ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Чей самокат самый быстрый

Компании Ofo и Mobike в Китае и CitiBike и JumpBikes в США первыми предоставили потребителям удобные варианты транспортировки на последней миле. Но в 2018 году с появлением электросамокатов тенденция к микромобильности получила новый импульс. Стартапы Lime и Bird в рекордно короткие для американского рынка сроки стали «единорогами», и, кажется, никто не сможет подвинуть этих титанов в сторону. Однако европейские операторы по прокату электросамокатов придумали, как обойти конкурентов. «Инвест-Форсайт» выяснил, кто дорос до лидеров. 

Шведские амбиции

Генри Форд говорил, что лучшая машина — новая машина. Сооснователь стартапа Voi Фредрик Хьельм (Fredrik Hjelm) считает, что лучшая машина — электросамокат. Бывший военный переводчик намерен пересадить на этот вид транспорта всю Европу. У него вполне получается: Voi уже работает в 45 городах в 11 странах. Недавно шведский стартап получил лицензии на развертывание своего парка в Великобритании. В контексте закона 1835 года, запрещающего кататься на самокатах в публичных местах, это прорыв.

Фредрик Хьельм вырос в Швеции. После окончания средней школы он поступил в Академию переводчиков вооруженных сил (его специализация — русский язык.). После окончания вуза Хьельм подал документы в другой университет: он изучал экономику и бизнес в Стокгольмской школе экономики. В 2013 году Фредрик оказался в Москве в офисе военного атташе, в котором провел больше двух лет. До возвращения в Швецию молодой специалист успел поработать над развитием бизнеса сайта Avito.ru.

На родине он первым делом запустил интернет-проект — сервис Guestit (аналог Airbnb). А в 2018 году вместе с тремя бизнес-партнерами — Адамом Джафером (Adam Jafer), Дугласом Старком (Douglas Stark) и Кейтом Ричманом (Keith Richman) — открыл компанию по прокату электросамокатов — Voi. Стартап быстро «выстрелил». В 2019 году его выручка увеличилась почти в 50 раз по сравнению с первым годом работы и достигла около €30,6 млн. Столь стремительному росту проект обязан поддержке инвесторов — сначала в Voi вложил $50 млн VNV Global. В 2019 году стартап получил еще $103 млн. Всего с момента основания компания привлекла $197,9 млн. Деньги позволили Voi выйти на крупнейшие европейские рынки, включая Германию, Францию, Швейцарию, Австрию, Италию и Скандинавию.

Фото: standard.co.uk
Фото: standard.co.uk

В этом году шведский стартап получил разрешение на развертывание своего парка электроскутеров в Кембридже. После пандемии коронавируса микромобильность стала горячей темой. Теперь в мире объявлена новая норма — социальное дистанцирование. Даже такой консервативной стране, как Великобритания, пришлось пойти на изменения законодательной базы в отношении микромобильных видов транспорта и ускорить тестирование сервисов аренды электросамокатов.

В борьбе на рынке Voi основную ставку делает на скутер собственной разработки — Voiager V3X. От предыдущей модели у него остались 4G-связь и дисплей. Из нового — сменный аккумулятор, который изменил правила игры для компании и помог ей сократить более чем на 50% ежедневных расходов на перевозку, логистику и ремонт одного самоката. В интервью Didigital Фредрик Хьельм заявил, что рынок электросамокатов будет консолидирован и в будущем Voi сможет скупить конкурентов.

«Мы хотим быть крупнейшими в Европе, иметь наибольшее количество лицензий и наибольшее присутствие на рынке. Среди компаний, основанных в Европе, мы уже являемся крупнейшими. Но в глобальном масштабе самый крупный продукт — это Lime», — сказал он.

Из Дублина с ветерком

Когда в 2014 году китайские велошеринги Ofo и Mobike, а также американская JumpBike задали тренд на микромобильность, Чарли Глисон (Charlie Gleeson) твердо решил запустить в родной Ирландии сервис по прокату электросамокатов без док-станции — Zipp Mobility. К реализации идеи он приступил после окончания школы бизнеса UCD Lochlann Quinn в 2019 году. Для этого Глисон прошел программу наставничества Nova UCD для студентов-предпринимателей и программу акселератора UCD Venture Launch.

Электрический самокат Zipp воплотил в себе все, чего, по мнению 24-летнего предпринимателя, не хватает в его конкурентах. У Zipp есть алюминиевая рама авиационного класса, 10-дюймовые шины и двойная система тормозов. Скутер оснащен наносептическими накладками на руль, которые, как утверждают в стартапе, снижают риск передачи COVID-19 на 99,98%. Когда дело дошло до зарядки батареи, Чарли Глисон тоже пошел нестандартным путем. Сменная батарея оказалась удачным решением — удобнее заменить ее на обочине дороги, чем тащить весь самокат до пункта выдачи и там подзаряжать.

Фото: zippmobility.com
Фото: zippmobility.com

После дебюта на местном рынке ZippMobility удалось привлечь в инвесторы регбиста Брайана О'Дрисколла, который вложил в проект €500 тыс. Общий объем финансирования с момента основания компании составил свыше €1 млн. Часть денег Глисон планирует потратить на запуск филиала в Великобритании. Этим летом Министерство транспорта одобрило модель электросамоката Zipp для испытаний по всей стране.

«Быстрая урбанизация обострила множество проблем, с которыми сталкиваются городские власти. Но она же дает фантастические возможности для инноваций, поскольку продолжающаяся пандемия COVID‑19 только доказывает необходимость новых подходов», — считает он.

В случае успеха в Великобритании стартапер надеется в течение пяти лет выйти на рынки шести европейских стран.

Немецкое качество 

Немецкий предприниматель Лоуренс Лойшнер (Lawrence Leuschner) пытался запустить первый стартап в 10 лет и, что удивительно, неплохо преуспел в своем начинании. На складе своего отчима он нашел поврежденные гамаки, отремонтировал их, а затем продал на барахолке. Случай определил будущее: восстановленные и б/у товары стали лейтмотивом почти всех его проектов.

Лоуренс Лойшнер вырос в Хофхайме. В старших классах в 2004 году он стал соучредителем интернет-платформы Trade-a-Game, которая занималась покупкой и продажей б/у видеоигр. После окончания средней школы он бросил учебу, чтобы полностью сосредоточиться на проекте, и переехал в Берлин. За три года компания превратилась в крупнейший в Германии интернет-магазин подержанных видеоигр. В 2011 году Trade-a-Game был переименован в reBuy.

После 12 лет на посту генерального директора Лоуренс Лойшнер покинул корпорацию и отправился в мировой сёрфинг-тур. Идея запустить в Германии сервис по прокату электросамокатов пришла ему во время поездки в Калифорнию. Там он впервые прокатился на электроскутере. Летом 2018 года вместе с Маттиасом Лаугом (Matthias Laug) и Джулианом Блессином (Julian Blessin) предприниматель основал TIER. С момента основания стартап собрал $131 млн инвестиций и развернул свои парки самокатов в 70 городах Европы.

Фото: venturebeat.com
Фото: venturebeat.com

В этом году компания решила ввести новые стандарты — сменные батареи. В TIER заявляют, что апгрейдили 80% парка. Больше не нужно везти самокаты на фургоне для зарядки, а через несколько часов возвращать их обратно. Сотрудники компании просто заменяют разряженные батареи на улице и увозят их на грузовом электровелосипеде в ближайший зарядный «хаб». Но чтобы поднять ставки в конкурентной борьбе еще выше, недостаточно сменить батареи на старых скутерах. В сфере микромобильности действует новое правило, которому следуют все: обеспечение безопасности. В этом году TIER представила новую модель — со складным шлемом, двойной подвеской и двойной системой тормозов. По плану парк из 1000 новых «машин» будет в первую очередь развернут в Финляндии (Тампере) вместе с сетью зарядных станций рядом с местными кафе и мини-маркетами.

«Иногда меня очень удивляет наша скорость развития, — добавляет Лоуренс Лойшнер. — Но это как раз интереснее всего».

Автор: Ольга Гриневич

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья