ENG
Мнение, Это интересно

Как сделать радиостанцию окупаемой?

По просьбе  «Инвест-Форсайта» эксперты радиорынка ответили на вопрос: как целые радиостанции, так и отдельные радиопроекты могут быть экономически эффективными на фоне «наступления» медийных конкурентов — интернета и телевидения, насколько уместна поддержка государством отдельных радиопроектов. 

© Vesna / Фотобанк Лори

Сергей Корзун, основатель и первый главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна департамента медиа НИУ «Высшая школы экономики»:

— Отдельные аудиопроекты, насколько мне известно, на рынке не особенно котируются. Возможно, есть какая-то прибыль по аудиокнигам, но открытой информации по доходам я не встречал. Аналогично с подкастами: в отличие от США, где лучшие из них набирают десятки миллионов подписчиков, в России это пока не бизнес. Что касается радиостанций, то многие из них экономически хорошо себя чувствуют в больших холдингах из-за синергии проектов внутри холдинга. Есть и исключения — например, радио «Серебряный дождь» всегда выживало в одиночку.

Вложения в радиостанцию всегда долгосрочные и не всегда окупаются, однако прибыль на этом рынке, несомненно, есть. Объем мирового рекламного рынка радио составляет примерно 4,5% от медийного рынка в целом — 22 млрд долларов США из 497 млрд (данные GroupM за 2015) — и практически не падает. В России — те же среднемировые 4,5% (около $0,25 млрд из $5,5 млрд по российским медиаплощадкам в целом в 2016 году) с прогнозом небольшого роста в 2017 году от GroupM. Главная привлекательность радио как рекламного и информационного носителя — люди в автомобилях.

Государство, на мой взгляд, должно поддерживать только социально значимые проекты, которые без него не выживут: радио для небольших этнических групп, для детей, культура, образование, наука. И главное:  государственные радиостанции должны остаться исключительно на дотациях и уйти с рекламного рынка, чтобы дать частным радиостанциям конкурентно развиваться.

 

Сергей Давыдов, один из организаторов и первый директор «Радио России», бывший главный редактор радиостанции «Юность» и директор радио «Культура», ныне — заместитель директора Центра современного медиаменеджмента РАНХиГС:

— При сегодняшнем состоянии рекламного рынка экономически эффективными могут быть единицы. И виной тому — не наступление конкурентов (ТВ, Internet и т.п. ). Рекламных денег, на мой взгляд, катастрофически не хватает на всех желающих. Несколько лет назад в развитии отечественного радио произошел драматический «перекос»: количество вновь возникающих радиостанций росло в геометрической прогресс. Чего не скажешь о рынке рекламы на радио…

А к «медийной конкуренции» радио, по-моему, как раз серьезно готово. Достаточно посмотреть присутствие коллег в сети, проекты по визуализации радиопрограмм и т.д. 

На мой взгляд, надо оставить рынок радио без излишней опеки, он сам разберется в приоритетах. Более того, разобраться надо бы и с государственными вещателями: с их количеством, да и с качеством их эфира.

 

Александр Аничкин, независимый медиаэксперт, действительный член Международной Евразийской академии телевидения и радио:

— Думаю, никто не будет спорить с тем, что нынешний радиорынок представляет собой жестокую конкурентную среду, в которой выживает сильнейший. За свободными частотами сейчас уже никто не гоняется, поскольку необходимо освоить те лицензии, которые были получены раньше. А дело это — непростое. Кто-то перепродаёт их, пока они ещё чего-то стоят, кто-то сдаёт в аренду крупным холдингам, чтобы «Роскомнадзор» не аннулировал за отсутствие вещания.

И всё же новые радиостанции открываются, хотя существует экспертная точка зрения, что запускать эфирные проекты в век iTunes — затея неразумная и бесперспективная. Но лично я, как и многие коллеги-радийщики, придерживаюсь другого мнения. Мне кажется, что эфирное радио всё ещё «на коне», и в ближайшее десятилетие смерть ему не грозит. Приятно, что такого же взгляда придерживается, например, известный медиаменеджер и радиоведущий Михаил Козырев. На недавней церемонии возобновления вещания «Серебряного дождя» в Екатеринбурге он заявил, что новые станции будут появляться, и далеко не все ниши заняты, а эфирное радио не исчерпало всех своих возможностей. Я солидарен с Михаилом Натановичем и тоже думаю, что есть такие вещи, которые остаются жить очень долго и не теряют смысла. И это несмотря на то, что все окружающие предрекают им скорейшую гибель. Но жизнь показывает другое. Ни с появлением телевидения, ни с появлением видеомагнитофонов люди не перестали ходить, например, в кино. Поэтому я уверен, что при возникновении тысяч интернет-радиостанций люди не перестанут слушать эфирное радио. Даже после открытия таких сервисов, как iTunes, Spotify или «Яндекс.Радио». Так что спешу успокоить коллег: не волнуйтесь, FM-станции никуда не уйдут.

По поводу роли государства в радиоотрасли, то эта роль, я считаю, должна быть ровно такой же, как и в других творческих сферах. Государство обязано помогать всему талантливому и перспективному, что, естественно, означает отсутствие поддержки для всех и вся. На мой взгляд, власть вряд ли способна каким-либо образом помочь в наращивании числа слушателей — этого могут добиться только сами радиостанции. Для выживания им необходимо сделать всего несколько важных шагов.

Во-первых, более интенсивно внедрять новые инструменты для эффективного привлечения рекламы. И во-вторых, необходимо совершенствовать содержание радиопрограмм — их нужно делать оригинальными. При этом рекламные ролики в тех или иных передачах должны выглядеть органично встроенными в контент и в то же время нести в себе полезную информацию.

Евгений Грачёв, заместитель начальника службы информационных программ (по радиовещанию) региональной ГТРК (г. Саратов):

— Мне кажется, что сейчас настало время, когда для тех, кто производит ту или иную медиапродукцию, взаимовыгодно работать командой. Это относится в равной степени к тем, кто работает на радио, и к телевизионщикам, и к представителям новых, бурно развивающихся средств массовой информации и коммуникаций, представленных в интернете. Если эта слаженность будет соблюдаться, то тогда и будет достигаться общий для всех игроков экономический эффект. В принципе нужно принять как данность, что между радио, телевидением и интернетом нет никакого «фатального» противоречия, эти отрасли вообще никакие не конкуренты между собой; они прекрасно друг друга дополняют и развивают, создавая для слушателя, зрителя или читателя с монитора максимально полную картину происходящего. Отдельный вопрос – как сама радиоредакция, работающая в государственном холдинге ВГТРК, способна самостоятельно добиваться экономических показателей? Вот у меня небольшая, по столичным меркам, редакция со штатом 10 человек корреспондентов, и мы ставим задачу, чтобы каждый журналист старался приносить доход и зарабатывал в итоге, условно говоря, еще на троих. Что я имею в виду? Если у нас выходят по-настоящему интересные передачи, то нас не просто слушают, а под эти передачи рекламодатель начинает проявлять свой конкретный интерес. И за счет этого стимула автор передачи может и себя прокормить, а заодно — и еще двух своих коллег. И это — по минимуму. Так что рыночный эффект, естественно, при правильной реализации этой не сегодня разработанной схемы у любой радиостанции, в принципе, обеспечен, — за исключением уж совсем новичков на рынке и того сегмента радиовещания, которое специализируется исключительно на культурно-просветительских программах. Хотя и в них, обратите внимание, реклама есть; и она регулярна, а не выставляется в виде какой-то редкостной экзотики.

Возвращаясь к своей редакции и к тем, кто занимает схожую с нами нишу государственного радиовещания общего формата. Не могу не отметить: у нас сформировалась своя, причем устойчивая, аудитория; и она не уменьшается, несмотря на все периодически звучащие «приговоры» и прогнозы скептиков на тему, что «старое, доброе» радио если не умерло, то умрёт в ближайшее время. Отчасти такой негатив в восприятии был обусловлен сокращением линий проводного вещания, — что наблюдалось, к сожалению, по всей стране с начала 2000-х годов. Но ВГТРК своевременно добилось параллельного перехода вещания и на FM-частоты. В итоге мы сохраняем хорошие позиции по востребованности у слушателей. Тем более, местные новости самого различного характера, — на которых мы, собственно, специализируемся, — для жителей конкретной области края, города, района и т.д. всегда будут интересны, невзирая на все попутно возникающие информационно-технические новшества.

Автор: Алексей Голяков

Сохранить

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья