ENG
Это интересно

Джей Кнапп: Стройте фасад, а не реальный продукт

Спринт — не только бег. Джейк Кнапп из GV называет спринтом интенсивные пятидневные сессии, в течение которых можно разработать и протестировать новый продукт или придумать, как сделать так, чтобы пользователи бесплатного продукта согласились платить за него. Подробнее об этом можно прочесть в книге Кнаппа «Спринт: Как решать важные вопросы и тестировать новые идеи всего за 5 дней». Русский перевод книги в этом году вышел в издательстве «Альпина Паблишер». С разрешения издательства ниже мы публикуем отрывок из книги.

У вас появилась отличная идея, которая сможет решить бизнес-проблему? Вместо того чтобы потратить недели, месяцы – или даже годы — на воплощение этой идеи в жизнь, вы можете просто «создать видимость». Всего за один день вам надо создать прототип, который будет выглядеть вполне реалистично – совсем как бутафорский фасад в фильмах про Дикий Запад.

А в пятницу ваши потенциальные потребители – точно так же, как кинозрители, — забыв о том, что их окружает в действительности, будут реагировать на разворачивающиеся перед ними события. Построить такой фасад гораздо легче, чем может показаться. Предположим, вы работаете над проектом, который должен продлиться 100 дней. Далее предположим, что для тестирования продукт должен быть готов на 90%. Простой расчет показывает, что вам нужно 90 дней, чтобы завершить эту часть работы – то есть к тестированию можно будет приступить лишь примерно через три месяца. Но наш опыт свидетельствует иное: если ограничиться построением фасада, то можно подготовиться к тестированию всего за один день.

«Эй, приятель, не  гони лошадей, — думаете вы, — утром у нас есть лишь маркерная доска с рисунками и набросками. И мы должны поверить, что реалистичный прототип можно создать к концу рабочего дня? Разве такое возможно?».

Это действительно было бы невозможно, если бы за время с понедельника по среду вы не успели выполнить самую трудную часть работы. Заполненный сториборд устраняет всякую неопределенность относительно того, какие именно элементы должны быть включены в прототип. Наброски решений содержат конкретные формулировки и необходимую степень детализации. И еще у вас есть отличная команда, обладающая всеми необходимыми навыками и умениями.

Конечно, на создание идеального прототипа можно потратить кучу времени, но это лишь отдалит момент получения нужной информации. Возможно, это и не имеет особого значения, если вы уверены, что находитесь на верном пути. Но давайте посмотрим правде в глаза: далеко не каждый проект оказывается успешным. Поэтому в любом случае лучше протестировать идею как можно раньше. Пожалуй, самая серьезная проблема заключается в том, что чем дольше вы работаете над проектом (не важно, над прототипом или готовым продуктом), тем больше вы в него погружаетесь и тем менее вероятно, что вы отнесетесь к результатам тестирования серьезно.

На следующий день после создания прототипа вы еще готовы воспринимать обратную связь. Но если вы работаете над проектом уже три месяца, то обязательно сформируется и даст о себе знать психологическая зависимость от выбранного решения.

Поначалу вы находитесь в самом выгодном положении: пока еще не успели почувствовать эмоциональную привязанность к своим идеям, так что если в результате тестирования эти идеи окажутся неудачными, вы будете готовы внести необходимые изменения или вообще отказаться от них. Можете спокойно двигаться по кривой, пока не достигнете точки, в которой ваш прототип будет выглядеть на 90% реалистично, – естественно, при условии, что вы готовы ограничиться строительством фасада. Вам не нужны система водоснабжения, электропроводка или несущие элементы конструкции – ничего, кроме фасада. Важна правильная установка.

Необходимость ограничиться только фасадом может вызвать у  вас и вашей команды ощущение дискомфорта. Чтобы создать прототип решения, нужно временно настроиться на особую философию: вместо стремления к идеалу смириться с тем, что и так достаточно хорошо, а вместо долгосрочного качества удовольствоваться идеей, краткосрочной имитацией.

Правильная установка при создании прототипа основывается на 4 простых принципах.

  1. Можно создать прототип чего угодно. Возможно, звучит банально, но это действительно так. Вы должны верить в успех. Если утром в четверг вы будете преисполнены оптимизма и уверенности, что тот или иной способ создать и протестировать ваш продукт действительно существует, то вы сможете найти этот способ. В следующей главе мы расскажем о методах создания прототипов (как материальных продуктов, так и программного обеспечения и услуг). Вы можете воспользоваться этими методами или изобрести свои собственные. В любом случае если вы сохраните оптимизм и будете исходить из  правильных установок, то у вас все получится.
  2. Прототип можно забраковать. Вы должны быть психологически готовы выбросить свой прототип на помойку, если он окажется неудачным. Помните: конкретное решение, положенное в его основу, может и не сработать. Поэтому не поддавайтесь соблазну потратить на усовершенствование прототипа несколько дней или даже недель. Отдачу получите незначительную, а кроме того, чем дольше вы работаете над прототипом, тем выше риск, что вы окажетесь в психологической зависимости от решения, которое, увы, будет неэффективным. Главное — видимость.
  3. Степень готовности прототипа должна позволить получить в ходе тестирования нужную информацию, но не более того. Смысл создания прототипа в получении информации, поэтому для тестирования вам не нужен полностью функциональный продукт. Все, что требуется, – это реалистично выглядящий фасад, с помощью которого можно проверить реакцию потребителей.
  4. Прототип должен выглядеть убедительно. Надеясь получить в пятницу в ходе тестирования надежные результаты, мы не можем попросить потенциальных потребителей положиться на свое воображение. Им следует продемонстрировать нечто вполне реалистичное. Если вам это удастся, то потребители будут реагировать на прототип точно так же, как они реагировали бы на полностью функциональный продукт. Насколько убедительно должен выглядеть прототип? Когда вы приступаете к тестированию, вас интересует честная и естественная реакция потребителей. Покажите им что-нибудь недостаточно правдоподобное – например, состоящий из рисунков «бумажный прототип» или упрощенную модель вашего продукта, — и иллюзия будет разрушена. А если иллюзия исчезнет, тестируемые переключатся в режим обратной связи. Они будут стараться вам помочь и начнут предлагать свои собственные идеи. Но во время тестирования вас интересуют именно реакции потребителей, а все прочее не представляет практически никакой ценности.

Жизненно важно понимать разницу между обратной связью и реакцией потенциальных потребителей. Вам нужен прототип, способный вызывать объективную реакцию клиентов. С одной стороны, ему следует выглядеть достаточно реалистично, а с другой – создавая его, вам необходимо уложиться в один день. Как говорит наш партнер Дэниэл Бурка, идеальный прототип должен находиться в зоне «необходимо и достаточно». Столкнувшись с прототипом, который выглядит искусственно, потребители не поверят, что имеют дело с реальным продуктом. А если вы хотите, чтобы ваш прототип был точь-в-точь как настоящий, то придется работать всю ночь, но все равно к пятнице вы не успеете. Вам нужно ровно столько правдоподобия, сколько необходимо – не больше и не меньше.

Сохранить

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Нравятся материалы «Инвест-Форсайта»? Подпишитесь на рассылку «Самое интересное сегодня»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья