ENG

Перейти в Дзен
Аналитика, Технологии

Бизнес в России не готов к цифровизации

Российские производственные предприятия пока еще находятся на самом начальном этапе цифровизации. Подавляющее большинство из них (91%) не просто продолжает работать по устаревшей бизнес-модели, а в принципе не имеет стратегии цифровизации своего бизнеса (таковой обладают лишь 4% компаний). К таким выводам пришли эксперты Strategy Partners, опросившие более 100 российских компаний, включая крупнейшие отечественные предприятия. Знакомим читателей «Инвест-Форсайта» с ключевыми выводами исследования «Индекс готовности российских компаний к цифровой трансформации» (проводилось при поддержке оргкомитета международной промышленной выставки «Иннопром»).

Бизнес в России не готов к цифровизации

Важность «цифры» не отрицают

Нельзя сказать, чтобы тема цифровой трансформации бизнеса была для российских компаний неизвестна или неясна. Как показало исследование, последние проявляют к ней интерес и даже планируют трансформацию собственного бизнеса в будущем. Так, уточняют в Strategy Partners, большинство участников опроса отметили необходимость в ближайшие 3-5 лет «перевести» существующую бизнес-модель на цифровые рельсы. Пусть частично, но цифровизироваться готовы 39% компаний; полностью оцифровать существующую бизнес-модель намерены 22%, и столько же респондентов готово в принципе перестроить бизнес-процессы с учетом требований «цифры». Только 4% респондентов заявили, что бизнес-модели их компании цифровая трансформация не требуется.

Как минимум, отмечают в Strategy Partners, крайне высок интерес первых лиц компаний к теме цифровой трансформации. А сами компании довольно трезво оценивают необходимость погружения в «цифру» — 48% компаний заявили о том, что понимают важность цифровой трансформации.

От Запада отстают

Несмотря на интерес к теме цифровизации, главной бизнес-моделью российских компаний остается продажа физических объектов, а о таких форматах, как монетизация собранных данных или развитие подписки, речи вообще не идет. С точки зрения применения в бизнес-процессах цифровых технологий дело дальше пилотных проектов также не идет. Так, до стадии масштабирования дошло лишь использование технологий цифрового проектирования (об этом сказали 43% респондентов), и даже в данном случае используются устаревшие или недостаточно мощные инструменты и методология. Значительно менее активно бизнес задействует решения на основе больших данных, интернета вещей, а также роботизации. Если же говорить об искусственном интеллекте, блокчейне, дополненной и виртуальной реальности, то эти технологии на уровне масштабирования не используются ни одной из опрошенных компаний.

Особенно очевидной отсталость становится при сравнении с зарубежным опытом. Самой главной цифровой технологией, которую используют российские предприятия, остается широкополосный интернет — доступ к нему есть у 81% участников опроса. С остальными технологиями все куда сложнее: так, системой электронных закупок пользуется лишь 17% компаний (для сравнения, в странах ОСЭР в среднем этот показатель достигает 48%). CRM-системы есть у 12%, ERP-системы — у 17% (за рубежом их использует 30% и 32% соответственно), облачными технологиями пользуются 21% компаний (в странах ОСЭР их 30%).

Нет денег и персонала

Причины, по которым российские компании не готовы к цифровизации бизнеса, довольно банальны. В России все еще мало инвестируют в цифровую трансформацию — так, более 65% компаний не имеют специального центра компетенций по цифровой трансформации, а у 71% компаний доля «цифровых» инвестиций составила менее 5%. О нехватке финансовых ресурсов как одном из главных барьеров на пути цифровой трансформации говорят 22% участников опроса, еще 26% просто не видят эффекта от внедрения цифровых технологий, а 30% мешает технологии мешает использовать банальный недостаток знаний.

Проблемой остается и кадровый голод — в качестве барьера на пути к цифровизации о нем заявили 17% респондентов. Даже у крупнейших российских промышленных компаний в штате далеко не всегда присутствует руководитель по цифровой трансформации (например, Chief Data Officer или Chief Digital Transformation Officer).

От цифры нет отдачи?

Впрочем, на пути тотальной цифровизации нередко оказываются и иные препятствия; причем с последними сталкиваются компании самого разного уровня: от небольших предприятий до национальных корпораций. Если говорить о крупном бизнесе, то часть компаний пошла по пути создания внутренних акселераторов и инновационных лабораторий с опорой на привлечение недорогих внутренних и внешних технологических команд, говорит директор технологической практики в риск-консалтинге КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев. Есть на рынке и примеры национальных корпораций, которые делают ставку на альянсы с крупнейшими мировыми технологическими лидерами, имеющими собственные цифровые платформы. Однако и те и другие находятся в поисках идей цифровизации, способных демонстрировать эффект хотя бы на уровне единиц процентов от показателей традиционного бизнеса.

«Даже крупнейшие компании в B2C-сегменте говорят о малозначительной добавке цифрового взаимодействия с клиентами по сравнению с привычными бизнес-моделями», — говорит Сергей Вихарев.

Иначе обстоит ситуация на менее крупных производственных предприятиях. Среди них доля компаний, имеющих стратегию цифровой трансформации, действительно невелика, и вопрос цифровой трансформации напрямую связан с имеющимся оборудованием. Например, если предприятие уже модернизировало производство, ему остается лишь экспериментировать с сырьем. Также важно понимать, что идеи замены персонала системами компьютерного зрения и роботизированными манипуляторами требуют существенных затрат, и на небольшом производстве обычно заметно превосходит затраты на ФОТ на несколько лет вперед. Есть также ограничения социального характера, не позволяющие увольнять работников, особенно на градообразующих предприятиях, резюмирует Сергей Вихарев.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья