ENG
Инвестклимат, Мнение

Бизнес гибнет от бумаг

Наталья Кошелева

Наталья Кошелева

Вице-президент Ассоциации малоформатной торговли

Предприниматели в России тонут в бумажной отчетности. Ежегодно только одна налоговая запрашивает от бизнесмена от одного до 11 документов. Кроме того, существует до 158 всевозможных форм статистики для разных видов деятельности. А еще отчеты бухгалтерские, пара бумаг для Фонда социального страхования, еще до четырех — для Пенсионного фонда, специальная ведомственная отчетность (например, в органы тарифного регулирования или документы об использовании средств долевого строительства, отчеты частных медицинских организаций в фонды ОМС, декларации об объеме производства и оборота алкогольной продукции и тому подобное).

Чем бизнес больше, тем выше стопка документов, которая может доходить до тысячи бумаг в пересчете на одну фирму. При этом табель форм федерального статистического наблюдения на 2020 год содержит более 60 отдельных дат сдачи отчетов. В рамках одного вида деятельности количество дат может доходить до 10 в год, а для многопрофильных предприятий — и того более. Для субъектов МСП рост нагрузки происходит скачкообразно: если микробизнесу требуется заполнять меньше форм, то малому и среднему — в несколько раз больше.

Предприниматели поголовно жалуются на то, что данные различных форм бумаг, предоставляемых с периодичностью ото дня до года, часто дублируют друг друга. Совокупные обязательства представляются избыточными, накладывают административное бремя на отдельные категории предпринимателей, а нарушение сроков сдачи часто несет риски получить существенный административный штраф.

Кстати, в этом году запущена сплошная перепись малого и среднего бизнеса. Хоть и ведется она в электронном формате, согласитесь, ведь тоже дополнительная нагрузка?! Мир уже давно начал уходить от традиционных концепций статистики — вся мировая система переходит на big data. Это новейший способ аккумулирования подчас витальной информации государством и экономическими агентами. Сюда входит статистика и налоговая, и банковская, и потребительская; да по сути, любая иная. Ключ к сбалансированной экономике в новом мире в big data — на ее основе можно в разы лучше понять, где кроются спрятанные рынки, где находятся провалы государственной политики и как на самом деле распределяются ресурсы.

Элемент такой системы в России — ФНС, которая аккумулирует данные со всей страны с онлайн-касс и получает ежедневную картину потребления и активности малого бизнеса.

Поэтому с целью оптимизации процесса подачи различных видов отчетности представляется возможным создание «единого окна» на базе Федеральной налоговой службы России с обеспечением возможности электронного взаимодействия с предпринимателями и подачей всех документов в одну инстанцию. Для реализации указанного замысла, по мнению специалистов Партии Роста, необходимо:

  • создать единый репозиторий отчетных данных на базе ФНС России, куда субъекты предпринимательства будут предоставлять все необходимые формы отчетности; заинтересованные ведомства, региональные и муниципальные органы власти будут получать необходимые данные из репозитория в рамках межведомственного взаимодействия;
  • провести полную инвентаризацию форм отчетности и исключить избыточные и дублирующие друг друга формы, определив, таким образом, оптимальный набор отчетности, предоставляемой в репозиторий;
  • обеспечить возможность передачи всех видов отчетности субъектами предпринимательства в единый репозиторий в электронном формате. На законодательном уровне в ст. 13 и 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установить приоритет программного (посредством API) доступа к порталам сдачи отчетности и иным государственным информационным системам, а также заблаговременной публикации любых изменений в формы и форматы предоставления данных в адрес госорганов.

На практике это будет означать начало формирования единой системы big data в России под эгидой государства. Мы уверены, эта система сможет помочь оценивать степень достижения национальных целей и приоритетов, своевременно корректировать программы и перераспределять ресурсы, оценивать состояние секторов экономики. А бизнес сможет сдавать данные в удобном и понятном формате, что снизит административную нагрузку, особенно в непростой постпандемийный период.

Однако все понимают: чтобы реализовать этот достаточно глобальный план, уйдет немало времени. Поэтому в Партии Роста проанализировали и работу существующей системы отчетности. Вот какие точечные меры мы можем предложить.

В связи с применением онлайн-касс:

  • В ежемесячной форме статистического наблюдения Форма П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» исключить сведения по оборотам розничной торговли: Графы 1 и 2 строки 02 раздела 1, Графы 1 и 2 строки 22 Раздела 3, Раздел 5 полностью.
  • В ежеквартальной форме статистического наблюдения Форма № 3-ТОРГ (ПМ) «Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия» исключить: Графы 1 и 2 строка 01 Раздел 1, Графы 1 и 2 строка 02 Раздел 1, Графы 4 и 5 строки 66 Раздел 2.
  • В годовой форме статистического наблюдения Форма 1-ТОРГ «Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли»: Раздел 2 исключить, Раздел 3 столбец 5 исключить, Графу 5 Раздел 4 полностью исключить.
  • Провести анализ возможности перевода наблюдений в розничной торговле и услугах населению на межведомственный обмен данными (в связи с введением онлайн-касс).
  • Годовая форма статистического наблюдения Форма № 12-Ф «Сведения об использовании денежных средств» дублирует годовую форму «Отчет о движении денежных средств» к годовому балансу. Предлагаем по итогам 2020 года наладить обмен информацией между Росстатом и ФНС России для заполнения формы 12-Ф.
  • Провести аудит требований по предоставлению форм отчетности по социальным платежам с проработкой вопросов объединения ряда форм (например, объединить отчеты СЗВ-М и СЗВ-ТД, объединить «Расчет по страховым взносам» и СЗВ-СТАЖ). В таком случае для ежемесячной формы статистического наблюдения Форма № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» можно будет брать данные из объединенного отчета «Расчет по страховым взносам» и СЗВ-СТАЖ. В форме ФСС-4 упразднить данные, дублирующие сведения расчетов по страховым взносам.
  • Объединить ежемесячные, квартальные, полугодовые и годовые статистические отчеты П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» в один ежемесячный, но с разбивкой по ОКПО.
  • Рассмотреть возможность упразднения месячного статистического отчета № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» с получением данных для статистических целей из баз данных ФНС России.
  • На законодательном уровне установить обязательность заблаговременной публикации любых изменений в формы и форматы предоставления отчетных данных в адрес госорганов.
  • Определить периодичность предоставления отчетности для всех субъектов МСП для любых наблюдений — не чаще 1 раза в квартал.
  • Установить единые даты сдачи статистической отчетности вне зависимости от отрасли.
  • Установить пятилетний «мораторий» на подачу отчетности ИП и ЮЛ с численностью менее 15 человек в случае, если они участвовали в сплошном наблюдении.
  • Запретить органам статистического наблюдения на практике требовать формы налоговой отчетности у субъектов предпринимательства.
  • Провести аудит установленных в КОАП размеров штрафов за непредставление первичных статистических данных и иных видов отчетности и проработать вопрос их снижения в проекте нового кодекса по административным правонарушениям.
  • Провести анализ возможности интеграции форм статистического наблюдения, в том числе создание единых форм с приведением отраслевых показателей в приложениях к основной форме статистического наблюдения.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья