ENG

Перейти в Дзен
В мире, Технологии

Будущее мирового FoodTech рождается в Китае

В первом полугодии объем инвестиций в мировой FoodTech составил более $8,5 млрд, почти половина из них пришлась на сервисы по доставке еды. Инновационные продукты питания на растительной основе у инвесторов вызвали меньше энтузиазма, на их долю пришлось только 10% сделок. Ниша заменителей традиционного белка все еще остается весьма незначительной по сравнению с классическим производством продуктов питания. Однако изменить все обещает азиатский рынок, прежде всего китайский, и дело не только в большом количестве потенциальных потребителей таких продуктов. Вкратце рассказываем почему.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Соя — норма жизни

Потребители в Азии более толерантно относятся к заменителям белка, здесь они давно пользуются высоким спросом. По данным исследования о потребительском восприятии заменителей традиционных продуктов 2019 года, более 62% китайских респондентов выразили готовность покупать растительное мясо. Тем более что тот же Китай имеет весьма долгую историю разработки вегетарианских блюд, имитирующих вкус мяса. Например, компания Whole Perfect Food, один из крупнейших производителей вегетарианских продуктов питания в стране, уже ежегодно продает креветки и соус из моллюсков на растительной основе на более чем $43 млн. Всего в линейке компании более 300 наименований имитационных продуктов на растительной основе. В том числе высокое потребление растительных заменителей животного белка связано с высокой стоимостью мяса. Несмотря на то, что общий объем его потребления в Китае растет, он все еще более чем вдвое уступает США.

Коронавирус и АЧС

Интерес азиатских покупателей к растительным заменителям мяса заметно вырос на фоне пандемии коронавируса. К тому же из-за проблем в логистике традиционные продукты выросли в цене. В Китае опасения относительно традиционных мясных продуктов в условиях пандемии подстегнули и версии о продовольственных рынках Уханя и Пекина как источниках заражений.

Однако по сравнению с COVID-19 куда более серьезным фактором на этом рынке стали последствия африканской чумы свиней (именно свинина остается наиболее популярным в стране мясом). По данным Всемирной организации здравоохранения животных, та уже затронула более 50 стран Европы, Азии и Африки. При этом именно Китай пострадал от эпидемии АЧС серьезнее других стран: так, промышленное поголовье животных сократилось более чем на 60%, из-за чего доступность продукта на рынке сильно сократилась, в том числе из-за роста цен. Вирусы угрожают и промышленному производству морепродуктов, прежде всего креветки. Отрасль столкнулась с массовыми потерями из-за вируса DIV1, в ряде прочего в Индии и Вьетнаме.

Свинина и раки

Еще недавно казалось, что мировые производители растительного мяса не смогут покорить Азию, прежде всего потому что в их ассортименте отсутствовала свинина. Однако сегодня они уже производят свинину на растительной основе, а также рыбу. Так что с точки зрения ассортимента шансы завоевать азиатские рынки тоже есть, ведь здесь потребление именно этих видов белка традиционно выше, чем в Европе (на Китай, к примеру, приходится половина мирового потребления свинины).

Крупнейший в мире производитель продуктов питания Nestle объявил о запуске растительной альтернативы тунцу — Sensational Vuna. В начале 2020 года на выставке CES в Лас-Вегасе компания Impossible Pork представила искусственную свинину, с 2019 года аналогичный продукт производит и ее конкурент, компания Beyond Meat (заявила в сентябре 2020 года о планах по запуску производства в Китае). И, конечно, производители активно предлагают Китаю растительные альтернативы говядины. Продукцию Beyond Meat уже можно купить в торговой китайской рознице: Beyond Burger уже доступен в магазинах Freshippo (Alibaba Group Holding) в Шанхае, в планах дальнейшее расширение продаж. Компания Yum China (владелец торговых точек KFC, Pizza Hut и Taco Bell в стране) также предлагает блюда из говядины Beyond Meat на растительной основе.

Трудный рынок 

Чтобы завоевать азиатский рынок, производителям из-за океана предстоит адаптировать продукты под запросы местных потребителей. Например, перестать делать акцент на производство бургеров — здесь более высокий спрос на продукты с текстурой, которые сложнее в производстве. Также потребители привыкли к форматам пельменей, фрикаделек и традиционных китайских лунных лепешек. На их производстве пока сосредоточены именно местные игроки, с которыми предстоит тягаться западным компаниям.

В числе наиболее заметных — китайский производитель Zhenmeat, который экспериментирует с 3D-печатью костей и мышц (это позволит сделать продукты на растительной основе ближе к «мясным» оригиналам). Помимо растительных продуктов из свинины, компания запускает производство раков на основе водорослей. Конкуренцию составит и бренд из Гонконга, Omnipork, предлагающий Китаю свинину на основе растительного белка из сои, гороха, риса и грибов шиитаке. Правда, пока продукция местных компаний на основе растительных белков нередко проигрывает западным образцам по вкусу — зачастую она менее близка к «мясным» оригиналам.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья