Компания World Wi- Fi обеспечивает бесплатный Wi- Fi в 5 тысячах точек мира и обещает увеличить их число в 10 раз до конца года. Интернет становится бесплатным за счет просмотра рекламы. Владельцы роутеров получают вознаграждение от рекламодателей за рекламу, просмотренную пользователями. Годовая выручка World Wi- Fi может составить $180 млн. Об этом «Инвест-Форсайт» узнал от CEO World Wi- Fi Ильи Яшина.
От агрегатора рекламы к платформе
Созданная россиянами Ильей Яшиным и Яном Сепиашвили компания World Wi-Fi PTE Ltd. зарегистрирована в Сингапуре. Ее цель — объединить все домашние и публичные точки Wi-Fi в общемировую бесплатную сеть. Сделать это можно традиционным способом: показывая рекламу пользователям Wi-Fi. Яшин и Сепиашвили не новички в бизнесе. У них есть агрегатор рекламы в Wi-Fi сетях в общественных местах — Adrenta и платформа Wi-Fi-идентификации для публичных сетей — Radius Wifi. Adrenta позволяет рекламодателям показывать рекламу в сетях Wi-Fi в аэропортах, образовательных учреждениях, ресторанах и отелях и пр. Помимо России, компания также работает в Казахстане, Грузии, Азербайджане и других странах СНГ. Всего сеть объединяет 5 тыс. точек Wi-Fi в 80 городах. ООО «Радиус» предоставляет программное обеспечение для авторизации по номеру телефона в общественных Wi-Fi-сетях, а также дополнительные маркетинговые возможности. Adrenta принадлежит ООО «Вай-Фай Медиа Партнер», единственным владельцем которого является Дарья Рябова (данные сервиса Контур.Фокус). Рябова также является гендиректором ООО «Радиус». 70% «Радиуса» у Татьяны Переверзевой, 30% — у Илья Яшина.
К маю этого года компания World Wi-Fi привлекла через ICO $25 млн. 5% токенов приобрел советник Ethereum Foundation Владислав Мартынов. Среди владельцев токенов есть компании, развивающие Wi-Fi-сети. Около ста токенодержателей в 40 странах — амбассадоры World Wi-Fi, они подключаются к платформе компании, транслируют рекламу и зарабатывают на этом, обеспечивая своих пользователей бесплатным интернетом. Так, один из них — житель государства Микронезия, владелец местной IT-компании, намерен продавать рекламу через World Wi-Fi по всей стране.
Операторы связи решили заработать на Wi- Fi
Компания World Wi-Fi бесплатно обеспечивает владельцев роутеров программой, которая позволяет продавать рекламу. Сильный рост клиентов World Wi-Fi в этом году обеспечат 15 телекоммукационных компаний (операторов связи), в том числе одна крупная российская, названия которых будут раскрыты после окончания тестовых испытаний. Именно они, а не домашние роутеры, стали основными клиентами компании World Wi-Fi. Дело в том, что зачастую российские региональные операторы связи сами не могут быстро за счет рекламы в интернете окупить свои затраты на установку Wi-Fi-точек. World Wi-Fi позволят сделать это за несколько месяцев. На сегодня у World Wi-Fi около двух тысяч рекламодателей, в их числе крупные рекламные агентства и такие компании, как Мегафон, Альфа-банк, М-Видео, Тинькофф, AliExpress и пр. В среднем 15% показов рекламы приводят к посещению сайтов или Телеграм-каналов — это больше, чем в обычной интернет-рекламе.
В России рекламу в Wi-Fi уже продает сеть «Максима Телекома» — в московском метро и другом общественном транспорте. Но, как ранее писала пресса, чтобы развернуть в метро сеть, «Максиме» пришлось потратить 2 млрд рублей, доходы же от рекламы у «Максимы Телеком» таковы, что инвестиции будут окупаться лет семь.
«Наша бизнес-модель отличается от “Максимы”, как Uber от таксопарка, — говорит Илья Яшин — мы не строим сети Wi-Fi, мы продаем программу, которая позволяет зарабатывать на рекламе. Как Uber не владеет таксопарком, но дает водителям программу, которая позволяет им быстро находить пассажиров».
С каждой рекламы World Wi-Fi получает 5%. Через каждый из нескольких тысяч роутеров происходит от 30 показов рекламы на самых слабых частных точках доступа и до 500 и более в сутки — на публичных. Кроме того, компания собирает аналитику: какая точка Wi-Fi более или менее успешна, и дает эту аналитику бесплатно. Платформа World Wi-Fi позволяет рекламодателю выбирать аудиторию на основе истории поисковых запросов, пола, возраста, профиля социальных сетей, локации (с любой степенью детализации вплоть до улицы, дома, квартиры). При этом стоимость подобной рекламы значительно ниже рекламы в поисковых системах или социальных сетях.
«Порвать» рынок World Wi-Fi надеется вместе с производителем Wi-Fi роутеров для дома и офиса — компанией Keenetic. Недавно стороны заключили контракт, в соответствии с которым в одной из следующих прошивок на каждом роутере будет кнопка включения программы World Wi-Fi.
«Моя задача, чтобы в магазине роутеров без наклейки World Wi-Fi почти что не было», — говорит Илья Яшин.
Как использовать Wi-Fi для рекламы
Установка одной новой точки Wi-Fi стоит примерно $30, за счет рекламы для пользователей оборудование окупается за пару месяцев. С 30 роутеров, установленных в кафе, ресторанах, отелях, суточный доход выходит около 1500 евро. Так работает Evonet, развернувшая сети Wi-Fi на курортах побережья Коста-Бланка в Испании, где россияне теперь могут пользоваться бесплатным интернетом. В тридцати крупных отелях (каких, пока не раскрывается) партнер компании World Wi-Fi Hotelchat тестирует продажи постояльцам обедов в ресторане, такси, билеты на концерты и пр. через чат в сети Wi-Fi. У отеля растет выручка и рейтинг, World Wi‑Fi и Hotelchat зарабатывают свои проценты — от рекламы и оказанных услуг соответственно. Для отеля с номерным фондом до 50 номеров чат стоит 5 тыс. руб. в месяц. Для World Wi-Fi затраты связаны с установкой ядра управляющей сети — около $500.
World Wi-Fi ведет переговоры с клиниками, банками и кафе, надеясь продавать больше услуг через мобильные приложения, используя беспроводной интернет.
Автор: Наталья Кузнецова