ENG
Добавить в избранное
Стартапы, Технологии

Чтобы водитель не уснул за рулем

Согласно исследованию компании Ford, 32% российских водителей хотя бы раз в жизни засыпали за рулем, при этом 3,2% просыпались только в момент дорожно-транспортного происшествия. О системе мониторинга и контроля «Антисон», которая помогает сократить количество аварий, вызванных усталостью и потерей внимания, рассказали руководители компании «КСОР».

Художник: Юрий Аратовский
Художник: Юрий Аратовский

История создания компании «КСОР»

Группа компаний «КСОР» была создана в Москве в 2015 году на основе исследовательского проекта, который занимался изучением поведения водителя за рулем во время усталости или потери внимания. Исследовательским проект назывался, потому что у группы инженеров, начинавших стартап, не было четкого понимания, получится ли его реализовать. Ближе к 2019 году, когда гипотеза была доказана и первые заказчики начали платить за услуги компании, возник вопрос масштабирования и перевоплощения стартапа в настоящий бизнес.

Летом того же года проект возглавил Андрей Белоусов и начал формировать полноценную команду для обеспечения деятельности при работе с крупными корпорациями и заказчиками. У Андрея был большой опыт ведения технологических проектов. В предыдущие годы он занимал должности директора подразделения в компании топ-5 системном интеграторе «Ай-Теко», первого заместителя генерального директора в телеком-оператора «Сумма-Телеком» и CEO в «Элвис Нео-Тек» — компании, которая специализируется на системах безопасности и видеонаблюдения. Сейчас Андрей является исполнительным директором компании «КСОР» и руководит основной деятельностью по развитию продукта, продвижению стратегии и набору специалистов.

После создания первого прототипа системы мониторинга состояния водителя, который получил название «Антисон», разработчики представили решение потенциальным заказчикам. Получив подтверждение, что разработка актуальна и в случае успешного развития будет востребованной на рынке, команда приступила к реализации полноценной версии. Первые инвестиции стартап получил от друзей и знакомых, поверивших в проект.

В решениях команда использует технологии машинного обучения, edge-computing и интернета вещей. Весь цикл работы над продуктом происходит внутри компании. Это создание физических компонентов и разработка программного обеспечения, за которыми следуют настройка и внедрение системы.

Сегодня в офисе, расположенном в Москве, работает более пятидесяти инженеров и разработчиков, которые проектируют устройства и разрабатывают веб-платформу для мониторинга.

«Антисон» с технологической точки зрения

Система «Антисон» состоит из трех компонентов: устройства наблюдения, центра мониторинга и нейросети. В устройство наблюдения входит видеокамера и вычислительный блок. В камере используются технологии распознавания лиц. Это алгоритмы многослойных нейронных сетей и компьютерного зрения. Вычислительный блок собирает данные телеметрии и геолокации и передает их в центр мониторинга.

В среднем за сутки система обрабатывает 93 809 часов видеопотока. Для обучения нейросети разработчики компании собрали и разметили дата-сет из нескольких миллионов изображений, который постоянно пополняется. Алгоритм может дообучаться в зависимости от обстоятельств и требований клиента. Например, во время пандемии нейросеть в течение двух недель научили различать водителей в масках. Исторические данные сохраняются и могут быть использованы для создания предиктивных моделей, способных предсказывать потенциальную угрозу еще до момента ее наступления.

В центре мониторинга находятся диспетчеры, которые моментально реагируют на сигналы, поступающие из системы. Им предоставлен доступ ко всем данным и аналитике. Диспетчеры определяют, действительно ли человек уснул либо система по какой-либо причине ошиблась. Если факт инцидента подтвердился, компания-клиент принимает решение в отношении водителя, а также может разрабатывать практические рекомендации, используемые для повышения квалификации.

Как выглядит система контроля «Антисон»

Система «Антисон» представляет собой видеокамеру и внешне напоминает видеорегистратор. Камера оснащена инфракрасной подсветкой и звуковым динамиком. Устройство размещается в кабине транспортного средства таким образом, чтобы в поле зрения камеры попал водитель.

Корпус системы сделан из материала, защищающего прибор от влаги, пыли и сильной вибрации. При разработке был учтен фактор близкого расстояния до водителя, поэтому «Антисон» работает с низким тепловыделением, которое важно для защиты устройства от ошибок, возможных сбоев, замедления работы и увеличения общего срока эксплуатации.

Появление мощных процессоров небольшого размера, развитие машинного обучения и инженерная работа команды позволили сделать систему «Антисон» автономной и компактной, но при этом производить на ней сложные вычисления. Системный блок оснащен дополнительными разъемами, поэтому система может быть расширена дополнительными камерами для мониторинга слепых зон или интеллектуальной помощи водителю, а также мониторинга салона и подсчета пассажиропотока.

Как работает система «Антисон»

Каждый раз, когда водитель садится за руль и заводит двигатель, система «Антисон» проводит сканирование и идентификацию лица. В реальном времени камера отслеживает поведение человека и реагирует на любую ситуацию, указывающую на возможное снижение концентрации и потерю внимания. Анализируется как мимика, так и специфические повороты головы. Тревожным сигналом могут стать медленное или частое моргание, взгляд в сторону, частое зевание, сведение надбровных дуг и другие характерные признаки снижения концентрации, такие как курение за рулем и использование во время движения телефона. По запросу заказчика может настраиваться контроль за тем, пристегнут ли водитель.

Как только система зафиксировала одно или несколько проявлений потери внимания, в транспортном средстве раздается громкий звуковой сигнал. В тот же момент отправляется сообщение об инциденте в центр мониторинга. Работники диспетчерского пункта оценивают ситуацию в режиме онлайн и сообщают о происшествии клиенту, который в свою очередь принимает решение о том, что нужно сделать водителю. Это может быть дополнительное медицинское обследование или снятие с маршрута. В случае длительных междугородних рейсов водителя могут попросить совершить остановку в ближайшем возможном месте и поспать хотя бы пару часов.

Нейросеть отмечает и записывает участок видео, на котором зафиксирован инцидент, а также скорость и локацию транспортного средства. Затем данные могут быть использованы для разбора ситуации в качестве доказательной базы.

Первые результаты

За время существования команда компании «КСОР» разработала и ввела в эксплуатацию несколько поколений системы «Антисон». Основное внимание на данный момент обращено в сторону пассажирского транспорта. В 2019 году компания заключила контракт с Московским метрополитеном на сумму 337,5 млн руб. и установила «Антисон» почти в 1,5 тыс. вагонов подвижного состава. В конце 2019 года компания была выбрана победителем в открытом конкурсе «Мосгортранса» на оказание услуг по оперативному мониторингу функционального состояния водителей. В результате был заключен контракт на 1,74 млрд руб. Система контроля и мониторинга была установлена более чем на 7 тыс. единицах наземного общественного транспорта города Москвы.

Как отмечают Мосгортранс и Дептранс, количество аварий с участием пассажирского транспорта за первые полгода эксплуатации системы «Антисон» снизилось на 26%. За весь 2020 год предотвратили более 5000 потенциальных инцидентов. Кроме того, разработка компании «КСОР» поставлена в рамках пробных партий на пассажирский транспорт других городов: Самары, Казани, Набережных Челнов и Белгорода.

Два пилотных проекта, запущенных на железнодорожном транспорте, также успешно прошли испытания. Компания «КСОР» по итогам сотрудничества с РЖД прошла в топ-12 стартапов корпоративного акселератора. Пилотные проекты запущены и в коммерческих грузоперевозках. Контракты заключены с логистическими подразделениями ритейлеров «Магнит» и «Сладкая жизнь+».

А что дальше?

В ближайшем будущем компания планирует установить систему мониторинга на пассажирском транспорте городов-миллионников, а в дальнейшем — и всей России. Помимо этого, прорабатывается использование системы «Антисон» в междугородних перевозках, в первую очередь на рейсовых автобусах и маршрутках. По словам Андрея Белоусова, на сегодня в России существует около 8 млн единиц техники, которые необходимо оснастить системой «Антисон» в первую очередь.

В настоящее время ведутся переговоры с крупнейшими производителями автомобилей, чтобы включить прибор «Антисон» в систему безопасности авто на моменте производства. Российские автопроизводители уже давно экспериментируют с подобными технологиями, но пока они доступны только в машинах премиум-класса. При этом в Евросоюзе еще в марте 2019 года были приняты новые нормы, утверждающие системы мониторинга состояния водителя обязательными на всех новых машинах после 2022 года.

В феврале 2021-го компания «КСОР» получила премию Rusbase Digital Awards в номинации «Логистика», вышла в топ-25 лучших стартапов в рамках международной программы «Сбера» и 500 Startups и победила в корпоративном акселераторе «Почты России», в рамках которого будет реализован пилотный проект. На протяжении двух месяцев участники проекта имеют возможность проводить встречи с менторами Кремниевой долины, а также представлять свои работы ведущим российским организациям и фондам других стран. В рамках акселерационной программы компания «КСОР» планирует выход на зарубежные рынки. Разработчики отмечают, что функционал системы может использоваться не только в водительских кабинах, но и в любом другом месте, где необходима высокая концентрация внимания человека.

Руководители компании подчеркивают, что система «Антисон» подходит под нужды сегментов B2B и B2G. Это означает, что разработка может использоваться любыми компаниями с собственным машинным парком и высокой социальной ответственностью, крупными компаниями, занимающимися грузоперевозками (особенно, если речь идет об опасных грузах), а также государственными организациями. Во второй половине 2020 года планируется выпуск встраиваемой модели устройства, что позволит использовать его в автомобилях такси или каршеринга.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья