Интервью, Технологии

Джейми Донелли: «Учителю нужно найти подходящий инструмент»

Цифровые технологии фундаментально угрожают той модели, на которой основывались педагоги прошлых лет: в классе должен быть только один эксперт и группа учеников. Вооруженные мобильными устройствами дети могут учиться чему угодно у кого угодно где угодно и когда угодно. Это подрывает авторитет традиционного учителя, заставляет его чувствовать себя неуверенно. Опрос, проведенный Федеральным институтом развития образования РАНХиГС, свидетельствует, что у большинства современных учителей отсутствует мотивация внедрять новые технологии в образование. О том, что технологии EdTech не бросают вызов учителю, а только укрепляют его позиции как лидера и приносят пользу ученику, «Инвест-Форсайту» на EdCruch 2019 рассказала Джейми Донелли, американский педагог-методист, специалист по технологиям AR/VR в образовании, автор книги Learning Transported: Augmented, Virtual and Mixed Reality for All Classrooms («Перенесённое образование: дополненная, виртуальная и смешанная реальность для классной работы»).

Джейми Донелли: «Учителю нужно найти подходящий инструмент»

Концепции EdTech

— Сегодня известны четыре устойчивых тренда в EdTech — платная подписка, открытые онлайн-курсы, индивидуальные учебные планы на основе ИИ и «уберизация» человеческих ресурсов, например репетиторов. Какие ещё перспективные направления вы могли бы назвать?

— Мне кажется, с EdTech происходит сейчас нечто интересное. До недавнего времени EdTech как бы жил на своем собственном острове, он не был эффективен ни для чего и ни для кого. Это мешало ученикам и студентам расти и взаимодействовать. Я думаю, такое положение подходит к концу. То, что сейчас нужно EdTech, — инструкторы по внедрению и интеграции. Это должен быть не просто EdTech-инструктор, а квалифицированный инструктор от бога. Тогда это будет действенный шаг вперед. Вы сможете заняться не только makerspaces или gamification, потому что с вами будет инструктор, способный научить вас пользоваться подходящими именно вам методиками. Вот что действительно важно, когда речь идет об EdTech.

Одно время я была технологом-инструктором и занялась makerspaces, которые меня сильно увлекли. Я закончила тем, что стала организовывать глобальное мероприятие под названием Global makerspace, которое происходит каждый год (и будет в следующем месяце), охватывающее несколько десятков стран, в котором участвуют несколько тысяч людей. Участие в этом событии не вписывается в традиционные понятия AR/VR или EdTech. Взаимодействия в ходе Global makerspace могут быть цифровыми или физическими, но это в любом случае по-настоящему интересно. Итак, что касается новых трендов в образовании: я сейчас меньше вижу перспектив в учебных технологиях и больше — в подготовке учебных инструкторов.

— Фонд Gates Frontier инвестирует миллионы долларов в миниатюрного робота-хирурга, управляемого через VR-шлем, но пока технология еще далека от совершенства. AR-очки от Google, видимо, также не нашли своего покупателя. Значит ли это, что разработчикам не стоит сейчас ориентироваться на какое-то конкретное технологическое решение, а стараться быть как можно более универсальными?

— Есть много способов реализации технологий, но, вероятно, самый важный аспект — разработчики забывают, что если они делают какой-то продукт только для своей платформы, то тем самым игнорируют все другие. Мне кажется, компании должны приложить все усилия на разработку продуктов для тех инструментов, которые уже есть у людей: смартфонов, планшетов и компьютеров. Потому что сейчас мало кто хочет начинать с нуля и покупать устройство, только чтобы на нем работал новый продукт.

Бизнес и образовательные технологии 

— Для стартапов, только начинающих работать в EdTech, в первую очередь встает вопрос монетизации создаваемого ресурса. Какие источники внешнего финансирования проектов вы бы выделили? Можно ли где-то получить денег «за идею»?

— Да, работая педагогом, ты зарабатываешь на том, что обучаешь своих учеников. Тут надо провести некую моральную линию: педагоги в течение всей своей жизни не должны начинать воспринимать учеников как своего рода «подопытных кроликов». Иногда мы бываем несправедливы по отношению к ним, и самое важное — найти разумную середину. Это очень интересный вопрос, было много дискуссий на эту тему, например как защищать свой класс и быть одновременно его учителем. Или как работа учителем влияет на человека, когда воспитание детей является одновременно твоим источником дохода.

Но, с другой стороны, есть такие учителя, которые действительно выбрали этот путь, чтобы воплотить свои идеи. Сейчас я работаю консультантом, поэтому больше не нахожусь в школе, но много общаюсь с педагогами, посещаю конференции, на которых пытаюсь им помочь найти ресурсы и инструменты для более эффективного обучения. Поэтому у меня сейчас есть свобода действий, я могу делать то, что не могла делать раньше. Я не знаю, что бы было со мной, если бы я сейчас все еще оставалась учителем, даже учителем с «большой идеей». Я думаю, это очень важный вопрос для любого педагога, из Америки или любой другой страны. Но если человек выбрал профессию учителя, то он уже частично ответил на него. Да, вы вполне можете зарабатывать дополнительные деньги, если действительно делаете что-то интересное в образовательной сфере.

— Разработка учебных курсов под VR/AR требует нетрадиционной подачи и специальной обработки материала. Создание курса — дорогое удовольствие? Во сколько в среднем обходится академический час?

— Большинство из того, что я использую, — бесплатные инструменты. Многие компании разрабатывают для учебных заведений готовые пакеты с планами занятий на весь учебный год, на которые можно подписаться. Иногда у них бывают бесплатные продукты, часто — большие пакеты по вполне доступным ценам. Конечно, цена колеблется в зависимости от качества и объема продукта. Но когда дело касается создания курса, нужно думать обо всех аспектах.

Что касается цены… В Германии, например, производятся некоторые большие продукты для школ. Но я лучше расскажу о ценах на американскую продукцию, которую знаю лучше и которая может варьироваться от двух до четырех тысяч долларов в год. Это довольно высокая стоимость для некоторых школ, хотя американские малобюджетные школы обычно финансируются обществом или государством. Производители, как правило, дают скидку школам, относящимся к таким категориям, например в 3–5%.

Но цель не в том, чтобы купить эти продукты, а в том, чтобы ученики активно ими пользовались. Если так будет, то расходование средств на покупку пакетов имеет смысл. Если школы разумно тратят деньги, учитывая все возможные скидки, которые предлагает производитель, это очень хорошо. Взамен они получают готовые пакеты для проведения уроков, проектов и лабораторных работ. Но нельзя забывать, что не все инструменты совершенны, некоторые из них очень ограничены — и это как раз тот случай, когда школе нужно понять и отказаться от несовершенного продукта, ограждая себя от неразумных трат.

— Технологии иммерсивного обучения не ограничиваются только школой: они активно используются и в медицине, и в промышленности. Какие «недетские» стартапы вам запомнились больше всего и какие бизнес-стратегии своего продвижения они использовали?

— Я общалась со стартапом, работающим в области медицины. Они проводили сложнейшие операции, в ходе которых они использовали очки дополненной реальности. Это сильно им помогало. С помощью AR-очков и мобильного устройства изображение транслировалось от более квалифицированных хирургов менее опытным, и это было своего рода направляющей рукой. С помощью AR-технологий творились настоящие чудеса. Вообще, в области медицины это особенно развито и будет продолжать развиваться. Чего стоит, например, МРТ с применением этих же технологий, когда перед тобой, словно реальная, разворачивается 3D-картинка, образованная сменяющими друг друга слайдами. Это очень наглядно, особенно для пациентов, когда они видят свой орган или что-то другое не на плоском экране, а в трёхмерном изображении и анимированное. Тогда они получают яркое представление того, что раньше им (и всем нам) пытались объяснить часами.

— Да, звучит невероятно. Но с точки зрения бизнес-стратегий какой из способов вам кажется наилучшим для AR/VR-стартапов?

— Думаю, самая лучшая стратегия — знать свою аудиторию. Я много занимаюсь бизнес-консалтингом и когда консультирую компании, выпускающие продукты для образования, вижу, как плохо они знакомы с этой сферой. У них есть отличный продукт, но они не знают, для кого он. Они говорят очень по-деловому, но язык, используемый ими для объяснения своего продукта, для образовательных учреждений звучит почти как оскорбление.

С другой стороны, если вы говорите по-деловому, но не можете достичь своей бизнес-цели, — это ваш промах. Сейчас век социальных сетей, именно с их помощью умные руководители и бизнес зарабатывают свою аудиторию. Это LinkedIn, Facebook, Twitter и другие — там вы должны размещать информацию о себе, и стиль должен быть не официальным, а более разговорным, как там общаются все другие. Это очень мощный способ, который действительно окупается. Вы должны быть последовательны и появляться регулярно, тогда вы действительно выстроите группу последователей и свою аудиторию, которая будет вас поддерживать и сотрудничать.

Первые шаги в EdTech

— Предположим, талантливый учитель физики решил создать авторский VR-курс. С чего бы вы ему порекомендовали начать, какой набор инструментов использовать?

— Мне очень часто задают этот вопрос. Иногда чтобы на него ответить, я пытаюсь представить это как разговор с учителями, где я задаю вопросы, которые привели бы их к цели. Есть ли у вас ученики, испытывающие проблемы в обучении? Отчего эти недочеты? Как вы сможете помочь вашим ученикам, с помощью каких методов? Итак, вы начинаете понимать, что начинать надо с того, чтобы найти свои пробелы, изъяны, упущения, и разобраться, из-за чего ваши ученики отстают.

Я знаю, что каждый учитель способен это у себя найти. Потому что никто, кроме него самого, не сможет найти подходящие именно для него и его ситуации инструменты. Как только он начнет пользоваться этим инструментом и увидит его силу, он поймет, что это то, что ему действительно нужно. Иногда учителя покупают тонны общих инструментов, которые не так сильно помогают. Поэтому задача в том, чтобы найти именно тот инструмент, который помог бы детям справиться с их трудностями в конкретном предмете. Повторю еще раз: учитель должен сам исследовать и понять, какие именно инструменты помогут ему и его ученикам.

— Но для этого учитель, скорее всего, должен быть очень талантливым и творческим человеком?

— Сейчас есть много технологий, которые этого не требуют. То есть не нужно, чтобы каждый человек — или учитель — знал абсолютно все. Чаще всего происходит так, что вы просто загружаете эти инструменты, открываете их на своем мобильном устройстве или в браузере, начинаете работу. Все это довольно легко в использовании, например 90% инструментов, которыми я пользуюсь, с таким же успехом без всякого введения или объяснения могут пользоваться детсадовские дети.

Поэтому, я думаю, от учителя не требуется быть гением, но нужно, чтобы он был настойчивым и находчивым. Все, что ему действительно нужно, — найти самый подходящий для него инструмент. А если у него будут трудности с использованием, для этого в каждом учебном заведении должны быть технологи и методисты, которые смогут ему помочь, или такие люди, как я, — консультанты.

Самая большая проблема для учителя — найти действенный инструмент. Иногда в этом могут помочь интернет-ресурсы, соцсети, такие как Twitter, или книги, такие как моя. И далеко не всегда наилучшим инструментом будут именно AR/VR-технологии. Иногда этим оказывается какое-нибудь практическое, интерактивное занятие. Так что действительно часто все зависит от специфики предмета.

— Допустим, EdTech-стартап набрал свои первые несколько тысяч подписчиков. Что делать дальше? Есть ли какие-то конкурсы, акселераторы и тому подобные ресурсы, где он мог бы представить свою разработку?

— Конечно, есть. Думаю, что в основном это ресурсы, источники. Я была в маркетинге еще до начала консалтинга, и, полагаю, опыт маркетолога и знания, полученные в маркетинге, помогли мне в образовательной сфере. Став консультантом, я уже знала, что, например, с разными аудиториями нужно разговаривать на разных языках. Каждой конкретной аудитории должно нравиться, как мы с ней разговариваем.

Поэтому, мне кажется, этот опыт дал мне понимание того, как естественно, без затруднений, общаться с разными людьми, как можно побудить кого-то захотеть узнать больше о том, что вы предлагаете. Как найти ресурсы? Прежде всего это интернет, социальные сети; нужно знать, как получить несколько тысяч подписчиков на своем социальном аккаунте. Для кого-то это происходит быстро, но чаще всего — нет. Этому нужно учиться (а люди, связанные с образованием, как правило, очень любознательны, и как раз это и любят делать — чтобы развиваться и расти).

Однако не следует ставить все на AR/VR-технологии… Консультируя педагогов, я часто делюсь с ними идеями об AR/VR, пропагандирую их, но говорю, что есть и другие способы. Потому что если ограничиваться только AR/VR, ты будешь ограничивать себя и свою аудиторию. Тем не менее все видят мою любовь к этим технологиям, которую невозможно (да и не нужно) скрыть. Я счастлива, что попала во время, в котором я могу развить свою страсть к AR/VR.

Это сейчас очень популярная тема — AR/VR, и некоторые думают, что я занимаюсь этим только поэтому, но на самом деле все не так. Я ценю искателей, нестандартно мыслящих людей и приветствую тех, кто находит другие действенные методы и ресурсы.

Беседовала Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья