ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Что произошло со стартапами за прошедший год

Опубликованы результаты четвертого ежегодного исследования рынка технологического предпринимательства в России «Стартап Барометр», организованного венчурным инвестором Алексеем Соловьевым. В опросе приняли участие более 630 респондентов.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Как показали результаты опроса, стартапы в России в большинстве своем все еще имеют мужское лицо, хотя девушек — основательниц стартапов становится больше: этот показатель увеличился до 16% в 2021 году по сравнению с 12% в 2019 году.

Технологическими предпринимателями становятся люди зрелые (средний возраст основателей стартапов — 36 лет) и имеющие высшее, а часто два и больше образования.

Как и в 2020 году, среди основателей стартапов больше всего серийных предпринимателей: до того как основать текущий проект, 34% опрошенных уже занимались собственным бизнесом или работали в корпорации (29%). Более того, у 60% респондентов уже был негативный опыт, связанный с провалом и закрытием стартапа, что подтверждает: основатели технологических стартапов в России — люди не только с внушительным уровнем образования, но и серийные предприниматели с опытом, которые учатся на ошибках.

Стартапы «не стареют», ежегодно существует естественный прирост молодых технологических компаний. Год от года распределение стартапов по стадиям остается равномерным: на самой ранней стадии находятся 22% проектов, а треть стартапов находятся на стадии прототипа и первых продаж (30%), 22% компаний масштабируются.

Пандемия существенно не повлияла на технологические стартапы: около половины предпринимателей (47%) заявляют, что в целом ситуация в их бизнесе за прошедший год даже изменилась в лучшую сторону, а в худшем положении проект оказался только у 17% основателей.

Топовое место среди самых популярных ниш для предпринимателей по итогам последних 12 месяцев занял EdTech, на втором по популярности месте FinTech, на третьем — E-commerce. Заметно больше появилось проектов в сфере HRTech — ниша вошла в топ-5, хотя в прошлом году стартапы не выделяли этот сегмент. Появилось значительное число стартапов в сферах строительства, недвижимости и страхования: PropTech, InsureTech и ConstractionTech. Десятилетие назад было принято выделять IT или Mobile как отдельные направления, но уже сейчас это неактуально, потому что все создается в парадигме IT и Mobile.

В вопросе финансирования стартапов на старте мы видим откат к показателям трехлетней давности: если в 2020‑м запускали компании на собственные средства 61% основателей, то в этом году этот показатель увеличился до 75% — даже больше, чем в 2018 (71%). Печально и то, что продолжают развиваться стартапы также на собственный капитал (41%), а выручка от продаж как источник текущего финансирования заняла второе место (35%).

Крупнейшие компании уже стали заметными игроками на рынке открытых инноваций, что подтверждают и стартапы: 84% респондентов «Стартап Барометра» рассматривают сотрудничество или уже работают с корпорациями, значительно выше оценивая заинтересованность корпораций в работе со стартапами по сравнению с 2020 годом.

Важным и заметным явлением в этом году стал экспорт бизнес-моделей и технологий. Работающую бизнес-модель и технологию в России переносят на другой зарубежный рынок. Знаковыми событиями, подтверждающими этот тезис, является появление копий сервисов «Яндекс.Еда», «Самокат», EdTech-компаний по всеми миру, основанных русскими фаундерами.

Изменений на рынке технологического предпринимательства больше всего основателей ожидают вследствие роста общей цифровой грамотности (53%). В пандемию большое количество людей вынуждено переступили порог минимальной цифровой грамотности из-за самоизоляции — стало больше пользователей доставок, банковских сервисов, госуслуг, стриминговых платформ.

На втором месте — рост работающих на удаленке. Этот фактор спровоцировал рост интереса к сервисам командной работы, видео-конференц-связи, облачным хранениям и кибербезопасности. Дистанционное образование обещает ряд новых решений для дистанционного обучения. Соорганизаторами исследования выступили PepsiCo, МТС и EY.

Автор: Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья