ENG
Перейти в Дзен
Стартапы

Благодатная почва для стартапа: как получить максимум от акселерационных программ

Сегодня для предпринимателей есть множество возможностей ускоренно развивать свои проекты: найти бизнес-ангела или эдвайзера, поучаствовать в хакатоне, попасть в акселератор или бизнес-инкубатор. Но при этом работа даже с самыми известными и крутыми экспертами не гарантирует успех. Как участвовать в программах для стартапов наиболее эффективно, рассказывает Александра Линникова, соруководитель программ для стартапов MGIMO Ventures, операционный директор программ Startech.vc, CEO Startech.Base.

Александра Линникова, соруководитель программ для стартапов MGIMO Ventures. Фото из личного архива

Ответственность все еще на стартапе

Попав в акселератор или под крыло к бизнес-ангелу, важно понимать, что развитие стартапа — по-прежнему ответственность команды проекта. И именно компания должна быть озабочена тем, как получить максимум от экспертов. Членам команды стоит выделить время на участие в трекинг-сессиях, экспертных сессиях, посещать мероприятия образовательного блока.

Большинство акселераторов, особенно студенческих, сегодня бесплатные. И нередко бывают ситуации, что люди легкомысленно относятся к такой помощи: стартапы вступают в программу, но не работают по ней, пропускают сессии, не приходят на мероприятия. А ведь это действительно шанс проверить свой бизнес на прочность, получить обратную связь по продукту и доработать его, а также познакомиться с инвесторами.

Еще бывает, что стартап одновременно вступает в максимальное количество акселерационных программ и команда просто не успевает нормально работать ни по одной из них. Это не лучший путь. Погружение в один акселератор даст больше пользы, чем несколько названий в послужном списке.

Помощь для команды, а не для фаундера

Важно не только посещать сессии и мероприятия акселератора — лучше, чтобы на них присутствовал не один основатель проекта, а вся команда. Так они останутся на одной волне, будут лучше понимать, что и зачем делают. Новые знания позволят расти и развиваться всем сотрудникам, и в итоге это станет большим плюсом для продукта.

Отдельно стоит сказать о важности офлайн-мероприятий. Часто бывает, что даты и время становятся известны совсем незадолго до события, но я очень рекомендую все же вписывать их в графики фаундера и других членов команды. Во-первых, на личные встречи обычно приглашают топовых спикеров — ключевых экспертов отрасли, представителей инвестиционных фондов и корпораций. И даже если вы будете выступать только слушателем на мероприятии, это уже довольно полезно. Но, во-вторых, такие мероприятия — еще и площадка для полезного нетворкинга, знакомств и бесед с приглашенными топовыми спикерами.

Опыт лишним не бывает

Практика показывает, что хорошие результаты обычно показывают команды, открытые в общении и готовые воспринимать новый опыт и рекомендации наставников. Как правило, они уже не трясутся над своим продуктом, как совсем юные ребята, а готовы что-то менять, экспериментировать, пробовать применять неожиданные решения, спрашивать совета. Разумеется, у проектов всегда есть право не следовать рекомендациям, но все же опыт людей, видевших множество стартапов и разбирающихся в определенных сферах, заслуживает внимания.

Александра Линникова, соруководитель программ для стартапов MGIMO Ventures. Фото из личного архива

Насмотренность важна и среди членов команды: чаще лучшие результаты демонстрируют проекты с опытными сотрудниками. С большей вероятностью будут успешны ребята, для которых сегодняшний стартап — уже не первый бизнес, или проектом занимаются выходцы из корпоративного топ-менеджмента. И хорошо, если у всех членов команды достаточно большой опыт работы по их направлению. Понятно, что на найм таких сотрудников не всегда есть средства, но стоит по возможности стараться выбирать лучших профессионалов.

Команда профи, а не друзей

Отдельно хочется остановиться на команде. Конечно, команда акселератора не скажет фаундеру, что он выбрал неподходящих людей для развития проекта, однако профессионализм каждого человека и грамотное распределение ролей в команде — значимые составляющие успеха.

Часто бывает, что фаундеры нанимают друзей, и это губит проекты. Работой с клиентами должен заниматься тот, кто умеет общаться с людьми, а не партнер по теннису или приятель, с которым здорово кататься на лыжах. При этом каждому члену команды важно заниматься именно своими задачами. Например, маркетолог должен быть занять маркетингом, а не переговорами с властями, ведь это уже задачи GR-менеджера. Здесь же стоит сказать, что чаще «взлетают» проекты с максимально укомплектованными командами.

От первого лица

Перейдем от теории к практике: проследим путь нескольких стартапов в акселераторах и приведем советы от их основателей.

«Можно продать даже идею»

Scroll — сервис разработки и запуска онлайн-курсов. В ходе акселератора команда вышла на этап активных продаж своего решения крупным игрокам рынка, кратно увеличив выручку, также ведут переговоры с инвесторами.

Виталий Пинигин, сооснователь и директор по развитию продукта Scroll:

«Я ожидал, что будет просто много полезных лекций и контакты для развития, а в конце мы поделимся успехами и разойдемся. Так получилось, что я вообще не знал и не рассчитывал, что в конце будут инвесторы, комитет, что надо делать презентации к питчам и выступать. Другим проектам я бы посоветовал готовится к выступлениям (и в онлайне, и очно на сцене) с первого дня работы акселератора, а лучше заранее. Это невероятно важный навык. На опыте других команд я убедился: можно продать даже идею без работающего продукта, просто правильно и эффективно о ней рассказав».

«Вам не смогут помочь, если вы не активны»

ThermaTec — проект, занимающийся первичной диагностикой болезней молочных желез неинвазивным трехмерным изотермическим методом. Во время акселерационной программы стартап привлек 15 млн рублей инвестиций, договорился о клинических исследованиях и поставках комплектов оборудования в одну из крупных сетевых лабораторий, запустил дизайн нового корпуса прецизионного термометра.

Екатерина Момот, СЕО проекта ThermaTec:

«Чтобы получить максимальный эффект от акселератора, я бы посоветовала активно участвовать в мастер-майндах, задавать вопросы приглашенным экспертам. Никто не скажет, что вопрос глупый или неправильный. А из ответов вы получите информацию, которая очень пригодится. Берите по максимуму. В целом вам не смогут помочь, если вы не активны».

«Можно пробить любую стену»

TeamUp — интеллектуальная HR-платформа для автоматизации подбора персонала и развития эффективных команд. За три месяца акселерации стартап подписал четыре новых контракта, запустил два пилота, втрое увеличил прибыль и продолжает вести переговоры с крупными игроками рынка.

Станислав Сатюков, сооснователь и СХО проекта TeamUp:

«Участие в акселераторе позволяет структурировать огромный объем информации о своем продукте, выстроить проблемные или нулевые процессы, а затем масштабировать продажи либо начать их при поддержке трекеров и экспертов. На мой взгляд, для этого в команде должен быть драйвер-менеджер, технический эксперт и монстр продаж. Минимально таким составом команды можно пробить любую стену».

«Может случиться то, что перевернет вашу идею»

«Джунипро» — сервис карьерной поддержки, который помогает найти работу и составить стратегию развития в диджитал-специальностях, а для компаний-партнеров — ускорить найм сотрудников, оценивая и анализируя навыки кандидатов. В акселераторе стартап запустил два новых продукта, сделал 16 продаж и заключил шесть соглашений о партнерстве с крупными компаниями.

Денис Баканов, сооснователь проекта «Джунипро»:

«Старайтесь участвовать во всех предлагаемых акселератором мероприятиях, презентациях, воркшопах. Даже если они кажутся странными, на этой часовой встрече может случиться то, что перевернет вашу идею и двинет ее к тому, что нужно рынку. Но все же важно и сохранять фокус: сосредоточиться на основных целях и важных задачах и не рассеивать внимание на второстепенные. Не бойтесь экспериментировать и вносить изменения в продукт, когда это может приблизить вас к поставленной цели».

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья