Среди стартапов, «взлетевших» в последние годы, довольно большое количество агрегаторов — тех, что не предлагают собственных услуг, но создают маркетплейсы и экосистемы для услуг большого числа партнеров. Среди проектов этого типа — Fitmost, онлайн-агрегатор и единый абонемент, действующий в нескольких сотнях спортивных клубов и фитнес-студий. Пользователь, имеющий абонемент Fitmost, каждый день может выбирать из более чем 3000 занятий. Fitmost на данный момент сотрудничает с ведущими компаниями в области фитнеса в 6 городах РФ: Новосибирск, Казань, Сочи, Петербург, Екатеринбург и, конечно, Москва.
В чём суть проекта Fitmost: выгоды для физических лиц и студий
Суть достаточно проста. За 3990 рублей пользователь получает доступ сразу во все студии, которые сотрудничают с Fitmost, на месяц. Единственное условие — в одной студии допускается тренироваться не больше трёх раз за этот срок. Сейчас в числе партнёров сервиса — школа танцев Trix Family, студия City Fitness на Речном вокзале, сеть сайкл-студий VELOBEAT, спорткомплекс «Коралл», школа воздушной гимнастики AIRDANCE MOSCOW, боксёрский клуб «Октябрь» и так далее. Разумеется, партнёры получают определённую часть от денег, которые платят пользователи за абонементы (около 40%).
Самые популярные направления среди пользователей сервиса Fitmost — йога, танцы, сайклинг. Помимо абонементов на месяц, также существуют абонементы на три месяца, полгода или год. Дата начала действия онлайн-абонемента определяется пользователем при покупке. Особенность абонемента Fitmost состоит в том, что он не предполагает никакого пластикового носителя, который можно потерять или забыть дома. Поиск нужных тренировок и бронирование — всё можно сделать прямо на официальном сайте Fitmost.ru или в соответствующем приложении.
Для фитнес-студий партнёрские отношения с Fitmost тоже выгодны. Fitmost обеспечивает партнёрам приток посетителей, а взамен договаривается об определённых скидках для них на посещение студий — как правило, речь идёт о скидке примерно в 50%. Следует понимать, что при организации групповых тренировок и занятий многие траты являются фиксированными: аренда помещения, счета за электроэнергию, заработная плата тренера. То есть Fitmost, привлекая новых клиентов, позволяет студиям-партнёрам увеличить доходы или снизить издержки.
Как появился стартап Fitmost
Основатели проекта Fitmost — Денис Ростовский и Александра Герасимова. До этого Денис работал в агрегаторе inTaxi, который в одно время был достаточно востребован в российской провинции. Но когда на рынок зашли гиганты Gett и Яндекс.Такси, проект перестал расти. Что касается Александры Герасимовой, она со студенческих лет занимается онлайн-проектами, которые связаны с домашними животными. В частности, она создала платформу Petdoctor, дающую возможность проконсультироваться и записаться к ветеринарным врачам на приём в Москве онлайн. А ещё Герасимова принимала участие в создании ресурса «Забратьдомой.рф», где размещалась информация о бездомных кошках, собаках и иных животных.
Денис Ростовский покинул inTaxi ещё в 2014 году, а спустя примерно полтора года, в начале весны 2016-го, запустил вместе с Александрой сервис Fitmost. Идея создания сервиса пришла молодым людям после наблюдения за тем, как одна за другой меняются и диджитализируются в России различные отрасли. Взять хотя бы такую отрасль, как такси и пассажирские перевозки. Ещё три-четыре года назад люди ловили такси, просто голосуя на улице. Сегодня же так почти никто не делает.
В итоге Денис, Александра и другие участники команды решили войти со своими IT-решениями в российскую фитнес-индустрию. На тот момент она находилась в числе отстающих. На некоторых сайтах фитнес-центров не было даже цен. Сложно было понять, где поблизости находится та или иная студия, каково качество предоставляемых ею услуг и т.д.
Основатели истратили на создание стартапа примерно девять с половиной миллионов рублей из своих средств. Значительная доля была направлена непосредственно на разработку и тест интернет-платформы, посредством которой обладатели абонементов могли бы записаться на занятия в студии-партнёры.
Интересно, что за рубежом подобные онлайн-агрегаторы уже существовали. В качестве примера можно привести американский проект ClassPass — он возник ещё в 2012 году. По сути, Fitmost — попытка адаптации зарубежной идеи к отечественным реалиям, и попытка небезуспешная.
Первые шаги и первые сложности
Александра Герасимова, рассказывая о тех сложностях, с которыми стартап столкнулся на первом этапе, поясняет:
«Мы не ожидали, что рынок будет настолько недиджитализированным. Пришлось создавать колл-центр, который подтверждал бы записи на занятия. Вместо того чтобы интегрироваться с ПО фитнес-студий и выгружать оттуда их информацию, пришлось разрабатывать свою платформу, где любая студия-партнёр могла бы вести расписание. На то время многие фитнес-студии вели расписание в лучшем случае в Excel, в худшем — в блокноте или группе ВК».
Александра признаёт, что отсталость рынка действительно была недооценена. Российские фитнес-студии, как показала практика, практически не следили за зарубежными трендами, поэтому идея общего онлайн-абонемента Fitmost зачастую воспринималась со скепсисом. Эта бизнес-модель для РФ была новой, а руководители фитнес-студий желали видеть на сто процентов готовое решение с прогнозируемым притоком клиентов. Представителям Fitmost приходилось подробно расписывать достоинства проекта, апеллируя к опыту западных стран, проводить обучение.
Чтобы запустить абонемент, необходимо было набрать минимум сорок партнёров, и это казалось создателям стартапа нереальным. Однако возникшие препятствия всё же были преодолены. Сейчас у сервиса Fitmost более 600 партнёров — это самая обширная система букинга спортивных тренировок в РФ.
А ещё не так давно команда Fitmost запустила отдельный ресурс WE ARE STUDIOS с новостями российской и зарубежной фитнес-индустрии, полезными кейсами и отраслевыми обзорами. В команде ожидают, что ресурс будет полезен и интересен владельцам небольших спортивных студий и маленьких фитнес-клубов.
На каких клиентов рассчитан Fitmost и как он помогает фитнес-индустрии в России
Большинство клиентов, покупающих абонементы Fitmost, — так называемые миллениалы, многие из которых уже стали платёжеспособными. Характерные черты миллениалов известны: они, как правило, не привязаны к одному месту, не склонны совершать долгосрочные приобретения и уже в достаточной степени диджитализированы. И команда Fitmost делает акцент в первую очередь на миллениалов, использует инструменты, подходящие именно для этой категории потребителей: соцсети, блоги и так далее. Кроме того, сервису Fitmost в последнее время удаётся привлекать больших корпоративных клиентов — для них созданы специальные корпоративные пакеты.
В целом Fitmost, считает Александра Герасимова, помогает расти рынку фитнеса в России. И это довольно важно, ведь пока в РФ вовлечённость людей в фитнес и другие подобные вещи не так велика, как в развитых западных странах. Многие из тех, кто хочет заняться спортом, выбирают абонемент Fitmost как стартовый этап — это помогает понять, какие направления нравятся, а какие не нравятся. В конце концов, именно благодаря Fitmost люди могут приобщиться к спорту и фитнесу, к здоровому образу жизни.
Автор: Ксения Фирсова