ENG

Перейти в Дзен
Это интересно

Что нового ждать в новом учебном году?

Что нового учителям и ученикам ожидать в новом учебном году? Вопрос тем более уместен, что государство всерьез взялось за образовательную политику, меняя и законодательство, и даже ритуалы, принятые в школьных коллективах (пресловутое поднятие флага). «Инвест-Форсайт» обратился с этим вопросом к ряду экспертов по образованию. Вот что они ответили. 

Илья Наймушин / РИА Новости
Илья Наймушин / РИА Новости

Андрей Галиев, вице-президент «Рыбаков Фонда» 

— С 1 сентября «заработают» поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации», предполагающие реализацию программы воспитания в школах. Это и причина, и прекрасный повод для того, чтобы все участники образовательного процесса, включая родителей, собрались вместе и постарались решить, как из административной новации извлечь максимум пользы.

На мой взгляд, не бывает образования без воспитания — это единая сущность. Особенно если предположить, что общей задачей для школ и семей является не столько подготовка к ЕГЭ, сколько помощь в формировании зрелой самостоятельной личности, а самостоятельность скорее воспитывается. Проблема в том, что воспитание сложно измерить, оценить, а все, что сложно поддается оценке и измерению, с трудом приживается в школе. Например, в действующем и вполне гибком образовательном стандарте, кроме предметных результатов, предусмотрены метапредметные и личностные, но они так и остаются невостребованной опцией.

С воспитанием так не получится, поскольку школе придется отчитываться за реализацию соответствующей программы. Сочетание сложности и обязательности зачастую чревато формальностью, заштампованностью. Этот риск можно отчасти хеджировать усилиями школьного сообщества, если оно видит единую цель и руководствуется общими ценностями. Например, организуя такие воспитательные практики, как, например, участие в международной игре по созданию сообществ Rybakov School Award, в прошлом сезоне которой приняли участие три с половиной тысячи команд из двадцати девяти стран.

Ангелина Трофимова, директор городской начальной Ломоносовской школы 

— В этом учебном году взят курс на офлайн-обучение, хотя после пандемии онлайн-формат полностью из нашей жизни вряд ли уйдет. Скорее всего, будет существовать параллельно с традиционной формой уроков и совершенствоваться. Готовимся к тому, что в какие-то периоды учебного года придется организовывать и проводить гибридные уроки, когда часть детей находится в классе, а некоторые присоединяются из дома. Родители по-прежнему не смогут заходить в школы, но мы готовы вести полноценный образовательный процесс с соблюдением всех мер безопасности; большинство ребят вернется в классы.

Хочу отметить интересную тенденцию — с предыдущего учебного года к нашей школе стали активно прикрепляться ученики из других городов России и из-за рубежа для обучения в дистанционной форме. Пандемия в этом смысле сыграла большую роль и дала возможность всем желающим получать российское образование онлайн.

Приоритетным направлением работы в этом учебном году становится воспитательный процесс: это закреплено на правительственном уровне — в «Стратегии развития воспитания в России на период до 2025 года». Школы устремились на поиски и внедрение новых воспитательных подходов, технологий, которые подходят детям, подросткам и молодым людям XXI века. Современные дети являются активными пользователями интернет-ресурсов; задача педагогов — повести их в этом пространстве за собой, освоить новые форматы работы.

Также все больше школ делает упор на практические занятия, ведь учеба нужна не только ради знаний, а для того, чтобы ученик многое мог сделать самостоятельно. Поэтому развитие интеллектуальных способностей ребят и освоение новых компетенций остается в тренде.

Максим Натапов, основатель сети международных школ и детских садов ONE!

— Я не предвижу сильных изменений в учебном процессе. Вынужденный переход на дистант из-за пандемии нельзя назвать новаторским решением, поскольку содержание от перехода на удаленку не изменилось: подход меняется, но цель осталась прежней; она не впечатляет. Основная задача школ — по-прежнему подготовка к ЕГЭ (и ГИА), стандартизированным экзаменам проверки грамотности. Система образования достаточно инертна, и не только в России, как некоторые ошибочно полагают, — во всем мире в целом. Вполне вероятно, часть следующего учебного года также пройдет в формате удаленки — зависит от развития ситуации с коронавирусом и реакции властей.

Материал подготовил Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья