ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Финансы

О бюджете-2022

Алексей Белостоцкий

Алексей Белостоцкий

Канд. экон. наук, доцент Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ

Одним из главных предстоящих финансовых и, можно сказать, политических событий является формирование федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Собственно, проектировки бюджета, учитывающие различные варианты макроэкономических показателей со стороны правительства РФ, уже готовы; 30 сентября проект бюджета был внесен в Госдуму для рассмотрения, но по понятным причинам первое чтение в нижней палате запланировано на 28 октября.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Несмотря на то, что совсем недавно было заявлено о полном восстановлении национальной экономики после пандемии, необходимо грамотно, эффективно и строго по целевому назначению расходовать бюджетные ресурсы, структура которых в последние годы последовательно меняется. В 2022 году основные приоритеты расходования бюджетных ресурсов направлены на повышение доходов граждан, в частности продолжат получать поддержку семьи с детьми, планируется увеличить денежное довольствие сотрудников правоохранительных органов, также будут повышены пенсии. На данные меры финансовые ресурсы заложены в проекте бюджета на 2022–2024 годы, при этом не исключаю новых мер, учитывающих эпидемиологическую ситуацию (например, дополнительное финансирование здравоохранения), которые будут доработаны в процессе рассмотрения бюджета.

Но надо понимать: макроэкономическая ситуация нестабильна, ситуация в мировой экономике достаточно неустойчива, помимо этого, здесь ещё роль играют геополитические факторы и международные санкции, поэтому должны быть учтены различные варианты развития событий. Учитывая, что в соответствии с проектом правительства РФ на 2022 год доходы федерального бюджета составят 25,02 трлн рублей, а расходные обязательства ожидаются в сумме 23,61 трлн рублей, это свидетельствует о формировании профицита, который составит 1,41 трлн рублей. Он требует особых подходов как на стадиях рассмотрения и утверждения, так и в ходе его исполнения в течение финансового года, чтобы результативно вносить изменения в программы социально-экономического развития в условиях меняющейся макроэкономической конъюнктуры.

В проекте бюджета на 2022 год учитывается и состояние национальной экономики, которая сейчас находится в условиях роста цен на энергоресурсы, но, как мы понимаем, во-первых — это временное явление, а во-вторых, уровень инфляции, который сейчас также растет и по итогам 2021 года может составить 7%, влияет на доходы граждан и в целом на инвестиционную активность. В этих условиях, когда Всемирный банк ухудшил прогноз по росту российской экономики в 2022 году с 3,2% до 2,8%, с целью стимулирования российской экономики предлагается постепенное возвращение к бюджетным правилам, налоговый маневр в нефтяной отрасли, введение акциза на жидкую сталь, корректировка НДПИ для некоторых отраслей, предоставление инфраструктурных кредитов регионам, что даст дополнительные финансовые возможности.

Также субъектам РФ важно обеспечить полноценное финансирование всех переданных регионам полномочий, в частности восстановление инвестиционных расходов к допандемическим уровням.

Конечно, предложенный проект федерального бюджета будет дорабатываться в оставшиеся месяцы 2021 года, с учетом как социально-экономических факторов, так и эпидемиологической обстановки, а также глобальных финансовых показателей, но, безусловно, надо стремиться к тому, чтобы бюджет к началу финансового 2022 года уже в форме федерального закона был сбалансирован, соответствовал параметрам, которые заложены в стратегической перспективе, и был направлен на развитие государства.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья