ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Прогнозы

Чего ждать от фармы в 2021 году

Татьяна Ходанович

Главный тренд, который изменил наш образ жизни в целом и фарму в частности, — удаленная работа. Все представления о работе и подходах к организации бизнеса перевернулись и будут развиваться в этом направлении. Фармацевтический рынок говорит о дистанционных коммуникациях с 2011 года. Рынок фармы крайне консервативен, и это понятно: слишком много ограничений, не только законодательных, но и этических, плюс нельзя забывать об ответственности, которая лежит на каждой фармацевтической компании. Но 2020 год заставил фарму прийти к онлайну быстрыми шагами. 

Дистанционные форматы коммуникаций и обучения будут все глубже уходить в формат интерактивности, квестов и геймификации. Все будет направлено на вовлеченность, только так будет повышаться эффективность онлайн-форматов. Сообщения станут еще короче и «по делу», подстроятся под «клиповое мышление».

В ближайшем будущем коммуникация с клиентом будет сводиться почти к индивидуальному диалогу. То есть все больше фармкомпании будут выстраивать диалог с пациентом через интерактивные окна приложений/каналов в соцсетях. Если раньше было понятие «лицо бренда», теперь будет именно «личность бренда», «амбассадор бренда», который от имени компании общается с потребителем.

Доля дистанционной торговли лекарствами будет все увеличиваться и также войдет в привычку. Сейчас охват электронной торговли в Москве — порядка 10% населения, в ближайшие год-два цифры вырастут до 30% и до 50% за три года. В регионах сейчас доля 20%, по регионам прирост будет медленнее — до 30% в ближайшие несколько лет.

Телемедицина тоже не заставит себя ждать: после того как мы закончим бороться с пандемией и ее последствиями, попадем в новую реальность, где телемедицина займет свое место. Уже сейчас в той или иной мере реализуется дистанционное консультирование, запускается все больше сервисов. Мы тоже не остались в стороне и в пандемию запустили проект по информированию населения по лекарственным средствам.

Кроме того, уже сейчас при наличии анализов можно получить консультацию врача удаленно, просто в ближайшее время это все должно автоматизироваться. Основными потребителями, конечно, здесь станет молодое поколение: они склонны менять формат взаимодействия с врачами, проходить чекапы, на основании которых врачи смогут отслеживать изменения. Плюс электронные карты позволят к любому врачу обращаться вне зависимости от привязки к какой-то клинике.

Если рассматривать более прикладные вещи, то и явления ушедшего года перетекают в нынешний. Первый важный момент. Систему маркировки лекарственных средств обещают поднять к февралю. Внедрять ее будут в течение года, проскочить этап отладки невозможно, делать это необходимо не в авральном режиме и не на пике пандемии. Думаю, если всем подойти к вопросу как к данности, то до конца года отладим — и все привыкнут жить и в этой новой реальности. Тем более после того, как прошли тяжёлые время с очередями и невозможностью отпустить лекарство из аптек быстро.

Второй не менее важный пункт. Лекарства в аптеках будут дорожать, это понятно даже самому простому обывателю. Тут накладывается много факторов: и санкции, и маркировка, и сокращение бюджетов фармкомпаний, и ухудшение экономического положения — все это ляжет в цену лекарства.

Третий тренд, который мы прогнозировали на этот год, по сокращению аптек уже наметился: где-то 1000 аптек по РФ закрылись, сокращение точек продолжится. Продажи фармацевтических компаний кроме антибиотиков и противовирусных стремится к нулю, по данным аналитических агентств. Все перестали обращать внимание на другие заболевания, кроме Covid-19, а меж тем эпидемия гриппа бьет также рекорды в этом сезоне.

Если резюмировать, то нам событий, которые произошли в 2020-м, еще хватит на несколько лет, чтоб осознать и пережить.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья