ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Бизнес микробиолога: вафли с пробиотиками

Светлана Хомичева в 1999 году выпустила в Новосибирске продукт собственной разработки — вафли с пробиотиками. Первая партия в 50 кг быстро разлетелась по розничным магазинам. Покупатели просили ещё и ещё. За почти 20 лет компания «Диа-Веста» пережила несколько кризисов, обзавелась собственным производством и значительно расширила ассортимент. Теперь «Диа-Веста» выпускает серии витаминизированных продуктов — не только вафли, но и джемы из сибирских свежемороженных ягод, желе с добавлением натуральных соков, батончики-мюсли с орехами, ягодами и фруктами.

Светлана Хомичева работала в научно-исследовательском институте в Новосибирске и в свободное время экспериментировала с созданием полезных продуктов. Ею двигал живой интерес создавать еду, питаясь которой, человек мог бы жить долго и не пользоваться лекарствами. Идеи делать бизнес не было, но мысль попробовать произвести продукты для здорового питания не давала покоя.

Химик-микробиолог по образованию, Светлана создавала в лаборатории микрокапсулированные пробиотики, в основном бифидобактерии, которые затем использовали в производстве кондитерских изделий. Для выпуска первой пробной партии 50 килограмм вафель с пробиотиками арендовали производственные мощности одного предприятия, на котором выпускались кондитерские изделия. Сумма за аренду была ощутимая. Первая партия вафель не удалась — деньги просто ушли на ветер, став ценой эксперимента.

Светлана проанализировала промахи и разработала новую технологию для изготовления вафель с пробиотиками: были детально прописаны подбор ингредиентов, подготовка, режимы смешения компонентов, временные и температурные правила. Из института Светлана уволилась и уже зарегистрировала ООО; компанию назвали «Диа-Веста».

Для выпуска второй пробной партии Светлана Хомичева взяла займ — хотелось довести дело до конца. В этот раз вафли получились что надо. Партию отправили на клиническую апробацию: в трёх городских клиниках вафли раздавали больным и проверяли их эффективность. Все три выдали заключение о том, что у больных, которые пробовали вафли, быстрее налаживался обмен веществ и восстанавливалась микрофлора кишечника. Кроме того, вафли проанализировали на безопасность.

Для следующей партии Светлана Хомичева уже заказала оформление и дизайн, стала выпускать небольшие вафли в индивидуальной упаковке по 35 грамм, маленькими партиями привозить их в розничные магазины города и рассказывать про новый продукт. Вафли быстро разошлись. Покупатели просили такие же, но уже без сахара. Предпринимательница стала выпускать вафли на фруктозе, которые стали популярны у диабетиков.

Первое время Хомичева сотрудничала с 15 магазинами. Был стабильный спрос. Через год-два появилась целая линейка продукции для диабетиков. Чуть позже в ассортимент ввели джемы и желе. Ягоды и фрукты использовали местные или привозили из Алтайского края и Томской области, сухофрукты — из Таджикистана. В 2001 году выручка выросла в 2 раза, в 2004 году — четырехкратно, каждый следующий год появлялись новые продукты и рос оборот.

Заказы размещали на разных кондитерских фабриках: привозили своё сырье, ставили своих технологов (к тому времени уже наняв тех в штат), вели весь производственный процесс. Своего оборудования не было. В 2005 году появилось и оно, но площади для производства по-прежнему арендовали. В этом же году стали продавать вафли и прочие кондитерские изделия в другие регионы. Собственное производство у Светланы Хомичевой появилось в 2010 году. Взяли в банке ипотеку на недостроенное двухэтажное здание (35 млн рублей), достроили, купили линию производства, но оно было полуручное.

«До автоматизированного производства надо было ещё дорасти», — говорит Светлана.

В компании работает 37 человек. Сильной конкуренции Светлана Хомичева на рынке полезных кондитерских изделий не ощущает:

«Рынок здорового питания настолько большой, что даже хорошо, если есть конкуренты, людям всегда есть, что выбрать».

Тем не менее, в Москве «Диа-Веста» долго работать не смогла:

«Московские закупщики стараются брать местных производителей».

Продукция компании «Диа-Веста» продаётся, кроме России, в странах Таможенного союза.

«Готовимся выйти в Китай и Вьетнам», — рассказывает о планах Хомичева.

Вместе со всей страной предприятие Светланы Хомичевой пережило экономические кризисы. В 2008 году начались неплатежи со стороны магазинов. Всего за годы работы компания потеряла около 15 миллионов рублей. В этом же году закупали оборудование; на автомат продольной и поперечной резки батончиков-мюсли средств не хватило, и его делали сами с привлечением инженеров.

«Сейчас мы работаем во время экономической нестабильности», — говорит Светлана.

За последние несколько лет компания «Диа-Веста» сделала специализированные батончики — для школьников, спортсменов, военных. Это дало возможность целенаправленно работать со школами и продавать им батончики для организации питания. Светлана Хомичева продаёт батончики через аптеки, санатории, детские лагеря, оптовые компании, также у «Диа-Весты» есть собственный интернет-магазин. На рекламу тратятся достаточно скромные деньги — 1,5 миллиона рублей в год. Основной канал продвижения — интернет.

Автор: Надежда Румак, директор по коммуникациям премии «Бизнес-Успех»

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья