ENG

Перейти в Дзен
Блокчейн

Блокчейн переформатирует рынок искусства

По данным ежегодного отчета The Art Market 2017, подготовленного основателем Arts Economics Клэр МакЭндрю по заказу Art Basel и UBS, совокупный объем продаж на арт-рынке составил 56,6 миллиардов долларов США. При этом доля дилерского рынка поднялась до 57%. А онлайн-продажи, хоть и выросли, не превысили 9% от общей суммы, то есть 4,9 миллиардов долларов США. В таких условиях начинают развиваться блокчейн-технологии, предвещающие стремительный рост интернет-рынка искусства. 

Художник: Юрий Аратовский

Перспективы криптовалютных сделок

Большинство авторитетных аналитических отчетов — The Art Market 2017 (Art Basel & UBS), Finance Report (Deloitte & Arttactic), Online Art Trade Report (Hiscox & Arttactic), Tefaf Art Market Report 2017, Tefaf Art Market Report Online Focus 2017 — опираются на открытые данные о результатах аукционных продаж, продаж на международных арт-ярмарках и онлайн-продаж. Однако, по словам директора Art Basel Марка Шпиглера, большая часть продаж осуществляется в частном порядке.

«Это остается одной из его основ, — объясняет он. — В то же время рынок растет и становится более глобализированным, поэтому важным остается выявление надежных источников при формировании новых взглядов на арт-мир и его потенциальные фьючерсы».

Среди таких фьючерсов — фьючерсы на биткоины, которые в первый день торгов, инициированных Cboe Global Markets, взлетели на 25%.

Как верно заметил Марк Шпиглер, в отличие от других отраслей экономики арт-рынок трудно оценить. В частном порядке здесь уже осуществляются операции по обмену криптовалютных фьючерсов на произведения искусства, а произведения искусства — на криптовалюты: в отчетах это не отражено. В апреле 2015 австрийский музей современного искусства MAK первым расплатился биткоинами за художественную работу. В июле 2017 года криптовалюты в качестве платы начала принимать лондонская Dadiani Art Gallery. Позже собственник галереи Элиза Дадиани официально объявила, что также готова проводить операции с Ethereum, Ethereum Classic, Dash, Litecoin и Monero. Эксперт по финансовым инновациям Марчело Гарсия Касил объявил о запуске виртуального маркетплейса Maecenas, на котором можно будет осуществлять выгодные сделки по купле-продаже дорогостоящих произведений искусства (от 1 миллиона долларов США). Предполагается, что комиссия Maecenas не будет превышать комиссию банков за перевод, и потери коллекционеров сократятся. В декабре 2017 на beta-версии портала ico4.art был запущен первый криптоаукцион современного искусства. Для торгов были выбраны Bitcoin, Ethereum и Waves, а также новые токены, созданные на платформе Waves специально для арт-рынка. В первый день криптоаукцион работал в тестовом режиме и выручил 2 биткоина с продажи графики художника из России. Рыночная стоимость той же работы в России составила бы 12 000 рублей. После запуска криптоаукциона московская Le Corbusier Gallery объявила, что начинает принимать к оплате за произведения искусства криптовалюты Da Vinci, Malevich, Kubrick, Bitcoin, Ethereum, Waves, Bitcoin Cash, Bitcoin Gold, Litecoin, Bitcoin Diamond, Bitcoin Silver (с 25 декабря), Super Bitcoin, Bitcoin Lightning (c 23 декабря), Bitcoin Uranium (с 31 декабря). При этом галерея не создает собственную платформу, а для трейдинговых операций использует Waves. Цель нововведения — выход на зарубежные рынки. От разработчиков блокчейн-платформ, планирующих криптовалютные сделки по продаже произведений искусства, поступают предложения крупнейшим аукционным домам: Sotheby's, Christie's, Phillips, MacDougall's, Bonhams. Информация о переговорах не разглашается. Однако сооснователь аукционного дома MacDougall's Уильям Макдугалл лично подтвердил:

«Мы активно изучаем применение блокчейн-технологий в сфере искусства, а также рассматриваем ICO для арт-проекта. А информацию о каждом предмете искусства, поступающем в продажу, мы всегда проверяли и оцифровывали».

Директор по цифровым технологиям и маркетингу Phillips Энди Фостер сообщил, что аукционный дом осведомлен и периферийно вовлечен в процесс развития блокчейна. На вопрос, планирует ли Phillips создавать собственную платформу в будущем, он ответил, что аукционный дом не инициирует создание таких проектов внутри, однако следит за развитием во внешнем пространстве. По его мнению, развитие блокчейна на арт-рынке произойдет тогда, когда блокчейн-технологии начнут широко использоваться за пределами аукционных домов.

Расчет на двойную выгоду: инвестиции в криптовалюты и в искусство 

Среди возможностей, которые предлагаются разработчиками блокчейн-платформ аукционным домам и арт-дилерам, — продажа права собственности на конкретное произведение не одному лицу, а группе лиц. Представьте, если бы работа Леонардо да Винчи «Спаситель мира» ушла не за 450,4 миллионов долларов США, а, скажем, за 700 миллионов в криптовалютном эквиваленте. При этом ее собственником стал бы не один человек, а, например, семь, каждому из которых принадлежит седьмая часть. Работа хранилась бы на нейтральной территории, ее совладелец мог бы продать свою долю другому лицу, но уже по иной цене. Гипотеза, что подобные операции будут пользоваться спросом, не проверена, однако разработчики блокчейн-платформ предлагают аукционным домам большую выручку. Впрочем, идея не нова: годами ранее она получила воплощение в организации фондов, где право собственности распределяется между участниками согласно уставу. На балансе фонда может оставаться всего одна художественная работа, ради которой тот и создавался.

По данным агентства Art Collecting, проанализировавшего более 500 криптовалютных сделок на рынке искусства в 2015—2017 гг., 100% сделок пришлось на продажу права собственности на конкретное произведение не группе лиц, а одному лицу (физическому или юридическому). Из них 95% осуществилось в биткоинах. Оставшиеся 5% — в других криптовалютах, среди которых лидирующее место занимает Ethereum. Среди участников сделок — криптовалютные инвесторы, рассчитывающие на двойную выгоду: первичную — от вложений в биткоины, последующую — от вложений в произведения искусства, у которых есть потенциал роста в цене.

Ставка на снижение рисков: защита провенанса

Одна из главных проблем, возникающих при определении подлинности произведений искусства, заключается в поиске точной информации и восстановлении непрерывной цепочки передачи права собственности с момента создания работы. На ее решение и рассчитывают блокчейн-инвесторы. Провенанс, т.е. история владения художественным произведением или предметом антиквариата, обычно приводится в аукционных каталогах. Из них информация о наиболее значимых работах попадает в Википедию со ссылками на другие публичные источники, соответствующие критериям издания. Однако информацию о сравнительно недорогих произведениях искусства, например, театральных эскизах Леона Бакста или Наталии Гончаровой, зачастую можно получить только у арт-дилеров, выставивших те на продажу. Это приводит к недоверию покупателей и юридическим рискам продавцов, обязанных по договору к возврату полной суммы за произведение искусства в случае, если постфактум возникают претензии к провенансу.

Используя систему блокчейн, арт-дилеры и коллекционеры смогут безопасно регистрировать информацию о сделках. В блоках фиксируется не только публичная информация, но и личные данные собственников. Достоверность информации подтверждается документацией. На большинстве платформ данную информацию нельзя будет изменить — лишь дополнить, имея на это право. Подобный метод работы с данными поможет защитить арт-рынок от возможных последующих фальсификаций. Однако у медали есть обратная сторона: блокчейн — технология сравнительно новая, поэтому базы данных, которые впоследствии будут заливаться на блокчейн-платформы, создаются с «нуля», т.е. вручную.

Помимо Maecenas, за решение проблемы провенанса взялись инвестиционная компания ArteQuesta (одна из основных функций платформы — отслеживание провенанса) и основатели платформы ARTEX с сервисом на базе технологии блокчейн, представляющим общую децентрализованную систему хранения информации об истории сделок на арт-рынке и позволяющим записывать произведения в блокчейн-реестр. Иной подход к регистрации провенанса — у компании Sferiq, базирующейся в Москве и предлагающей доменные имена в зоне.art. Планируется, что при регистрации домена в этой зоне, помимо имени, адреса, е-мейла, номера телефона, у пользователя будет возможность вносить данные о провенансе художественного произведения, находящегося в собственности. Компания же Verisart создает собственную сертификацию на базе блокчейн-технологий для упрощения аутентификации.

Между тем, тема аутентификации — одна из самых острых в сфере онлайн-продаж, значительно отстающих от дилерских. Представьте ситуацию: фотохудожник подготовил новую работу и выставил на продажу в онлайн-галерее, ограничив при этом тираж до трех экземпляров. Онлайн-галерея выставила для покупателей цену, а фотохудожник начал вести с ними переговоры напрямую о более низкой цене через социальные сети, факт продажи нескольких экземпляров не зафиксировал. Онлайн-галерея продолжает выставлять на продажу все те же три экземпляра по все той же цене, которая была заявлена изначально, рискуя получить претензию от покупателей по итогам сделки, если те обнаружат увеличение тиража. Система регистрации сделок и сертификации произведений искусства на базе блокчейн-технологий поможет свести подобные риски к минимуму. Предположим, автор договорился о продаже дополнительных копий, не зарегистрированных на блокчейн-платформе, по более низкой цене, разумеется, без регистрации сделки. Он получит свою выгоду, однако у нового собственника не будет возможности аутентифицировать работы. В противном случае автору необходимо будет оплатить компенсацию за нарушение тиража, если это предусмотрено договором.

Юридическая защита сделок может стать следствием роста онлайн-продаж произведений фотографического и цифрового искусства. Технология снизит риски и самих авторов, заинтересованных в получении роялти за каждую проданную копию, и дилеров.

ICO, геймификация, рынок цифровых ассетов, краудфандинг 

В 2000 году в Лос-Анджелесе была запущена социальная сеть DeviantArt, специализирующаяся на принтах и цифровом искусстве. К весне 2017 года среднее количество ежедневных загрузок произведений составило 160 тысяч. А количество зарегистрированных участников превысило 40 миллионов. На сегодняшний день общее количество произведений искусства, загруженных зарегистрированными художниками, — порядка 325 миллионов.

Блокчейн-инвесторами рассматриваются перспективы вывода скачиваемых произведений искусства на рынок диджитал-ассетов. Ассеты — это активы, которые получает пользователь, приобретая токен (цифровую денежную единицу). Используются преимущественно в ICO-проектах на рынке цифровых игр. Первая биржа цифровых ассетов на рынке современного искусства заработает в феврале 2018 на платформе ico4.art. Планируются четыре товарные категории цифровых работ: с ограничением копий и возможностью получить файл для печати, с ограничением копий и без возможности получить файл для печати, без ограничения копий и возможностью получить файл для печати, без ограничения копий и без возможности получить файл для печати. Произведения цифрового искусства и фотографии будут распределяться между держателями токенов Malevich, Da Vinci и Kubrick. В распоряжении криптоинвесторов появится актив, который можно будет продавать на других биржах цифровых ассетов за другие криптовалюты, а также привычные валюты, например, евро, доллары или рубли. Однако перспективы продаж цифрового искусства на биржах ассетов на фоне планов Metropolitan Museum of Art выгрузить в открытый доступ более 375 тысяч изображений в высоком разрешении требуют дополнительной оценки.

Помимо цифрового искусства, блокчейн-инвесторы рассматривают возможности для включения в биржи ассетов цифровые копий книг, электронные билеты в музеи и театры, а также запуск краудфандинговых проектов с перспективой получить профит.

Автор: Марина Надеева

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья