ENG
Перейти в Дзен
Блокчейн, Мнение

Блокчейн — технология идентичности

Владимир Миловидов

Владимир Миловидов

Заместитель директора ИМЭМО РАН, заведующий кафедрой МГИМО МИД России

В начале весны 2021 года аббревиатура NFT, означающая «невзаимозаменяемый токен» (non-fungible token), подобно вирусу распространилась в интернете. По статистике Google, популярность поисковых запросов термина выросла почти с нуля в январе-феврале до высшей 100-балльной отметки в середине марта. Несмотря на то, что ажиотаж, казалось бы, пошел на убыль, тем не менее безусловными лидерами внимания к новым токенам остаются США, Канада и Китай, что говорит о существенном потенциале их дальнейшего распространения. Какими новыми и, возможно, неожиданными гранями может повернуться это творение, создаваемое на платформе Ethereum? Возможно, мы наблюдаем открытие совершенно новый страницы истории технологии блокчейн.

И даже Сноуден…

Невзаимозаменяемый токен — особый вид криптоактива, который, в отличие от криптовалюты, не может быть заменен другим аналогичным криптоактивом. Он единственный и уникальный. Возможно, именно поэтому самое первое громкое применение NFT-токена произошло в области цифрового искусства, где уже есть свои рекорды.

В начале марта нынешнего года картина художника Майка Винкельманна (Mike Winkelmann), известного под псевдонимом Beeple, Everydays: The First 5000 days была продана на аукционе Christie’s за $69,3 млн. Она представляла собой мозаику из ежедневных рисунков, сделанных им на протяжении 14 лет. В конце февраля в формате NFT-актива за более чем $760 тыс. была продана GIF-картинка NyanCat, созданная в апреле 2011 года и привлекшая массовое внимание в социальных сетях. Весьма громким был аукцион по продаже первого твита одного из основателя Twitter Джека Дорси (Jack Dorsey) just setting up my twttr, опубликованного в социальной сети 21 марта. Этот твит, конвертированный в NFT-актив, был в итоге куплен за $2,9 млн.

Уловил тренд популярности и небезызвестный Эдвард Сноуден, который 16 апреля продал свой персональный NFT-актив за $5,4 млн. Произведение называется StayFree и представляет собой коллаж из страниц постановления апелляционного суда по делу разоблачителя с его личной подписью. Страницы юридического документа расположены таким образом, что при внимательном взгляде на картинке просматриваются очертания тюремной решетки и портрет героя.

Созданный в 2018 году портал NonFungible.com позволяет в режиме реального времени отслеживать транзакции на рынке NFT-активов. В топе продаж сгенерированные алгоритмом образы из коллекции CryptoPanks. Всего их 10 000, и каждый считается уникальным. Сумма сделок с ними только за последний месяц превысила $80 млн. На втором месте — продажи цифровых произведений, представленные на портале SupeRare, на общую сумму $27 млн. Третье место с более чем $12 млн продаж занимают коллекционные карточки игроков виртуальных футбольных матчей, предлагаемых порталом Sorare. При этом надо заметить, что в первом квартале 2021 года продажи произведений из коллекции CryptoPanks составили 48% всех сделок с NFT-активами, а произведений цифрового искусства, представленных на маркетплейсе SuperRare, — 43%. Однако такая концентрация рынка может быть временной, так как в целом в 2020 году рынок был гораздо более диверсифицированным и на указанные источники поступления NFT-токенов приходилось соответственно 11% и 24%.

Рынок NFT-активов растет

Развитие рынка NFT-активов идет по трем направлениям: а) увеличиваются объемы и количество сделок, а также круг его участников; б) возникают новые виды активов; в) развиваются компании, специализирующиеся на генерации NFT-активов, которые сами становятся объектами инвестиций и привлекают растущие объемы финансовых ресурсов. К этому следует добавить, что перечисленные направления характерны как для первичного, так и быстро формирующегося вторичного рынка невзаимозаменяемых токенов.

Согласно данным портала NonFungible.com, с 2018-го по 2021 год общее число уникальных криптокошельков, связанных с рынком NFT-активов, выросло в 2 раза: со 111 тыс. до 222 тыс., при этом основной рост пришелся на 2020 год. Причем рост покупателей превышал рост продавцов, что косвенно подтверждает активное развитие сделок на вторичном рынке с ранее выпущенными токенами. Стремительно росли и объемы транзакций: с $150 млн в 2018 году до $251 млн в 2021-м. На конец 2020 года общая капитализация рынка достигла $338 млн, увеличившись более чем в 8 раз с $41 млн в 2018 году.

По итогам первого квартала 2021 года рост продолжился. Так, по отношению к четвертому кварталу 2020 года число уникальных кошельков выросло на 26%, а объем сделок в 131 раз, достигнув отметки более $2 млрд.

Все более широко в процесс формирования NFT-токенов вовлекаются новые области цифровой активности: видеоигры (Gaming), которые используют стандарты NFT, предусматривающие своего рода индивидуализацию и уникализацию игровых ролей, персонажей, игральных карт; различные виртуальные параллельные миры, предполагающие коллективное участие в них нескольких интернет-пользователей (Metaverses); спортивные проекты (Sport), в которых могут участвовать персонажи из реального мира спорта, но оказывающиеся в смоделированных искусственных ситуациях; доменные имена, различные формы предоставления доступа интернет-пользователям к онлайн-ресурсам, обеспечивающим им определенные права (Utilities). В 2020 году объемы сделок в последней категории составили свыше $2 млн, или всего 4% от общего стоимостного объема сделок на рынке NFT-активов. При этом общее количество сделок было сопоставимо с количеством сделок с объектами цифрового искусства. Это может объясняться тем, что уровень цен на уникальные виртуальные услуги и права существенно ниже, чем у предметов коллекционирования или цифрового искусства. Но в перспективе область рынка заслуживает пристального внимания.

На портале nonfungiblealliance.com, который претендует на роль организатора «невзаимозаменяемого пространства» (non-fungible space), аккумулируется информация по самым различным онлайн-ресурсам, которые используют соответствующие NFT-стандарты, например ресурсы по предоставлению маркетинговых услуг (Hashmark), услуг по лицензированию и защите прав на цифровые произведения искусства (Ecomi), финансовых услуг (AAVE) и другие.

Рост рынка стимулирует формирование и рост капитализации компаний, которые специализируются на технологиях создания NFT-активов. Это в первую очередь касается платформы Ethereum, благодаря которой стал возможным выпуск невзаимозаменяемых токенов. Возможно, в том числе по этой причине курс криптотокена эфир (Ethereum) с января 2020 по конец первого квартала 2021 года вырос в 13 раз: с $132 до $1809. Для сравнения: курс биткоина за тот же период увеличился менее чем в 8 раз.

Более важно отметить динамику индекса энергопотребления криптовалют. По данным портала digiconomist.net, за указанный период энергоемкость биткоина увеличилась на 25%, а эфира — в 3,9 раза. Если в начале 2020 года энергоемкость эфира составляла всего около 11% энергоемкости биткоина, то на конец первого квартала 2021 года достигла 34%.

В течение 2020 года, по данным NonFungible.com, компании, развивающие NFT-проекты, привлекли около $70 млн, а за первый квартал 2021-го — более $580 млн.

Формирование цифровой идентичности

Рост рынка NFT-активов воспринимается как один из перспективных и быстро растущих рынков инвестиций. В условиях продолжающей мягкой монетарной политики властей практически во всех странах мира инвесторы ищут новые и высокодоходные активы. Но это лишь одна сторона рассматриваемого процесса.

Особенностью развития NFT-активов является отчетливая ставка на закрепление уникальности, особой идентичности цифровых объектов. В современном сетевом мире человек становится частью разветвленной виртуальной сети, в которой легко потерять свою идентичность. Посты и реплики в социальных сетях с молниеносной скоростью расходятся по сети контактов, и уже трудно уловить первоисточник популярного нарратива. В новой среде авторство принадлежит всем, а значит, по сути, никому. Персонификация произведения или иного созданного онлайн-объекта (мысли, фото, высказывания, истории, образа) крайне проблематична, тем более что значительное число пользователей соцсетей предпочитает использовать многочисленные вымышленные имена и аватары. Реальный человек, не успев превратиться в нового цифрового индивида, может быстро утратить свою индивидуальность. И никто уже не сможет связать результат его онлайн-активности с ним как реальным лицом.

Зададим себе простой вопрос: как мы себе представляем Леонардо да Винчи, Исаака Ньютона, Николая Коперника или кого-то еще из известных людей давно минувших эпох? Как правило, перед нашими глазами возникают образы их творений, открытий, формул, иных результатов деятельности. Человек проявляет свою идентичность через поступки, активность, именно в этом, по словам известного французского философа Мишеля Фуко, состоит «технология себя», или технология самоидентификации. В своих лекциях 1982 года он отмечал:

«Забота о себе — это забота о деятельности». 

Исторически одним из первых способов заботы о себе, писал Фуко, было ведение записей о себе, сочинение трактатов и писем друзьям, ведение дневников. Забота о себе, резюмирует он, стала соотноситься с постоянной письменной деятельностью. Фуко, безусловно, предвосхитил развитие современного сетевого мира, в котором каждый из нас в той или иной форме проявляет себя в письме в интернете, в создаваемых нами визуальных объектах, фиксирующих наши повседневные занятия и мысли.

Но как соединить сетевую активность со стремлением найти или, по крайней мере, не потерять свое Я? Именно здесь и возникает вопрос об уникализации интернет-объектов. Фуко выделял четыре «технологии себя», в том числе те, которые «позволяют индивидам, самим или при помощи других людей, совершать определенное число операций на своих телах и душах, мыслях, поступках и способах существования, преобразуя себя ради достижения состояния счастья, чистоты, мудрости, совершенства и бессмертия».

Сегодня эти слова, сказанные 40 лет назад, наполняются новым содержанием и дополняются новыми технологиями, позволяющими трансформировать уникальную физическую личность с присущей ей индивидуальностью в цифровую личность, сохраняющую идентичность и развивающую свою индивидуальность.

Возможно, кому-то эти рассуждения покажутся слишком философскими, но вполне вероятно, процесс индивидуализации результатов цифровой деятельности — один из первых и значимых шагов на извилистой дороге к цифровой идентичности.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья