ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Должны ли дома престарелых быть одинаковыми?

Алена Афонина

Алена Афонина

Исполнительный директор сети частных пансионатов УК «Социальные системы»

1 января 2022 года может вступить в силу закон, по сути, обязывающий все пансионаты для пожилых людей вступить в государственный реестр поставщиков социальных услуг. Почему инициатива может стать губительной для отрасли и что нужно доделать в новом законе?

Участники фонда помощи домам престарелых "Старость в радость" в подшефном доме. Кирилл Каллиников / РИА Новости
Участники фонда помощи домам престарелых «Старость в радость» в подшефном доме. Кирилл Каллиников / РИА Новости

Одна из главных «болей» рынка услуг для пожилых людей — его недостаточная зарегулированность. «Лазейки» в законе способствуют росту недобросовестной конкуренции, появляется большое количество заведений, где некачественный уход за пожилыми людьми и условия их содержания (которые как минимум оставляют желать много лучшего, как максимум — небезопасны) компенсируются низким чеком. В таких домах престарелых, как правило, очень высокая смертность, регулярно случаются пожары, вспышки эпидемий и прочие инциденты, о которых с удовольствием пишут определенные СМИ, укрепляя в общественном сознании стереотип о том, что пансионаты для пожилых — это страшные места, куда плохие дети «сдают» несчастных родителей.

Репутация всего рынка страдает от недобросовестных игроков, поэтому легальные заведения неоднократно просили госрегуляторов обратить внимание на отрасль.

Как все устроено сейчас

В данный момент на рынке пансионатов для пожилых людей есть несколько категорий игроков:

  • сети, работающие с медицинской лицензией и частично входящие в государственный реестр поставщиков социальных услуг;
  • единичные пансионаты, не работающие с государством, но добросовестно соблюдающие нормы и правила оказания социальных услуг;
  • пансионаты, не показывающие свою реальную деятельность проверяющим органам.

Сейчас можно не регистрировать заведение как дом престарелых и избежать необходимости проходить проверки и соответствовать нормам безопасности. Такие дома стараются не попадаться на глаза проверяющим органам и департаменту соцзащиты, но их заполняемость при этом достаточна, чтобы приносить доход, поскольку спрос на услугу высок и будет расти.

Рынок очень нуждается в механизмах, которые позволили бы игрокам разного размера качественно вести деятельность, обеспечивая клиентов предложениями в разном ценовом сегменте и с разным набором дополнительных услуг.

Что изменится в следующем году

Новый закон, который может вступить в силу в 2022 году, обязывает игроков рынка получать лицензию, пакет документов для которой предварительно совпадает с пакетом документов для вступления в государственный реестр поставщиков социальных услуг. Получение такой лицензии будет автоматически приравниваться к вступлению в реестр. Участники реестра имеют право работать с бюджетными средствами, то есть пребывание пожилого человека в заведении оплачивается государством. При этом речь не идет о целевых средствах: это обычный договор на проживание, не требующий от пансионата какой-то особой отчетности. Быть поставщиком из государственного реестра в целом выгодно. Но дьявол кроется в деталях.

Что не так

Начнем с того, что заведения, работавшие без необходимых документов, продолжат свою деятельность, по-прежнему набирая клиентов с помощью «сарафанного радио». И чем беднее регион, чем ниже там доходы у населения, тем больше будет нелегальных дешевых заведений: спрос на уход за недееспособными пожилыми людьми и/или лежачими больными с каждым годом растет, так как в мире увеличивается количество пожилых людей. При этом средний чек в заведениях, работающих в правовом поле, может увеличиться, поскольку в бюджет будут заложены дополнительные затраты на лицензирование.

Легальные пансионаты столкнутся с необходимостью вступать в реестр. Проблема заключается в том, что в ряде регионов это технически невыполнимо. Например, в Санкт-Петербурге невозможно получить справку от МЧС о пожарной безопасности: в МЧС нет такой формы справок, а разрабатывать их только потому, что это нужно другому ведомству, они не обязаны. В некоторых регионах можно получить заключение коммерческой структуры, стоит проведение такой работы несколько сотен тысяч рублей — для небольшого пансионата это очень существенная сумма, маржинальность легального бизнеса невысока.

На сбор документов и оформление в государственный реестр поставщиков социальных услуг в среднем уходит от года до 3–4 лет. Сейчас вступление в реестр — дело добровольное: пансионат может готовить документы, переписывать запятые, по несколько месяцев ждать согласования каждой бумаги. Но новый закон не оставляет выбора: без вступления в реестр заведение не может давать рекламу, не может легально продолжать работать, то есть вынуждено или уходить в «серое» поле, или закрываться.

Тут важно отметить еще один нюанс. Государство несет ответственность за поставщиков социальных услуг, вошедших в реестр. Чем больше их количество — тем больше ответственность Министерства социального развития. Уже нельзя будет не видеть этот очень непростой рынок и его проблемы. Да и нагрузка на бюджет существенно вырастет. Получается, сам государственный регулятор не очень заинтересован в том, чтобы рынок поставщиков услуг для пожилых людей выходил в легальное поле?

И как может быть лучше

Во-первых, нужны меры, которые заставят участников «серого» рынка выйти «на свет». Для этого они должны понять свою выгоду. Выходом из ситуации могла быть стать разработка разных видов лицензий. Например, лицензия, дающая право работать с государственными бюджетами, и лицензия, разрешающая заведению предоставлять ограниченный набор услуг без права работать с государственными бюджетами. Наличие упрощенной лицензии позволило бы маленьким пансионатам спокойно рекламировать свою деятельность и развиваться.

Во-вторых, крайне важно, чтобы все проверяющие инстанции договорились между собой о взаимодействии, о порядке выдачи и форме справок, необходимых для вступления в государственный реестр поставщиков социальных услуг. В противном случае мы увидим рост коррупции на местах, уход небольших игроков с рынка и повышение цен на услуги тех, кто выживет.

В-третьих, нельзя лишать потребителя выбора. Рынок услуг по уходу за пожилыми людьми должен учитывать разные категории спроса. Потому и условия работы на рынке должны быть разными для игроков в зависимости от их размера и решаемых ими задач.

Например, сейчас есть усредненные требования по пожарной безопасности. Но зданий, полностью соответствующих этим требованиям, явно недостаточно. Строить пансионат — слишком большие инвестиции, которые может себе позволить только очень крупный игрок. Маленькие игроки вынуждены выбирать из того, что уже построено, меняя конструктив по минимуму, иначе это требует огромных вложений, а таких денег в социальном бизнесе просто нет.

Комплекс регуляторных мер нужен в том числе для того, чтобы убрать из сознания сограждан негативные стереотипы о рынке ухода за пожилыми людьми. В этом есть огромный социальный смысл: сейчас значительная часть пожилых людей, которым требуется постоянный медицинский уход и догляд, остаются дома, в неоптимальных, а иногда и небезопасных условиях, только потому что родственникам страшно помещать дорогого человека в пансионат. А своевременно оказанная помощь специалистов могла бы не только улучшить состояние физического здоровья, но и затормозить развитие деменции, тем самым продлив активные и полноценные годы жизни пожилого человека.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья