ENG
Добавить в избранное
В мире, Стартапы

Что заменит пластик

Истекающая кровью черепаха, у которой в ноздре застряла одноразовая трубочка из пластика, — этот ролик, снятый океанологами в Коста-Рике, посмотрели свыше 43 млн пользователей YouTube. Печальный эпизод в очередной раз напоминает о том, что пора переосмыслить свое потребление. Согласно докладу Мирового экономического форума и Фонда Эллен Макартур за 2016 год, если страны не сократят производство пластика и не начнут его утилизировать правильным образом, в Мировом океане к 2050 году пластиковых отходов будет больше, чем рыбы. С тех пор ряд стран сделали первые шаги в «зелёном» направлении. В результате чего вырос спрос на биоразлагаемую упаковку. В 2020 году объем рынка оценивался в $81,70 млрд, но к 2026‑му он, согласно прогнозам, достигнет отметки в $118,85 млрд. «Инвест-Форсайт» выяснил, какие биоразлагаемые решения предлагают стартапы в Гонконге, Финляндии и США. 

Невидимые пакеты

Флавиен Чауссегрос (Flavien Chaussegros) и Девана Нг (Devana Ng) — необычная пара по любым меркам. Он родом из Франции, она — из Гонконга. Но несмотря на разность культур, их жизненные ценности идеально совпали. Оба оказались любителями природы и долгих пеших прогулок. Однажды, гуляя по Гонконгу, супруги обнаружили большое количество мусора — пластиковая упаковка, бутылки и полиэтиленовые пакеты были разбросаны по земле и среди деревьев. Супруги стали собирать мусор каждый раз, когда выходили на прогулку, но вскоре поняли, что сделают больше, если предложат производителям альтернативу пластиковой упаковке.

В 2019 году их внимание привлек материал, который обычно используется в медицинской промышленности для покрытия капсул, а также в производстве моющих средств для стирки или мытья посуды.

Так предприниматели поняли, какой им нужен продукт — экологичный, прочный, но при этом легко растворяемый в воде. На разработку технологии ушел год; уже в феврале 2020 года Флавиен Чауссегрос и Девана Нг запустили Invisible Company (бывшая Distinctive Action). (Объем инвестиций не раскрывается. — Ред.)

«За последние 18 месяцев развития нашими клиентами стали свыше 400 компаний по всему миру. Более 1 500 000 традиционных пластиковых пакетов были заменены на пакеты #INVISIBLEBAG», — рассказывает Флавиен Чауссегрос.

До того как заняться собственным делом, супруги работали в сфере потребительских товаров в Гонконге.

«Мы знали, какое влияние бренды и корпорации оказывают на потребителей с помощью упаковки. Поэтому задумались об идее создания экологически чистых и устойчивых альтернативных упаковок для сокращения количества отходов», — добавляет Флавиен Чауссегрос.

Как #INVISIBLEBAG помогает спасти природу? Пакет изготовлен из водорастворимого термопластичного полимера (поливинилового спирта), также известного как PVA. Кроме него, в состав входят крахмал на растительной основе, глицерин и вода. #INVISIBLEBAG — прочный: в зависимости от толщины способен выдержать от 3 до 9 кг. Чтобы утилизировать пакет, достаточно залить его кипятком.

«Чем горячее будет вода, тем быстрее растворится упаковка, — поясняет сооснователь проекта, — оставшуюся жидкость можно слить в канализацию, где сточные воды будут очищены на очистных сооружениях. Также #INVISIBLEBAG медленно растворяется в холодной воде или воде комнатной температуры».

Продукция Invisible Company сертифицирована по стандартам ASTM D6400 и EN13432. Это значит, что она не оставляет после себя пластиковых отходов и не наносит вреда окружающей среде. Если пакеты #INVISIBLEBAG окажутся на свалке, через пару месяцев микроорганизмы превратят их в углекислый газ и воду.

«#INVISIBLEBAG — это больше, чем просто упаковка. Это катализатор, который несет позитивное послание, оказывает влияние и изменяет потребителей и мир. Мы уделяем большое внимание коммуникации, обучению и брендингу, и этим отличаемся от других компаний, которые занимаются аналогичной альтернативной упаковкой», — добавляет Флавиен Чауссегрос.

Сейчас в линейке Invisible Company представлены пакеты разного размера и толщины. Компания продает свою продукцию по всему миру — минимальный заказ составляет от 200 штук (1 пакет стоит HKD $1,65). Стартап сотрудничает с разными компаниями — начиная с малого бизнеса и заканчивая такими крупными предприятиями, как французский производитель средств по уходу за кожей L’Occitane и колумбийские fashion-бренды True, One Half и др. Продукция Invisible Company также доступна в России — в прошлом году гонконгская компания наладила партнерские отношения с организацией stopplastic.ru.

Натуральность прежде всего

Когда Суви Хайми (Suvi Haimi) внимательно присмотрелась к своей ванной комнате, она увидела общую для всех домов проблему — большое количество пластика. Тогда финский биохимик, которая много лет строила академическую карьеру (у нее докторская степень в области медицинских биоматериалов и семь кандидатских диссертаций. — Ред.), задумалась о том, чтобы внести свой вклад в сохранение окружающей среды. Решение выпускать экологически безопасные упаковочные материалы привело ее к идее создания компании Sulapac. Но реализовывать стартап значительно проще, когда есть единомышленник. Таким человеком оказалась доктор Лаура Тиркконен-Раджасало (Laura Tirkkonen-Rajasalo). Суви Хайми была ее научным руководителем, и прошлый опыт показал, что они с Лаурой идеально дополняют друг друга. Третьим бизнес-партнером стал доктор Антти Парссинен (Antti Pärssinen). Он известен тем, что придумал биоразлагаемый древесный композит для создания фиксаторов (шин) в хирургии и ортопедии.

Втроем они разработали технологию изготовления экологически безопасных материалов, которые можно использовать для чего угодно — от упаковки косметики до продуктов питания или подарочных коробок. В состав продукции Sulapac входят FSC-сертифицированная древесная щепа и натуральные связующие компоненты.

«Наш принцип дизайна — имитировать природу, — рассказывает “Инвест-Форсайту” Суви Хайми, — у нас есть несколько рецептов для разных сфер использования. Каждый рецепт представляет собой уникальное сочетание экологически чистых биополимеров и наполнителей, которые разлагаются, не оставляя после себя постоянного микропластика». 

Стартап начал тестирование технологии сразу после того, как в 2016 году привлек первых партнеров-производителей и клиентов. Год за годом компания расширяла продуктовую линейку. Сейчас в ней представлены: упаковка для косметической продукции и БАДов, одноразовые соломинки для коктейлей и столовые приборы. У компании нет своего завода — вся продукция производится на линиях таких партнеров, как Quadpack, Nissha, HK Cosmetic Packaging и Toly. Финский стартап, по словам Суви Хайми, работает по всему миру.

«У нас также были интересные беседы, например в США и России», — добавляет она.

Несмотря на то, что экоупаковка стоит дороже пластиковой, спрос на нее растет с каждым годом. Тренд задает Европа, где крупные сетевые игроки гостинично-ресторанного бизнеса перешли на экологически чистые материалы.

«По мере расширения нашего бизнеса мы предоставим более экономичные варианты материалов. Кроме того, наши ведущие партнеры уже продают недорогие готовые банки, изготовленные из материалов Sulapac. А с точки зрения затрат наши соломинки очень конкурентоспособны по сравнению с бумажными», — поясняет сооснователь проекта.

За 2 раунда, по данным CrunchBase, в Sulapac было инвестировано €1,2 млн (в проекте не раскрывают эти данные. — Ред.). Ситуация изменилась в 2019 году, когда проект получил €15 млн — раунд возглавил модный дом CHANEL. Сейчас Sulapac выпускает для парфюма из коллекции LES EAUX DE CHANEL биоколпачки. Кроме CHANEL, компания сотрудничает с I + M, Edinburgh Skincare, RDP Skincare, Akane и др.

Миссия Sulapac, впрочем, простирается дальше дискуссий об экологичности упаковки. Однажды корпорации станут меньше использовать пластика, и финский стартап поможет брендам перейти на биологические и биоразлагаемые материалы, но для этого нужна поддержка на правительственном уровне. Если государства, по мнению Суви Хайми, примут во внимание экологические свойства материалов при разработке новых правил, это облегчит внедрение инноваций и поможет бороться с пластиковыми отходами.

«Например, в июне прошлого года ЕС запретил одноразовые пластмассы, и это фантастика. У нас одна цель: предотвратить кризис пластикового загрязнения, — рассказывает она, — тем не менее Single Use Plastics Directive относит все синтетические полимеры, а также все химически модифицированные природные полимеры, включая наш экологически чистый и биоразлагаемый материал, в категорию пластмасс. Согласно тому же определению, многие виды мороженого тоже являются пластмассовыми, поскольку содержат такую пищевую добавку, как карбоксиметилцеллюлоза (E466) (она делает мороженое мягким и гладким). К счастью, некоторые страны осознают важность биоразлагаемых материалов, которые не оставляют постоянного микропластика. Россия, похоже, уделяет этому приоритетное внимание при определении своего будущего регулирования одноразового пластика в 2024 году». 

Безотходная Америка

В 2014 году, когда выпускница Санкт-Петербургского университета Анастасия Михалочкина (Anastasia Mikhalochkina) сотрудничала с группами по охране океана во Флориде, она узнала, что каждый год в водную среду попадает 180 млрд одноразовой пластиковой упаковки. Статистика настолько шокировала ее, что Михалочкина начала думать о решении, которое бы не только помогло в борьбе с отходами, а изменило бы потребительское поведение.

«Во-первых, мои исследования рынка показали, что компании не соблюдают самые высокие стандарты компостирования, когда создают решения для пластика. Рынок был насыщен биопластиком, который требует для полного компостирования определенного перерабатывающего предприятия. Во Флориде таких объектов просто не существует. Так я поняла, что на рынке есть пробел, — рассказывает предпринимательница, — во-вторых, я не смогла найти компанию, которая бы занималась обучением корпораций». 

Тогда, в 2017 году, она запустила проект Lean Orb Co. По данным CrunchBase, стартап получил $25 тыс. инвестиций, но Михалочкина не раскрывает объем финансирования. Lean Orb производит компостируемую упаковку для гостинично-ресторанной отрасли. Вся продукция сделана из натуральных материалов: бамбука, сахарного тростника, пальмовых листьев, пшеничной соломы, березовой древесины и переработанной бумаги. Сырье стартап закупает в США, Вьетнаме, Китае и Индии. Lean Orb начал линейку с нескольких видов посуды, и с тех пор довел свой каталог до 100+ наименований — чашки, пакеты, контейнеры для еды, тарелки и пр.

«Уникальными на рынке нас делает широкий спектр материалов, которые можно компостировать на заднем дворе. Мы избегаем ненужных чернил и методов отбеливания, чтобы гарантировать — продукт превратится в здоровую почву на этапе постпотребления», — подчеркивает основательница проекта.

Помимо продвижения компостируемой упаковки, Анастасия Михалочкина видит свою миссию в обучении корпораций основам устойчивого развития. Каждый квартал Lean Orb рассылает своим клиентам отчеты об устойчивом развитии и переработке отходов.

«Мы помогаем минимизировать воздействие одноразовой продукции на окружающую среду, связывая наших корпоративных клиентов с местными компаниями по производству компоста. За последние 9 месяцев 15 ресторанов и отелей, где мы продаем продукты, начали компостировать не только упаковку, но и все пищевые отходы», — говорит она.

Сейчас среди клиентов Lean Orb насчитывается свыше 105 предприятий в США. В планах компании — расширить дистрибуцию и выйти на рынки Канады, Центральной и Южной Америки.

«Российский рынок может быть хорошей возможностью, — заключает Анастасия Михалочкина, — если будет соблюдаться политика в отношении одноразового пластика». 

Автор: Ольга Гриневич

Фотографии предоставлены компаниями

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наша страница в Facebook
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Коронаэкономика
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья