Сегодня для предпринимателей есть множество возможностей ускоренно развивать свои проекты: найти бизнес-ангела или эдвайзера, поучаствовать в хакатоне, попасть в акселератор или бизнес-инкубатор. Но при этом работа даже с самыми известными и крутыми экспертами не гарантирует успех. Как участвовать в программах для стартапов наиболее эффективно, рассказывает Александра Линникова, соруководитель программ для стартапов MGIMO Ventures, операционный директор программ Startech.vc, CEO Startech.Base.
Ответственность все еще на стартапе
Попав в акселератор или под крыло к бизнес-ангелу, важно понимать, что развитие стартапа — по-прежнему ответственность команды проекта. И именно компания должна быть озабочена тем, как получить максимум от экспертов. Членам команды стоит выделить время на участие в трекинг-сессиях, экспертных сессиях, посещать мероприятия образовательного блока.
Большинство акселераторов, особенно студенческих, сегодня бесплатные. И нередко бывают ситуации, что люди легкомысленно относятся к такой помощи: стартапы вступают в программу, но не работают по ней, пропускают сессии, не приходят на мероприятия. А ведь это действительно шанс проверить свой бизнес на прочность, получить обратную связь по продукту и доработать его, а также познакомиться с инвесторами.
Еще бывает, что стартап одновременно вступает в максимальное количество акселерационных программ и команда просто не успевает нормально работать ни по одной из них. Это не лучший путь. Погружение в один акселератор даст больше пользы, чем несколько названий в послужном списке.
Помощь для команды, а не для фаундера
Важно не только посещать сессии и мероприятия акселератора — лучше, чтобы на них присутствовал не один основатель проекта, а вся команда. Так они останутся на одной волне, будут лучше понимать, что и зачем делают. Новые знания позволят расти и развиваться всем сотрудникам, и в итоге это станет большим плюсом для продукта.
Отдельно стоит сказать о важности офлайн-мероприятий. Часто бывает, что даты и время становятся известны совсем незадолго до события, но я очень рекомендую все же вписывать их в графики фаундера и других членов команды. Во-первых, на личные встречи обычно приглашают топовых спикеров — ключевых экспертов отрасли, представителей инвестиционных фондов и корпораций. И даже если вы будете выступать только слушателем на мероприятии, это уже довольно полезно. Но, во-вторых, такие мероприятия — еще и площадка для полезного нетворкинга, знакомств и бесед с приглашенными топовыми спикерами.
Опыт лишним не бывает
Практика показывает, что хорошие результаты обычно показывают команды, открытые в общении и готовые воспринимать новый опыт и рекомендации наставников. Как правило, они уже не трясутся над своим продуктом, как совсем юные ребята, а готовы что-то менять, экспериментировать, пробовать применять неожиданные решения, спрашивать совета. Разумеется, у проектов всегда есть право не следовать рекомендациям, но все же опыт людей, видевших множество стартапов и разбирающихся в определенных сферах, заслуживает внимания.
Насмотренность важна и среди членов команды: чаще лучшие результаты демонстрируют проекты с опытными сотрудниками. С большей вероятностью будут успешны ребята, для которых сегодняшний стартап — уже не первый бизнес, или проектом занимаются выходцы из корпоративного топ-менеджмента. И хорошо, если у всех членов команды достаточно большой опыт работы по их направлению. Понятно, что на найм таких сотрудников не всегда есть средства, но стоит по возможности стараться выбирать лучших профессионалов.
Команда профи, а не друзей
Отдельно хочется остановиться на команде. Конечно, команда акселератора не скажет фаундеру, что он выбрал неподходящих людей для развития проекта, однако профессионализм каждого человека и грамотное распределение ролей в команде — значимые составляющие успеха.
Часто бывает, что фаундеры нанимают друзей, и это губит проекты. Работой с клиентами должен заниматься тот, кто умеет общаться с людьми, а не партнер по теннису или приятель, с которым здорово кататься на лыжах. При этом каждому члену команды важно заниматься именно своими задачами. Например, маркетолог должен быть занять маркетингом, а не переговорами с властями, ведь это уже задачи GR-менеджера. Здесь же стоит сказать, что чаще «взлетают» проекты с максимально укомплектованными командами.
От первого лица
Перейдем от теории к практике: проследим путь нескольких стартапов в акселераторах и приведем советы от их основателей.
«Можно продать даже идею»
Scroll — сервис разработки и запуска онлайн-курсов. В ходе акселератора команда вышла на этап активных продаж своего решения крупным игрокам рынка, кратно увеличив выручку, также ведут переговоры с инвесторами.
Виталий Пинигин, сооснователь и директор по развитию продукта Scroll:
«Я ожидал, что будет просто много полезных лекций и контакты для развития, а в конце мы поделимся успехами и разойдемся. Так получилось, что я вообще не знал и не рассчитывал, что в конце будут инвесторы, комитет, что надо делать презентации к питчам и выступать. Другим проектам я бы посоветовал готовится к выступлениям (и в онлайне, и очно на сцене) с первого дня работы акселератора, а лучше заранее. Это невероятно важный навык. На опыте других команд я убедился: можно продать даже идею без работающего продукта, просто правильно и эффективно о ней рассказав».
«Вам не смогут помочь, если вы не активны»
ThermaTec — проект, занимающийся первичной диагностикой болезней молочных желез неинвазивным трехмерным изотермическим методом. Во время акселерационной программы стартап привлек 15 млн рублей инвестиций, договорился о клинических исследованиях и поставках комплектов оборудования в одну из крупных сетевых лабораторий, запустил дизайн нового корпуса прецизионного термометра.
Екатерина Момот, СЕО проекта ThermaTec:
«Чтобы получить максимальный эффект от акселератора, я бы посоветовала активно участвовать в мастер-майндах, задавать вопросы приглашенным экспертам. Никто не скажет, что вопрос глупый или неправильный. А из ответов вы получите информацию, которая очень пригодится. Берите по максимуму. В целом вам не смогут помочь, если вы не активны».
«Можно пробить любую стену»
TeamUp — интеллектуальная HR-платформа для автоматизации подбора персонала и развития эффективных команд. За три месяца акселерации стартап подписал четыре новых контракта, запустил два пилота, втрое увеличил прибыль и продолжает вести переговоры с крупными игроками рынка.
Станислав Сатюков, сооснователь и СХО проекта TeamUp:
«Участие в акселераторе позволяет структурировать огромный объем информации о своем продукте, выстроить проблемные или нулевые процессы, а затем масштабировать продажи либо начать их при поддержке трекеров и экспертов. На мой взгляд, для этого в команде должен быть драйвер-менеджер, технический эксперт и монстр продаж. Минимально таким составом команды можно пробить любую стену».
«Может случиться то, что перевернет вашу идею»
«Джунипро» — сервис карьерной поддержки, который помогает найти работу и составить стратегию развития в диджитал-специальностях, а для компаний-партнеров — ускорить найм сотрудников, оценивая и анализируя навыки кандидатов. В акселераторе стартап запустил два новых продукта, сделал 16 продаж и заключил шесть соглашений о партнерстве с крупными компаниями.
Денис Баканов, сооснователь проекта «Джунипро»:
«Старайтесь участвовать во всех предлагаемых акселератором мероприятиях, презентациях, воркшопах. Даже если они кажутся странными, на этой часовой встрече может случиться то, что перевернет вашу идею и двинет ее к тому, что нужно рынку. Но все же важно и сохранять фокус: сосредоточиться на основных целях и важных задачах и не рассеивать внимание на второстепенные. Не бойтесь экспериментировать и вносить изменения в продукт, когда это может приблизить вас к поставленной цели».