Инвестклимат

Болезни роста на рынке такси

В России услуги такси одни из самых недорогих и доступных в мире, но все может измениться после принятия закона, регулирующего этот рынок. Эксперты допускают десятикратный рост цен — такова стоимость комфорта и безопасности.

Болезни роста на рынке такси
Художник: Юрий Аратовский

Дешевле собственного авто

Время подачи (5 минут) и объемы перевозок (почти 900 тысяч пассажиров только в столице) поднимают российский рынок такси в глобальный топ. Передвигаться с шашечками дешевле, чем на собственном автомобиле. Недавно была обнародована аналитика банка HSBC, согласно которой в России услуги такси на 75% дешевле, чем в США.

В регионах поездка обходится в среднем в 130 рублей, в столице придется заплатить около 350 рублей. При этом высок уровень проникновения мобильных приложений заказа такси — 45% жителей страны пользуется ими. Больше только в Китае и Мексике — 51% и 46% соответственно.

Все это позволяет российскому такси успешно конкурировать с личным автомобилем. Эксперты HSBC оценили цену и стоимость владения автомобилем Toyota Camry в разных странах. Согласно их оценке, экономическая выгода от обладания автомобилем появляется на горизонте 10 лет, если проезжать на нем не менее 5,5 тыс. км в год. Это российские показатели, для США они в пять раз меньше — 1,1 тыс. км, а для Германии в семь — 0,8 тыс. км.

Низкая покупательская способность и рост цен на топливо, парковку и ТО снова превращают автомобиль в роскошь. Это уже вогнало отечественный авторынок в пике — в мае продажи сократились на 18%, июнь и июль продолжили негативный тренд, прервать который вряд ли что-то сможет в этом году. При этом многие семьи постепенно отказываются от второго автомобиля, а часть и вовсе начала активно использовать каршеринг или пересела на метро и такси.

С другой стороны, рост популярности такси объясняется тем, что компании-агрегаторы делают значимые инвестиции в развитие рынка, что позволило «фондировать» переходный период от традиционного такси. В плюс играет высокий уровень урбанизации населения, что ведет к повышению плотности заказов и сокращению холостого пробега автомобилей. Не стоит забывать о последствиях экономического кризиса, которые заставляют россиян и мигрантов искать для себя дополнительные источники заработка.

IT-схватка за такси

Рост числа заказов и снижение стоимости поездок — следствие цифровизации и усиливающейся конкуренции на рынке. С одной стороны, сервисы онлайн-заказа и планирования поездок облегчают взаимодействие клиента и водителя и уменьшают время простоя транспорта или ожидания такси. Россияне привыкли к новому, более удобному способу вызова машины. С другой — различные агрегаторы отчаянно демпингуют, желая отвоевать новую долю рынка. Не стоит забывать и про серых «таксистов», на долю которых приходится не менее 10% перевозок.

Еще одна тенденция, которая сопровождает рынок такси, — укрупнение игроков. Компании консолидируются: в феврале 2018 года «Яндекс» объединился с Uber, чтобы работать вместе не только в России, но также в Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане и Азербайджане. А уже летом этого года добавил себе активы своего самого крупного конкурента — компании «Везет». Это, по оценкам экспертов, позволит «Яндекс.Такси» занять 25% отечественного рынка таксомоторных перевозок. В продвижение компания намерена инвестировать 8 млрд рублей в течение трех лет.

Недавно еще один IT-гигант заявил об амбициях занять большую часть рынка такси. Mail.ru Group приобрела «Ситимобил» и рассчитывает развивать агрегатор в регионах при помощи Сбербанка.

При выходе новых игроков на региональные рынки всегда наблюдается значительное снижение цен. В апреле на российский рынок вышел европейский агрегатор Bolt. Компания обещала пассажирам поездки по Северной столице от 79 рублей. Как говорит руководитель российского представительства Bolt Екатерина Хан, Россия — один из самых быстрорастущих рынков.

«По разным оценкам, с 2015 года рынок ride-hailing в России вырос почти вдвое в денежном измерении и еще больше — в количестве заказов. При этом мы с аналитиками совпадаем во мнении, что он продолжит расти в ближайшие годы на фоне появления новых продуктов, сокращения издержек — значит, и средней стоимости поездок, и адекватного законотворчества в этой сфере», — подчеркивает Екатерина Хан.

По ее мнению, Россия исторически является достаточно интересным рынком для внедрения новых технологий, что можно заметить на примере платежных систем вроде Apple Pay: «перепрыгнув» несколько этапов постепенного развития безналичных платежей, мы оказались в ситуации, когда за буханку хлеба в сельском магазине можно расплатиться прямо со смарт-часов, тогда как не в каждом заведении в Париже или Берлине в принципе примут к оплате банковскую карту.

В Bolt ожидают усиления конкуренции и уверены, что это положительно скажется практически на всех аспектах рынка с обывательской точки зрения: средняя стоимость поездки продолжит снижаться (пусть и не так значительно, как за предыдущие годы), заработок водителей вырастет, качество сервиса и безопасность получат путь для серьезного развития.

«Очевидно, что в сфере, где клиент или водитель может переключиться с одного сервиса на другой буквально одним нажатием клавиши, большое значение имеют объективные преимущества — будь то уникальный набор дополнительных функций или более низкая стоимость, а это значит, что компаниям придется приложить значительные усилия, чтобы удержать их», — считает Екатерина Хан.

Уже в течение 5-10 лет рынок придет к полноценной мультимодальности, и бизнес сможет делать по-настоящему персонализированные предложения клиентам — различную комбинацию транспортных средств для поездки «от двери до двери» с удобными стыковками. Всё по запросу, одним кликом. Можно предположить, что пользователи будут приобретать подписку на такие сервисы, продлевая ее ежемесячно.

Опасность с шашечками

Новости о ДТП с автомобилями такси появляются в ленте ежедневно. Это болезни роста. Так, по данным мэрии Москвы, которые были озвучены на Международном евразийском форуме такси, число работающих на вызовах машин выросло за десять лет с 7,5 тысяч до 50 тысяч, при этом пассажиропоток увеличился в 20 раз — до 900 тысяч человек ежедневно.

Неудивительно, что количество аварий на столичных дорогах, участниками которых стали водители такси, возросло за год на 15%. Основные виды происшествий — столкновения с другими транспортными средствами и наезды на пешеходов. Чаще всего ДТП происходят из-за того, что находящиеся за рулем не соблюдают режим отдыха и работают более 12 часов в сутки. Исследования говорят, что 65% московских таксистов работают сверхурочно, а треть не имеют выходных. Добавляет проблем слабый контроль за водительским составом со стороны транспортных компаний.

Справиться с этим планируют с помощью дистанционного медконтроля. Водители «Яндекс.Такси» уже имеют возможность измерить пульс, давление и пройти тест на алкогольное опьянение, показаться через веб-камеру врачу. Пилотный проект запущен на 30 московских автозаправках, где устанавливаются специальные киоски. В будущем это позволит удаленно формировать цифровой путевой лист. Сейчас «Яндекс» экспериментирует с ним в Калуге, подключив к проекту муниципальные власти. В перспективе система может включить удаленную предрейсовую диагностику транспортного средства.

Рынок ждал регулирования, и перед уходом на летние каникулы на обсуждение был вынесен законопроект о работе такси. Он предусматривает, что таксистами могут быть только граждане России с российским же водительским удостоверением, в статусе ИП или заключившие договор с перевозчиком.

Если законопроект будет принят, по словам руководителя профсоюза «Возрождение» Андрея Кудинова, агрегаторы избавятся от приставки «такси» в названии своих сервисов, став приложениями «для попутчиков». Как следствие, цены у легальных перевозчиков возрастут в 10 раз, при этом многие таксисты перейдут на темную сторону.

Автор: Анна Орешкина

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья