Российские производственные предприятия пока еще находятся на самом начальном этапе цифровизации. Подавляющее большинство из них (91%) не просто продолжает работать по устаревшей бизнес-модели, а в принципе не имеет стратегии цифровизации своего бизнеса (таковой обладают лишь 4% компаний). К таким выводам пришли эксперты Strategy Partners, опросившие более 100 российских компаний, включая крупнейшие отечественные предприятия. Знакомим читателей «Инвест-Форсайта» с ключевыми выводами исследования «Индекс готовности российских компаний к цифровой трансформации» (проводилось при поддержке оргкомитета международной промышленной выставки «Иннопром»).
Важность «цифры» не отрицают
Нельзя сказать, чтобы тема цифровой трансформации бизнеса была для российских компаний неизвестна или неясна. Как показало исследование, последние проявляют к ней интерес и даже планируют трансформацию собственного бизнеса в будущем. Так, уточняют в Strategy Partners, большинство участников опроса отметили необходимость в ближайшие 3-5 лет «перевести» существующую бизнес-модель на цифровые рельсы. Пусть частично, но цифровизироваться готовы 39% компаний; полностью оцифровать существующую бизнес-модель намерены 22%, и столько же респондентов готово в принципе перестроить бизнес-процессы с учетом требований «цифры». Только 4% респондентов заявили, что бизнес-модели их компании цифровая трансформация не требуется.
Как минимум, отмечают в Strategy Partners, крайне высок интерес первых лиц компаний к теме цифровой трансформации. А сами компании довольно трезво оценивают необходимость погружения в «цифру» — 48% компаний заявили о том, что понимают важность цифровой трансформации.
От Запада отстают
Несмотря на интерес к теме цифровизации, главной бизнес-моделью российских компаний остается продажа физических объектов, а о таких форматах, как монетизация собранных данных или развитие подписки, речи вообще не идет. С точки зрения применения в бизнес-процессах цифровых технологий дело дальше пилотных проектов также не идет. Так, до стадии масштабирования дошло лишь использование технологий цифрового проектирования (об этом сказали 43% респондентов), и даже в данном случае используются устаревшие или недостаточно мощные инструменты и методология. Значительно менее активно бизнес задействует решения на основе больших данных, интернета вещей, а также роботизации. Если же говорить об искусственном интеллекте, блокчейне, дополненной и виртуальной реальности, то эти технологии на уровне масштабирования не используются ни одной из опрошенных компаний.
Особенно очевидной отсталость становится при сравнении с зарубежным опытом. Самой главной цифровой технологией, которую используют российские предприятия, остается широкополосный интернет — доступ к нему есть у 81% участников опроса. С остальными технологиями все куда сложнее: так, системой электронных закупок пользуется лишь 17% компаний (для сравнения, в странах ОСЭР в среднем этот показатель достигает 48%). CRM-системы есть у 12%, ERP-системы — у 17% (за рубежом их использует 30% и 32% соответственно), облачными технологиями пользуются 21% компаний (в странах ОСЭР их 30%).
Нет денег и персонала
Причины, по которым российские компании не готовы к цифровизации бизнеса, довольно банальны. В России все еще мало инвестируют в цифровую трансформацию — так, более 65% компаний не имеют специального центра компетенций по цифровой трансформации, а у 71% компаний доля «цифровых» инвестиций составила менее 5%. О нехватке финансовых ресурсов как одном из главных барьеров на пути цифровой трансформации говорят 22% участников опроса, еще 26% просто не видят эффекта от внедрения цифровых технологий, а 30% мешает технологии мешает использовать банальный недостаток знаний.
Проблемой остается и кадровый голод — в качестве барьера на пути к цифровизации о нем заявили 17% респондентов. Даже у крупнейших российских промышленных компаний в штате далеко не всегда присутствует руководитель по цифровой трансформации (например, Chief Data Officer или Chief Digital Transformation Officer).
От цифры нет отдачи?
Впрочем, на пути тотальной цифровизации нередко оказываются и иные препятствия; причем с последними сталкиваются компании самого разного уровня: от небольших предприятий до национальных корпораций. Если говорить о крупном бизнесе, то часть компаний пошла по пути создания внутренних акселераторов и инновационных лабораторий с опорой на привлечение недорогих внутренних и внешних технологических команд, говорит директор технологической практики в риск-консалтинге КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев. Есть на рынке и примеры национальных корпораций, которые делают ставку на альянсы с крупнейшими мировыми технологическими лидерами, имеющими собственные цифровые платформы. Однако и те и другие находятся в поисках идей цифровизации, способных демонстрировать эффект хотя бы на уровне единиц процентов от показателей традиционного бизнеса.
«Даже крупнейшие компании в B2C-сегменте говорят о малозначительной добавке цифрового взаимодействия с клиентами по сравнению с привычными бизнес-моделями», — говорит Сергей Вихарев.
Иначе обстоит ситуация на менее крупных производственных предприятиях. Среди них доля компаний, имеющих стратегию цифровой трансформации, действительно невелика, и вопрос цифровой трансформации напрямую связан с имеющимся оборудованием. Например, если предприятие уже модернизировало производство, ему остается лишь экспериментировать с сырьем. Также важно понимать, что идеи замены персонала системами компьютерного зрения и роботизированными манипуляторами требуют существенных затрат, и на небольшом производстве обычно заметно превосходит затраты на ФОТ на несколько лет вперед. Есть также ограничения социального характера, не позволяющие увольнять работников, особенно на градообразующих предприятиях, резюмирует Сергей Вихарев.
Автор: Ольга Блинова