ENG

Перейти в Дзен
Блокчейн, Стартапы

Блокчейн проверит отзывы

Отбеливатель, пена для бритья и губки для мытья посуды — из этих предметов британский журналист Уба Батлер смастерил для фотографий блюда из меню ресторана, которого никогда не существовало в реальности. Заведение быстро превратилось в одно из рейтинговых заведений Лондона — помогли фейковые отзывы восторженных «посетителей», которые в итоге открыто развенчал автор постановки. Не стать заложниками подобного обмана готов помочь стартап Toweco. В борьбе с написанными по заказу отзывами компания намерена использовать искусственный интеллект, после чего прошедшие проверку мнения запишут в блокчейн — так основатели предлагают бороться с практикой удаления информации из «мировой паутины» за деньги. 

Ориентация — отзыв

Именно отзывы являются в современном мире одним из ключевых факторов совершения покупки. Прежде чем расстаться с деньгами, их изучают 94-97% будущих покупателей, уточняет сооснователь Toweco Евгений Белавин. 73% покупателей выбирают продавца на основании положительных отзывов, а 70% потребителей и вовсе доверяют отзывам больше, чем советам родственников и друзей. Сегодня именно агрегаторы товаров и услуг — ключевые площадки, предлагающие покупателям отзывы, — неудивительно, ведь на самой известной площадке в США Yelp, к примеру, ежедневно публикуется более 30 000 отзывов, а на китайской Meiyuan Dianping и вовсе 50 000. Однако пользователям нередко приходится сталкиваться с откровенной фальшью на этих площадках, последствия которой могут быть более чем плачевны: от испорченного похода в ресторан до найма неквалифицированного персонала и получения некачественных медуслуг.

«Мой знакомый, например, нанял, опираясь на отзывы, няню, которая, как оказалось впоследствии, пичкала ребенка транквилизаторами», — говорит сооснователь сервиса Павел Буряченко.

Сегодня бороться с фальшивыми отзывами в сети крайне сложно, и единственное, что на самом деле получалось сделать до последнего времени, — наказывать площадки с отзывами рублем. Так, еще в 2014 г. власти Италии оштрафовали туристический интернет-сервис TripAdvisor на 500 000 евро за наличие в отзывах на сайте информации, вводящей в заблуждение пользователей.

«Отзывы в интернете — реальная империя лжи», — говорит технический директор Toweco Андрей Косенков.

Он приводит цифры — каждая 7-я компания на американском рынке платит за отзывы в интернете, несмотря на то, что это подсудное дело.

Подход с интеллектом

Площадки-агрегаторы на самом деле уже и сами пытаются фильтровать отзывы. Например, тот же сервис Yelp отсеивает около четверти отзывов, основываясь на метаданных (анализируется автор отзыва, его локация, поведение на площадке и т.д. ). В Toweco готовы пойти значительно дальше и запускают две системы искусственного интеллекта, одна из которых будет парсить интернет-пространство, собирать отзывы в том числе с площадок-агрегаторов и соцсетей, а другая — проверять их на достоверность и соответствующим образом маркировать.

«Вам не нужно будет идти на разные сайты, в одном месте вы сможете получить все нужные отзывы», — говорит Евгений Белавин.

К тому же отзывы будут записывать в блокчейн — так компания рассчитывает избежать махинаций с негативом в сети. Кроме того, компания запускает еще и собственную площадку, где все желающие смогут размещать отзывы, а бизнес — получать за отдельную плату доступ к контактам недовольных пользователей и попробовать в законном поле отработать негатив (на этом как раз сервис и планирует зарабатывать). Для работы площадки будет необходим ютилити-токен сервиса, им же компании смогут поощрять пользователей за написание отзывов на площадке.

Транзакция обеспечивает запись отзыва в блокчейн, гарантируя невозможность его изменения и удаления.

«Миссия Toweco — сделать отзыв потребителей ключевым критерием для оценки бизнеса», — уточняют в проекте.

Начать работу сервис планирует с таких рынков, как Индия, Африка, Ближний Восток, а затем уже доберется до Европы, Китая, США и России. Более половины населения мира живет менее чем на $1 в день, а получив инструмент для заработка, они станут пользователями платформы.

Блокчейн и ИИ не всегда выход

Сегодня искусственный интеллект используется для целого ряда задач, связанных с классификацией, поиском аномалий или паттернов в структурированных и неструктурированных данных. Оценка отзывов с интернет-ресурсов — вполне подъемная задача. Другое дело, что многое будет зависеть от технической реализации решения — чем больше факторов будет доступно для анализа (например, текст отзыва, профиль разместившего пользователя и история предыдущей активности), тем точнее получится модель.

«Эффективность и точность работы ИИ будет зависеть от перечня анализируемых параметров, подхода к построению аналитических моделей и процесса их обучения», — говорит управляющий партнер AITek венчурного бизнес-интегратора Prytek Александр Писемский.

К тому же, уточняет он, вряд ли можно ограничиться одной общей моделью для отзывов из всех источников — ведь по стилю и набору доступных для анализа параметров отзывы из VK и Booking.com могут существенно отличаться. Он также напоминает, что тот же самый ИИ сейчас активно используется для генерации различных отзывов и проведения маркетинговых программ.

«Не исключаю ситуации, что результаты работы алгоритмов по выявлению фэйковых отзывов будут использованы в качестве входных данных для алгоритмов генерации отзывов, чтобы сделать их еще менее отличимыми от настоящих. В таком противостоянии победят те, у кого больше финансовых ресурсов, лучше технологии и команда Data Scientists», — резюмирует Писемский.

У проекта сильная команда, а сама по себе идея проекта интересная, уточняет Сергиус Офицеров, преподаватель израильской высшей школы IT и безопасности HackerU, но многое будет зависеть от технической реализации, решений, формул и алгоритмов, которые заработают в рамках проекта (пока в публичном пространстве их нет, в октябре в Москве была представлена демоверсия сервиса). Слабым местом, считает Офицеров, может стать возможность заполнения формы отзыва/рейтинга руками даже в децентрализованном приложении. По его мнению, проблему можно было бы решить иначе, например с помощью смарт-контрактов, в случае выполнения которых с соблюдением всех условий рейтинг поставщика услуги будет генерироваться автоматически. Иначе что, скажем, помешает компании попросту заплатить пользователю за правильный отзыв, пусть и написанный на платформе Toweco? Впрочем, поясняют в сервисе, написанный по заказу отзыв нейросеть как раз способна распознать.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья