ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Интервью

Джордж Хелд: «Всё, что выходит за пределы связи»

«Инвест-Форсайт» уже обсуждал проблему эволюции бизнес-модели мобильных операторов. Просто предоставляя услуги связи, они уже выжить не могут. Кроме связи, нужны дополнительные сервисы. Но какие? Где телеком-компании ждет удача? Какие новые услуги оказываются востребованными клиентами? Обо всем этом мы беседуем с исполнительным вице-президентом по развитию цифрового и нового бизнеса компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Джорджем Хелдом. 

— Джордж, ваша должность называется «вице-президент по цифровому и новому бизнесу». Как следует понимать «новый бизнес»? В каком направлении сегодня развивается «ВымпелКом»?

— Да, я отвечаю за новый бизнес в «Билайн». Это как раз всё, что выходит за пределы связи: большой портфель продуктов, построенных на анализе больших данных; продукты для управления современной цифровой рекламой; телевидение; финансовые инструменты; страховые продукты; продукты и решения для персональной безопасности и безопасности онлайн; продукты для защиты персональных данных в сети и т.д. Все эти продукты создаются и развиваются вне классического телекоммуникационного бизнеса, но с использованием наших знаний как телеком-оператора — знаний об абонентах и их поведенческих характеристиках. К примеру, мы подсказываем, как обратиться к клиенту с любым предложением в удобном формате в правильный момент времени и на правильном носителе.

— Какие бы вы могли назвать важнейшие глобальные тренды в развитии бизнеса мобильных операторов? Можно ли сказать, что мобильные операторы сейчас ищут новую модель развития?

— Безусловно, бизнес очень изменился за последние 5–10 лет. Все телеком-операторы давно переросли этап простого предоставления услуг связи и продажи гигабайтов, минут и SMS и перешли к созданию дополнительной реальной ценности для клиентов: как B2C, так и B2B. Работа построена на особых знаниях о клиентах и их поведении, которые есть у операторов. Основываясь на этой информации, мы можем построить эффективные рекомендательные модели для ТВ-сервисов, а также подсказывать, где лучше всего построить дорогу или даже разместить мост. Это лишь пара примеров того, как телеком-операторы меняют свой бизнес, помимо связи, которая сейчас является важнейшей частью повседневной жизни, предоставляют клиентам целый ряд полезных цифровых сервисов, разработанных с учётом анализа уникальных знаний о клиентах.

— Насколько перспективна, на ваш взгляд, идея пересечения бизнеса мобильных операторов и сферы финтеха? Можно ли ваш ответ проиллюстрировать из практики «Билайн»?

— Конечно, у мобильных операторов есть огромные возможности для предоставления финансовых услуг. И возможности очень отличаются от рынка к рынку. В развивающихся странах (true emerging markets) операторы предоставляют клиентам сервисы денежных переводов внутри страны. Всем известен очень хороший кейс M-Pesa в Кении или Orange money в Западной Африке — это не просто удобные, а жизненно важные сервисы. С их помощью люди, которые уехали работать в город, могут легко и быстро пересылать деньги своим близким, оставшимся в деревне. Это идеально работает на рынках, где проникновение финансовых услуг очень низкое.

В России абсолютно другой рынок: у нас проникновение финансовых услуг очень высокое — в прошлом году Россия заняла второе место в мире по использованию Apple Pay; в среднем у россиянина более 2,5 платёжных инструментов. И это очень продвинутые финансовые инструменты: даже самый большой digital-банк в мире («Тинькофф Банк») находится в России. Поэтому решения о продуктах, которые мы запускаем в fintech в России, несколько отличаются от того, что делает, к примеру, наша сестринская компания Jazz в Пакистане. Услуга Jazz cash очень близка по характеристикам к тому, что делает M-Pesa в Африке.

У наших fintech-продуктов в «Билайн» совершенно другие задачи. Поэтому мы совместно с Альфа-банком выпустили линейку дебетовых и кредитных карт, с помощью которых помогаем клиентам получить удобный финансовый инструмент с предодобренными предложениями в правильный момент времени. Продукт был запущен в ноябре прошлого года. Сейчас мы видим очень позитивные результаты: после первых четырёх-пяти месяцев работы наши объёмы продаж и использования карт можно сравнить с показателями среднего банка в России.

Мы очень гордимся этим проектом, его успех обусловлен максимально тесным взаимодействием между «Билайн» и Альфа-банком. Наши команды клиентских путей работают вместе по принципам agile и используют огромное количество современных инструментов таргетирования и аналитики, что позволяет нам выводить такие интересные решения на рынок. Не случайно даже сама agile-команда, занимающаяся этим продуктом, называется «АльфаУлей».

— Где, в каких «точках» в бизнесе мобильных операторов предстоит наиболее интенсивное внедрение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения?

— Сейчас мы используем эти технологии практически везде: от «Билайн ТВ» с умными рекомендациями контента до финансовых услуг, где используются скоринговые модели, и наших продуктов на основании геоданных.

Но особенно мне хотелось бы отметить использование искусственного интеллекта в нашем совместном проекте с волонтёрским движением «Лиза Алерт». Мы помогаем им найти людей, потерявшихся в лесу или в городе. В России каждый год теряется более 120 тысяч человек: и в лесу, и в населённых пунктах. В движении «Лиза Алерт» более 70 тысяч волонтеров, которые занимаются поисками пропавших людей в 59 регионах России. Чтобы помочь им действовать как можно быстрее и спасать жизни, мы используем искусственный интеллект, который обрабатывает снимки с дронов, запущенных отрядами «Лиза Алерт» в местах поисков. Искусственный интеллект за секунды анализирует десятки тысяч снимков, определяет, где находится человек, сообщает информацию волонтёрам, которые непосредственно занимаются поисками на этой территории, а они находят и спасают человека. Это феноменальный пример использования искусственного интеллекта. В прошлом году отряду «Лиза Алерт» удалось найти почти 26 тысяч человек, в том числе 23 284 человека — живыми.

— Видите ли вы направления расширения сотрудничества между мобильными операторами и СМИ (масс-медиа) как поставщиками контента?

— Мы видим огромное количество возможностей сотрудничества между мобильными операторами. Есть глобальный проект Mobile Connect, в России мы его называем Mobile ID, где все операторы связи работают вместе, чтобы помочь клиентам безопасно и быстро аутентифицироваться на всевозможных ресурсах: к примеру, в социальных сетях или при покупках онлайн. Это очень интересный, яркий пример, когда четыре оператора связи в России не конкурируют друг с другом, а наоборот — вместе создают очень элегантное решение для пользователей. Мы уже видим Mobile ID на многих сайтах — так клиенты получают удобную и безопасную возможность для хранения и обработки своих данных.

— Насколько успешна практика «Билайн» по работе с открытыми инновациями, с внешними стартапами?

— «Билайн» принимает активное участие в целом ряде акселераторов: RITA (наш совместный проект с Hoff, X5 и «М.Видео»), совместный инкубатор с ADV, наша собственная песочница, работа со «Сбер 500» и т.д. Мы работаем с большими и маленькими стартапами и помогаем им выходить на рынок: 2002 компании мы поддержали только в прошлом году. Часть стартапов мы включаем в продукты «Билайн», и их создатели сразу видят реальное использование своих решений на рынке.

Хотелось бы отметить, что наш подход к стартапам отличается от традиционного подхода других организаций: мы не столько предоставляем финансовую поддержку, сколько предоставляем возможность быть встроенными в продукты «Билайн» и работать с нашей клиентской базой — таким образом, продукты стартапов получают доступ к десяткам миллионов пользователей сразу же. Мы помогаем стартапам использовать современные технологии работы с данными, которые мы применяем в «Билайн». Несколько интересных решений, которые мы уже полностью интегрировали в нашу систему кэшбэка, были разработаны в стороннем стартапе — как и видеостриминг, который мы предоставляем на рынке через наши каналы B2B. Таких примеров много. Особенно яркие из них — Eyezone (инструмент для онлайн-продаж, использующий прямые видеотрансляции по запросу), Vocatech (аудиобейдж для консультантов ритейла) и Vidi (сервис для быстрого создания видеороликов с гарантированным результатом).

— Какие из сервисов, относящихся к цифровому и новому бизнесу, пользуются наибольшим спросом и демонстрируют наибольший рост?

— Все продукты digital-бизнеса «Билайн» растут кратно год к году, особенно быстро — продукты, построенные на big data, adtech, мобильной коммерции, fintech. Телевидение растёт больше чем на 40% год к году. Особенно хотелось бы отметить продукты на основании больших данных и adtech, которые продемонстрировали выдающиеся результаты в прошлом году: при эпидемии COVID-19 возникла огромная рыночная потребность в более глубоком понимании своих клиентов. Рекламный бизнес несколько сжался во время самого пика эпидемии, но в четвёртом квартале начал показывать беспрецедентный рост, так как компаниям было особенно важно учитывать потребности клиентов. Сейчас, когда мы выходим из сложной экономической ситуации, знания о клиентах и их правильное понимание становятся всё более и более важными. Именно поэтому продукты, созданные на основании больших данных и adtech, растут феноменальными темпами.

— Над разработкой каких новых продуктов «ВымпелКом» сейчас работает?

— Это как вопрос к Мэрил Стрип о творческих планах. Или к Apple. Apple не рассказывает клиентам, чего ждать, — Apple устраивает Apple Event, где представляет новый iPhone и другие девайсы: вот так они выглядят, вот так будут работать, вы сможете купить их в магазине в ближайшие два месяца. В «Билайн» мы придерживаемся этих же принципов. Сейчас мы работаем над целым рядом новых направлений, ведём разработку и планируем выведение на рынок ярких продуктов, которые сделают жизнь лучше и удобнее. И мы с большой гордостью расскажем вам о них — встретимся на следующей конференции «Билайн»!

Беседовал Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья