ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Инвестклимат, Мнение

Деньги в Россию: почему иностранные компании боятся выходить на российский рынок

Марина Кочемасова

Марина Кочемасова

Генеральный директор коммуникационного агентства PR Formula — продвижение иностранных брендов в России

Российское правительство не раз заявляло о намерениях наращивать привлекательность страны для иностранных инвесторов и даже предпринимает реальные шаги для достижения этой цели. Часть компаний откликаются и приводят бизнес в Россию. Другие, наоборот, — уходят с отечественного рынка. Что ими движет, какова реальная ситуация на рынке иностранных инвестиций и как улучшить инвестиционный имидж России?

Деньги в Россию: почему иностранные компании боятся выходить на российский рынок

Почему компании уходят или откладывают выход на российский рынок

Одна из основных причин — санкции. Иностранные вливания в российский рынок резко упали в 2014 году после присоединения Крыма и первой волны европейских и американских санкций. Колебание курса валют, вялый рост экономики, политическая ситуация — все это напугало многие компании из тех, кто работал или собирался работать в России.

Причина номер два — снижение покупательской способности населения. По данным Росстата, за первый квартал 2019 года реальные доходы россиян сократились на 2,3%. Как ни крути, бизнес приходит на новый рынок, чтобы продавать. А получится ли это делать в России, уверены не все.

Административные барьеры и сложное законодательство — еще одна головная боль для инвесторов. Устаревшие законы не добавляют простоты в работу компаний. Правительство обещает всё изменить. Но пока ситуация не самая благоприятная в плане бюрократических барьеров и сложных нормативных актов. Стоит отметить и непредсказуемость политической ситуации. Весь мир с интересом и настороженностью ждет 2024 года, когда в России может кардинально смениться действующая власть. Открывать бизнес в таких условиях — риск не для слабонервных.

Смелость города берет

Но эти аргументы останавливают далеко не всех бизнесменов. Ряд компаний принимает решение вернуться в Россию или выйти сюда впервые именно сейчас. Например, по данным исследования «Магазин магазинов», за восемь месяцев 2019 года в Россию вышло 18 новых иностранных розничных брендов. Среди них DKNY Sport, Sanders Grill от KFC, бренд часов Richard Mille и ювелирная марка Giovanni Raspini. В начале года в РФ также официально вернулся знаменитый автомобильный бренд Opel. О решении возобновить работу в России заявил немецкий обувной ритейлер S.Oliver.

Однако в целом минувший год выдался не очень удачным с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Последние несколько лет темпы прихода мировых компаний в Россию в целом серьезно снизились: в 2016 году были открыты магазины 55 марок, в 2017 году — 27, в 2018-м — 23. По данным ЦБ, прямые инвестиции в РФ из-за рубежа в минувшем году составили $8,8 млрд. Это стало минимальным значением по отношению к ВВП за последние 10 лет.

Среди брендов, покинувших российский рынок на волне кризиса, — автомобильные Ford, Acura, Alfa Romeo, ритейлеры Castorama, MediaMarkt и другие.

Востребованность российского рынка будет расти

Тем не менее Россия остается одним из самых интересных рынков Восточной Европы для иностранных предпринимателей. Здесь важную роль играет прежде всего фактор высокого потенциала: большое население страны и, как следствие, большое количество потребителей не могут оставить бизнесменов равнодушными.

Весьма заманчива низкая конкуренция во многих отраслях. Аналитический центр при правительстве РФ провел онлайн-опрос более 1,3 тысячи предпринимателей, по результатам которого выяснилось, что в 2018 году доля бизнеса, ощущающая слабую конкуренцию или же ее полное отсутствие, увеличилась с 21% (2015 год) до 27%.

Низкие зарплаты — тоже значимый фактор. По данным рейтинга Международной организации труда, Россия занимает 45 место из 70 по уровню средней заработной платы.

Прогнозы

По словам генерального директора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева, ожидается, что уже в этом году инвестиции в российский рынок вырастут на 50%. Хороший прогноз обусловлен, в частности, планами правительства продолжать работу по улучшению условий для иностранного бизнеса. Оптимизм внушает планируемая реализация проектов по улучшению делового климата в стране: принятие закона о защите капиталовложений и реформа контроля и надзора, в том числе «регуляторной гильотины». Для ритейлеров привлекающим фактором может стать и рекордный за последние три года ввод на территории РФ новых торговых площадей.

Стоит отметить, что в 2018 году Россия снова вошла в европейскую десятку государств-лидеров по количеству прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Согласно «Исследованию инвестиционной привлекательности стран Европы» от EY, в прошлом году наша страна заняла 9-е место. Тогда иностранные инвесторы вложились здесь в 211 проектов. Самыми активными инвесторами стали компании из Германии, США, Франции и Китая. Вероятнее всего, эта тенденция продолжится.

Имидж — все

Без улучшения репутации России как удобной и выгодной бизнес-площадки кардинально изменить ситуацию на рынке будет трудно. Поэтому крайне важно, чтобы правительство последовательно исполняло озвученные планы и продолжало улучшать бизнес-климат в стране.

Параллельно с реализацией намеченной программы необходимо оперативно доносить информацию об этом до потенциальных инвесторов. Здесь важна грамотная PR-кампания и верно выбранные каналы коммуникации. Во многом благодаря работе РФПИ за последние 8 лет в Россию продолжают приходить иностранные инвестиции. Фонд выступает как некий акселератор инвестпроектов и ведет активную PR-деятельность, направленную на потенциальных инвесторов в экономику России. Однако инвестиционный имидж не существует сам по себе. Он тесно связан с имиджем страны в целом. Важность формирования позитивного образа России сегодня неоспорима, поскольку положительное восприятие страны создает необходимый ассоциативный ряд с любой ее деятельностью, в том числе инвестиционной.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья