Падение доходов населения действительно оказывает прямое влияние на уровень продаж автомобилей, ведь автомобиль не является предметом первой необходимости.
Потенциальный покупатель может отказаться от покупки авто или отложить ее, если в экономике наблюдается кризис и доходы населения начинают снижаться. Кроме того, свою роль в снижении спроса на авторынке, безусловно, сыграло значительное повышение цен на автомобили. Так, с 2014 года цены выросли более чем на 50%, а только с начала 2019 года — еще на 12% с учетом роста НДС. Кроме того, в последнее время развиваются различные сервисы, представляющие альтернативу покупке авто: популяризируется каршеринэг, становятся все более доступными поездки на такси. Только за 2018 год рынок каршеринга в России вырос в пять раз. Эти факторы в совокупности с растущей инфляцией и отрицательной динамикой уровня доходов населения (в части регионов — снижение доходов, в части — отсутствие роста) негативно сказываются на уровне продаж на авторынке.
Сейчас основной реальный драйвер авторынка — это стареющий автопарк. Он обеспечивает объем продаж в ~1,7 млн ед. Хотя спрос 2018 года можно назвать относительно завышенным за счет ожидающегося роста цен на автомобили в 2019 году. А вот по итогам 2019 года возможно снижение рынка до -10% к уровню прошлого года. Автопроизводители, дилеры и государство заинтересованы в повышении спроса для активизации рынка и роста потребления со стороны населения, поэтому предлагают различные программы поддержки, используют бонусные системы, продают авто с существенными привилегиями.
Главный игрок в автомобильной отрасли — конечно, автопроизводители. Они стремятся удержать и нарастить долю рынка, сдерживают рост цен на авто, чтобы не терять клиентов, и привлекают новых покупателей. Кроме того, во время кризиса преимущества у тех компаний, которые имеют локализованное производство в стране сбыта — к примеру, автомобильные группы «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», Hyundai-KIA, «Рено-Ниссан-Мицубиси». При сравнении с зарубежными конкурентами их модели доступнее, а клиенты сейчас отдают предпочтение более бюджетным авто. Премиальные бренды также повышают уровень локализации в России — строительство завода Mercedes-Benz в Солнечногорском районе Подмосковья и BMW в Калининграде позволяют маркам удерживать долю рынка, наращивать продажи, оставаться конкурентоспособными в своем классе.
Автопроизводители предлагают услуги доступного автокредитования. У большинства крупных концернов существуют собственные банки, которые кредитуют клиентов. В России работают «Фольксваген банк», «БМВ Банк», существуют специальные программы INFINITI Finance, Nissan Finance и пр. Клиентам доступен кредит по более низким ставкам, часто действуют специальные условия кредитования (низкие ставки, отсутствие первоначального взноса и др.). Дополнительно покупатели могут сэкономить на страховке при наличии специальных акций и предложений.
Автодилеры в свою очередь активно развивают и совершенствуют программы лояльности. Так, благодаря бонусам и скидкам можно приобрести автомобиль до 15% дешевле. В условиях, когда доходы населения снижаются, дилеры используют различные программы и механизмы, чтобы привлечь покупателей. К примеру, в последние годы все большей популярностью пользуется покупка авто по системе трейд-ин. Например, для моделей KIA скидки по этой программе могут составить 20 000-100 000 рублей. Также дилеры стараются привлечь клиентов дополнительными услугами — бесплатной диагностикой, продленной гарантией и пр. акциями. Некоторые автосалоны делают упор на обслуживании, например для постоянных клиентов предлагают скидки на запчасти или сервис, который помогает сэкономить до 30%. Например, у наших клиентов есть возможность приобрести «Автосертификат» — это наш собственный продукт, который позволяет зафиксировать стоимость ТО на следующие 2-3 года в момент покупки.
Еще один важный участник авторынка — банки. Они стимулируют спрос в условиях кризиса, в том числе предлагая льготные условия кредитования. Только в первом квартале 2019 года больше половины авто (59,2%) было приобретено в кредит, при этом кредитно-финансовые организации удерживали ставки на низком уровне. Сейчас на рынке можно найти предложения от 7% годовых. Хотя в среднем ставки находятся на уровне 10%. Обычно требуется первоначальный взнос в размере 15-20% от стоимости авто. Также банки начали активно выдавать займы на авто с пробегом. Таким образом, человек может приобрести авто по выгодной цене и не копить на него долгий период времени.
Государство также ставит одной из своих задач развитие автомобильной отросли и поддерживает наименее социально-защищенные слои населения. Для них разработаны такие программы, как «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль». Автовладельцы, у которых в собственности не было ранее ни одного авто, а также клиенты, которые имеют двух и более несовершеннолетних детей, при покупке транспортного средства могут получить максимальную скидку в 10%. Автомобиль должен быть собран в России. К данной программе присоединились многие производители — к примеру, скидки можно получить на новый KIA, Hyundai или Volkswagen. В 2018 году по этим программам было реализовано 99,5 тысяч легковых авто. В 2019 году лимит средств, выделенных на реализацию программы, был слишком незначительным, и господдержка исчерпала себя спустя два месяца после запуска. Основной бюджет был направлен на стимулирование продаж «АвтоВАЗа», также под действие программы попали модели KIA Rio и Hyundai Solaris, но их продажи можно назвать штучными. В этом году поддержка отрасли была очень ограничена и в связи с этим малоэффективна.
В итоге, несмотря на снижение уровня доходов населения, автодилеры находят множество способов удерживать продажи на достаточно высоком уровне. Для клиентов доступны различные программы лояльности, акции и системы скидок, что делает покупку автомобиля проще и дешевле. Кроме того, клиенты стали чаще покупать автомобили с пробегом через официальных дилеров, что говорит не только об обелении вторичного авторынка, но и о дополнительном направлении бизнеса автодилеров, которое будет активно развиваться в ближайшее время.
Однако все эти механизмы в совокупности позволяют лишь замедлить снижение продаж на авторынке, но никак не способны обеспечить рост рынка. В данном случае стагнация доходов населения на фоне растущей инфляции и цен на новые автомобили является основополагающим вектором развития авторынка. И, по прогнозам на 2019 год, объем рынка снизится до -10%. Этот факт мы все должны принять и с ним работать.