть вероятность, что выпадающие расходы лягут на плечи автопарков. Такую ситуацию нельзя допустить, иначе мы получим банкротства перевозчиков, причем в первую очередь муниципальных. Если финансовое моделирование покажет, что в том же Воронеже или любом другом городе переход на бесплатный проезд возможен, я бы поддержал эту идею. Нужно стремиться, чтобы человек передвигался по городу на максимально экологичном транспорте — велосипеде, самокате или общественном транспорте, желательно, на электротяге. Использование же личного автомобиля должно минимизироваться.

Но, справедливости ради, предлагаю рассмотреть последствия предложения Минтранса с точки зрения автомобилиста. Платное пользование всеми дорогами, а не только сетью платных трасс, как сейчас, чревато существенным ростом финансовой нагрузки на владельцев автотранспорта. А она и так очень велика. Давайте посчитаем, сколько платит автомобилист государству.

Во-первых, это самые очевидные прямые платежи, осуществляемые при приобретении либо при эксплуатации автомобиля: транспортный налог, акциз и налог, заложенные в стоимости топлива, акциз на автомобили, ввозимые или производимые на территории РФ, утилизационный сбор, НДС, таможенный сбор для автомобилей, изготовленных за рубежом. Затем нужно упомянуть косвенные платежи: ОСАГО, плата за прохождение техосмотра, оплата проезда по платным дорогам. Фактически это в определенной степени тоже налог на владение личным транспортом.

Но и это еще не все. Государство взимает налоги с целого ряда видов деятельности, ориентированных на автомобилистов: АЗС, СТО, автомойки и прочее. Естественно, владельцы такого бизнеса перекладывают расходы на своих клиентов, закладывая налоговое бремя в стоимость услуг. Опыт российской действительности последних десятилетий показывает, что инициативы, подобные той, с которой выступил сейчас Минтранс, чреваты односторонним ухудшением положения большинства граждан. Вспомните, в 2010–2012 годах нам обещали отменить транспортный налог взамен повышения акцизов на моторное топливо. В итоге акциз повысили, а налог остался. И вот теперь предлагается уже с 2025 года брать плату за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году все категории пользователей будут платить за проезд по большинству российских дорог, включая внутригородские. И только после этого все упомянутые поборы обещают частично компенсировать введением бесплатного проезда в городском общественном транспорте.

Но не получится ли как с отменой транспортного налога: дороги повсеместно станут платными, а бесплатный проезд в городском транспорте ввести «забудут»?

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья