ENG
Финансы, Это интересно

Дети и деньги

Как и многие важные вещи, наши отношения с финансами закладываются в детстве. Одни привычно обесценивают деньги, другие переоценивают и лишь немногие осознают, что деньги — инструмент, которым надо уметь управлять. Когда начинать выдавать детям средства на карманные расходы? Нужно ли учить ребенка отличать сторублевую купюру от тысячной? Обязательно ли сообщать ему о том, что папе понизили зарплату? Что думают об этом психологи, издатели, предприниматели? 

Вместо кошелька — браслет 

На днях основатель компании ELARI (лидер рынка детской носимой электроники) Йозеф Закс и руководитель направления по развитию цифрового бизнеса компании Mastercard в России Дмитрий Тартышев представили результат совместного творчества — браслет, которым можно расплачиваться как кредитной картой. Новый гаджет ориентирован в основном на детей и работает просто: родители кладут на него небольшие суммы денег; ребенок покупает себе воду, еду, расплачивается за поездки на общественном транспорте, прикладывая браслет к терминалу. Дети не потеряют браслет (он надежно крепится на руке, в отличие от кошелька или пластиковой карты), родители будут в курсе всех расходов ребенка (приложение отслеживает, где и сколько денег потрачено). Казалось бы, сплошные плюсы. Однако прежде чем приобщить ребенка к современной технологии бесконтактных платежей, стоит познакомить его с такими базовыми понятиями, как бюджет, лимит, планирование. Иначе деньги с браслета будут исчезать словно по мановению волшебной палочки — так приятно покупать себе, а заодно и друзьям, мороженое и шоколад.

«Прежде чем ребенок начал пользоваться системой бесконтактных платежей, очень важно объяснить ему правила игры. Расскажите, что такое семейный бюджет, сколько денег вы сможете выделять на карманные расходы в день или в неделю, на что их можно тратить. Обязательно отслеживайте траты, но не для тотального контроля, а для диалога о том, как планировать свои расходы. Такой диалог может стать одним из первых шагов на пути к финансовой грамотности. Например, ребенок купил сэндвичи себе и другу. Он хотел поделиться, испытать радость от того, что может кого-то угостить? Или он искупал свою вину за то, что не дал другу списать решение задачи? А может быть, он таким способом пытался завоевать авторитет? Очень важно учить детей отделять функцию денег от функции межличностных отношений. Неправильно, если деньги становятся способом контроля межличностных отношений», — советует эксперт в области эмоционального интеллекта, бывший партнер инвестиционной компании «Тройка Диалог» Аида Варданян.

Нужно ли вообще выделять детям средства на карманные расходы? И если это необходимо, не лучше ли выдавать наличные, чтобы ребенок учился считать деньги?

«Сегодня в мире бум 4К. Креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация — именно эти качества считаются необходимыми для достижения успеха. Для их развития надо предоставлять детям определенную свободу действий, например возможность выбрать, что купить — яблоко или апельсин. И бесконтактные платежи в этом смысле, конечно, очень удобны. Наступает эра финтеха, мы должны подготовить к этому будущее поколение. Знание современных технологий и умение ими пользоваться — важная составляющая финансового интеллекта», — считает омбудсмен в сфере образования, руководитель ИА «РосВуз.РФ» Амет Володарский

Учимся дружить с деньгами

На самом деле, выдать ребенку двести рублей на расходы или купить гаджет, который поможет расплачиваться (кроме браслетов есть платежные ручки, кулоны, чипы для часов) порой легче, чем объяснить, почему не стоит тратить деньги на конфеты и мороженое, если хочешь накопить на новые кроссовки. Тем более что отношение к деньгам у советских-российских граждан часто сложное и неоднозначное. Мы, взрослые, иногда тоже не очень-то финансово подкованы. Нам в помощь — книги и игры.

Самая распространенная и популярная игра в мире — «Монополия», придуманная еще во времена Великой депрессии в Америке. «Монополия» в увлекательной форме знакомит с основами бизнеса, учит управлять своими финансами, планировать бюджет, приумножать капитал. Настольная экономическая игра «Миллионер» развивает навыки планирования: игроки должны заработать как можно больше денег и стать владельцами максимального количества предприятий. В игре «Миллиардер» участники торгуют недвижимостью и расширяют бизнес, в «Денежном потоке» (Cash Flow) — инвестируют в бизнес и обретают финансовую независимость.

Для малышей есть отличные игры «Пиратская математика» (финансовый тренажер) и «В супермаркете» (потренируйтесь перед походом в магазин). Выбор книг, интересно рассказывающих детям о финансах, тоже богатый. Почти у каждого издательства есть свой детский экономический бестселлер. «Росмэн» предлагает юным читателям окунуться в историю создания денежных средств благодаря энциклопедии «Деньги». «Попурри» издало книгу «Богатый папа, бедный папа», автор которой, Роберт Кийосаки, убежден, что в школе наши дети не получают нужных финансовых знаний и потом всю жизнь работают ради денег, вместо того чтобы заставить деньги работать на себя. Он предлагает научить детей обращаться с деньгами раньше, чем они столкнутся с финансовыми трудностями. Clever выпустил книгу «Финансовая грамотность в сказках. История монетки» — она поможет и получить базовые знания, и закрепить их с помощью игр и заданий.

«Мое детство пришлось на советское время. Тогда мы мыслили карманными деньгами в копейках. У отца был огромный кошелек с мелочью, мне он представлялся несметным богатством. Я так и рассказывал во дворе: у папы денег навалом! Так, в сущности, и должно быть. Ощущение, что денег навалом, дарит спокойствие. Дети очень быстро начинают понимать цену вещей и природу денег. Но это не главное. Зарабатывать деньги не так сложно, это достаточно примитивная функция. Не то что играть на фортепиано. Мне близка мысль, которую высказывает Даниэль Канеман в книге “Думай медленно. Решай быстро”: если есть что-то, чему имеет смысл обучить детей, то это оптимизм. Оптимизм — основа успеха», рассказывает основатель издательства Clever Александр Альперович.

Воспитать оптимистов 

Сколько бы умных книг мы ни читали детям, как бы часто ни играли с ними в «Монополию», им трудно будет вырасти оптимистами с правильным отношением к деньгам, если мы внушаем им неправильные стереотипы поведения. По магазину ходит молодая женщина с таким выражением лица, что перед ней сразу хочется извиниться за всю несправедливость мира. За руку она тянет мальчика лет шести.

— Ма-а-ам, — тянет мальчик, останавливаясь возле полки с игрушками, — а купи мне вон ту машинку!

— У нас денег нет, — не глядя на игрушку, отмахивается мама.

— Ну тогда вот ту! — не настаивает на первоначальном варианте мальчик.

— И на ту денег нет.

— А мячик?

— У нас ни на что денег нет! — вдруг срывается женщина.

Мальчик вздыхает.

— И не будет? — шепчет он.

— И не будет! — отрезает мать и тащит сына к молочным рядам.

Купить ребенку молоко, с ее точки зрения, так же полезно, как и взвалить на плечи малыша все проблемы, связанные с ее личным неумением распоряжаться деньгами. С упорством, достойным лучшего применения, она прививает своему сыну установку на такую же нищенскую жизнь, какую ведет сама. Даже если она выиграет в лотерею миллион рублей — сделает все, чтобы от него как можно скорее и бестолковее избавиться. Она умеет жить нищей — и больше никак. Думаете, эта ситуация вас не касается? Вспомните, сколько раз вы говорили своему ребенку: «У нас денег нет»! А ведь малыш все запоминает, отправляя ваши стереотипы в свое подсознание.

«Что делать, если ребенок требует купить ему радиоуправляемую машинку, равную по цене вашей зарплате? Скажите: “Эту машинку я тебе сейчас купить не могу, она стоит больше, чем у нас есть денег. Зато могу купить вот эту (игрушки и за 50 рублей бывают). Если у нас потом появятся деньги, мы сможем снова прийти в этот магазин и выбрать тебе игрушку”. Или: “Эту машинку я тебе сейчас купить не могу. Зато мы пойдем в парк кататься с горки (в кино смотреть мультики, домой играть в паровозики)”. В обоих случаях соблюдаются два важных правила: позитивная перспектива (нет денег сейчас, но ничто не мешает им появиться потом) и приятная альтернатива (машинку не купим, зато сделаем что-то другое, не менее радостное). Это для взрослых наличие денег зачастую приравнивается к наличию счастья. Для детей деньги — лишь один из множества источников удовольствия. И если этот канал временно перекрыт, нужно просто напомнить о существовании других. Да, подчеркиваю, канал перекрыт временно. Потому что лозунгом “жизнь — тоска, впереди смерть” успешного человека не воспитаешь. И денег нет именно сейчас. Когда-нибудь потом обязательно будут»,советует психолог Светлана Иконникова

Дети, когда вырастут, непременно будут хорошо зарабатывать и умело распоряжаться финансами. Они ведь понимают, что такое лимит и планирование, бюджет и доход. И помнят, что деньги — это всего лишь одна из многих составляющих счастливой жизни. Не больше, но и не меньше.

Автор: Наталья Сысоева

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья