Государственная Дума РФ приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. «Инвест-Форсайт» опросил экспертов, к чему может привести рост этого налога и какие последствия ожидают представителей бизнеса и население?
Сергей Суверов, начальник аналитического департамента УК «БК «Сбережения»
— В результате повышения налога на добавленную стоимость, я предполагаю, на полпроцента повысится инфляция. При этом стоит ожидать падения реальных доходов населения, что вполне закономерно приведет к снижению потребительского спроса. Определенный негатив будет и для бизнеса — ведь стоимость его продукции вырастет, но покупать ее будут меньше. А это уже вполне способно потянуть за собой снижение темпов экономического роста в России. С точки зрения же бюджета и прогнозируемого повышения доходов на 650 млрд рублей в год — да, это, по сути, практически единственный позитивный момент.
Борис Хейфец, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
— Однозначно стоит сказать, что налог вынужденный — это мобилизационная задача, реализуемая, чтобы увеличить доходы бюджета. Конечно, рост налога представляет для бизнеса дополнительную нагрузка, НДС — это самый собираемый налог, хотя стоимость администрирования тоже надо учесть. Что же до влияния двухпроцентного повышения НДС, то будут расти цены, и население обязательно с этим столкнется, думаю, уже к концу текущего года. На конец года запланирован двукратный рост инфляции — 4% вместо ранее прогнозируемых 2%. И этот рост инфляции будет продолжаться, так как вряд ли бизнес ограничится двухпроцентным повышением стоимости своей продукции, а будет дополнительно плюсовать к ней и другие издержки.
Другое дело, конечно, что все равно есть ограничение для роста цен — платежеспособный спрос населения. Формально доходы растут, но их съедает инфляция и будет съедать сильнее. Плох этот рост налога — для экономического роста, но для бюджета хорош, поэтому «посмотрим». Однако деваться некуда, главный финансовый документ страны надо балансировать.
Александр Абрамов, заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
— Мне кажется, самое главное последствие повышения НДС: за год примерно 620 млрд рублей населению придется заплатить в бюджет. Сильно на замедление экономического роста это не повлияет, так как деньги не напрямую, а через бюджет, будут потрачены на стимулирование спроса на продукцию бизнеса. Да, стоит признать: цены на эту продукцию, конечно, вырастут, но не думаю, что более чем на 1%. Для бизнеса же рост НДС плох, так как для любого предпринимателя это значит повышение цен на продукцию за счет учета в ней выросшей ставки налога. Спрос при том может маневрировать: то падать, то расти, но бизнес так быстро реагировать на изменения не сможет.
Что же в целом до суммы доходов бюджета в 620 млрд, то она нужна. Однако оборотные налоги повышать — не самый лучший способ наполнения закромов все-таки, это признают практически во всем мире. И эти деньги, я думаю, можно было бы найти за счет других источников. Однако Минфин сейчас, предполагаю, принял такую политику страхования, когда финансы изыскиваются из уже знакомых «источников».
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты»
— Для бизнеса и населения я не вижу в повышении налога ничего хорошего. Можно, конечно, рассуждать о возврате НДС, но это еще вопрос — «вернется» ли он, когда, как и в каком объеме. При этом повышение налоговой нагрузки на бизнес — всегда плохо, а в тех условиях, когда непонятно что происходит с экономическим ростом, налоги надо не повышать, а понижать. Для населения же рост НДС на два процентных пункта прогнозируемо приведет к росту инфляции, росту цен на покупаемые товары. И в этой ситуации нельзя себя успокаивать, что на ряд товаров остается льготная ставка налога, ведь на большую их часть она будет повышена. А значит, повышены и цены. Да, конечно, декларируют, что деньги нужны для реализации национальных проектов — демография и другие важные задачи. Но пойдут ли эти они именно на решение этих проблем — еще вопрос, а вот дестимулирующая налоговая нагрузка и рост цен будут точно и уже скоро.
Яков Миркин, завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН
— Рост НДС на 2% фиксирует идеи повышения налогового бремени, которое и так избыточно высоко в нашей стране. И, стоит отметить, при фискальной нагрузке в 35-37% от ВВП экономика России быстро расти не сможет. Если вы хотите, чтобы ваш скакун брал первые места, но при этом нагружаете его всякими мешками и прочим грузом, то этого просто не произойдет. Все случаи сверхбыстрого экономического роста шли при налоговой нагрузке, приближающейся к 30% ВВП. А в сочетании с высоким процентом по кредитам и растущими регулятивными издержками, постоянным резервированием — все это, вся эта обстановка максимально сдерживает экономический рост. Плюс, конечно, вклад в инфляцию — такой рост налогов должен вести за собой рост цен. Во всяком случае, в этом году рост цен промышленных производителей уже больше 16%, по статистике Росстата. Дефлятор для ВВП около 7%.
И это мало соотносится с той задачей, которая поставлена перед российской экономикой, — достичь среднемировых темпов роста: в этом году по прогнозу мировой ВВП вырастет на 3,9%. Оценки же по российской экономике находятся в интервале 1,5-1,6%. А в результате у нас налицо типичная ситуация, когда интересы бюджета и взыскания налогов становятся впереди интересов экономического роста.