ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Мнение

Что изменится в развитии транспортных систем

Всеволод Морозов

Всеволод Морозов

Директор по аналитике и планированию Simetra

Санкционное давление и новые геополитические вызовы сильно влияют на российскую экономику. Транспортная отрасль — не исключение. Как изменится ситуация и чего ждать в ближайшем будущем?

Максим Блинов / РИА Новости

Россия за последние 30 лет достаточно тесно интегрировалась в мировую экономику, и это привело к тому, что значительный объем как потребительских, так и промышленных товаров импортировался из-за рубежа. В результате возникла определенная зависимость от импорта высокотехнологичной продукции, начиная от потребительской электроники и заканчивая производственными линиями. Из-за вводимых санкций цепочки поставок уже начали разрушаться, соответственно, крайне важно минимизировать негативные последствия. Однако при выборе неверной последовательности смягчения этих ударов экономика в целом и транспортная отрасль в частности могут сильно пострадать.

Выбор приоритетов

В первую очередь стоит сконцентрироваться на решении базовых вопросов — на том, чтобы стабильно функционировали все критичные системы и процессы. Необходимо, чтобы промышленность была обеспечена сырьем, а население — продовольствием и товарами повседневного спроса; чтобы функционировала транспортная система и логистическая сеть.

С точки зрения транспорта, важнее всего поддерживать системы жизнеобеспечения. Проще говоря, если автобус не ездит, то даже самая совершенная система мониторинга его состояния, контроля, местоположения будет не востребована.

Государство будет продолжать задавать вектор развития транспортных систем, и важно, чтобы при этом создавались условия для конкуренции, а не «естественные» монополии. У нас очень любят делать отсылки к советскому опыту, но даже в то время в отрасли была очень жесткая конкуренция — между НИИ, конструкторскими бюро, заводами. Сейчас часто звучат идеи «объединения ради эффективности», создания «единой системы» чего-либо, однако без конкуренции транспортная отрасль, как и любая другая, замрет.

Изменение транспортного ландшафта 

Санкции негативно повлияют на развитие транспортных технологий, но оценить общую картину сейчас проблематично: буквально ежедневно появляются новые нюансы и вводные по каждой отрасли экономики. Структурные изменения будут ярче видны после второго квартала 2022 года.

Уже очевидно, что стоимость владения и пользования любым транспортом будет возрастать. Соответственно, наиболее пострадавшим окажется автомобильный транспорт — с личного транспорта население будут поэтапно пересаживаться на общественный транспорт. При этом развитие могут получить велосипедный транспорт и средства индивидуальной мобильности.

Скорее всего, начнет «провисать» зеленая повестка: уже принято решение разрешить производство автомобилей без экологических стандартов.

Могут претерпеть изменения и программы по обновлению подвижного состава общественного транспорта, либо из-за подорожания подвижного состава их масштаб будет не так велик, как ожидалось. Еще один важный момент — возможное секвестрование бюджетов на такие «необязательные вещи», как, например, общественные пространства.

Импортозамещение в транспортном ПО 

Существенные сдвиги ожидаются и в сфере информационных технологий для транспорта. Смогут ли транспортные инженеры работать без иностранных технологий — вопрос открытый. Безусловно, импортозамещение станет импульсом к более активному созданию собственных решений. Российский рынок сравнительно невелик по объему, поэтому нужно соблюдать определенный баланс — не пытаться слепо быстро что-то замещать, а делать качественный продукт, который будет конкурентоспособен на мировом рынке.

Конечно, российским разработчикам не попасть на рынки США и Европы, но тем не менее продукт должен быть достаточно конкурентоспособным, чтобы его могли рассматривать к приобретению в других странах. По такому пути развивались отрасли во многих странах Азии: Южной Кореи, Китая, Японии.

Но в этом процессе есть подводные камни. В России делается серьезный акцент на цифровизацию, но в нашей стране не производятся многие компоненты аппаратного обеспечения. Поэтому очень остро встает вопрос, связанный с оптимизацией, которую трудно сделать без непосредственного участия производителей «железа».

Если говорить более узко о сфере транспортного планирования, то там также доминирует иностранный софт, который в перспективе может стать недоступным в России. Компаниям придётся по-разному решать эту проблему: переходить на отечественное ПО (аналоги могут уступать иностранному), заниматься «пиратством» или надеяться, что вендор вернется. В любом случае, всё, что импортозаместить не удастся, «обрастет» аналогами, иногда менее функциональными и удобными в эксплуатации. Однако есть шанс, что на смену придут и более проработанные решения, реализованные с учетом многолетнего опыта других.

Еще одна проблема с российским импортозамещением — попытки нажиться на нем самих компаний. Уже можно увидеть, как после ухода части вендоров российские производители пытались резко повысить цены. У части компаний возникнет соблазн в условиях отсутствия конкуренции начать делать не очень качественную продукцию по сильно завышенной цене.

Для дальнейшего развития отрасли необходимо обеспечить прозрачность закупочных процедур, которая позволит сократить коррупционную составляющую, а также создать условия для свободного предпринимательства в транспортной сфере.

Вместо заключения

Даже в сложившихся обстоятельствах нам нельзя «замыкаться в себе». Тот факт, что с рядом стран существуют политические разногласия, не означает, что не стоит интересоваться их опытом — необходимо изучать лучшие практики вне зависимости от того, где они были реализованы.

Также важным подспорьем для развития транспортных систем может стать введение прозрачных систем оценки деятельности организаций и лиц, принимающих решения. Именно объективные критерии помогут транспортникам понять, с какой скоростью и в каком направлении развивается отрасль.

Говоря о дополнительной материальной помощи бизнесу от государства, стоит делать акцент на развитие стартапов, предоставлении налоговых льгот, создании бизнес-инкубаторов и в целом содействии в развитии молодым компаниям, так как многие технологические гиганты как в США, так и в Китае выросли из небольших стартапов. Иными словами, создавать условия для развития всех участников рынка, а не только крупных корпораций.


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья