ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Новости

Оценить эффективность господдержки инвестпроектов: дискуссия в НИФИ

Оценить эффективность бюджетных расходов на поддержку государственных инвестиционных проектов очень сложно. Таков, наверное, был главный лейтмотив выступлений на министерской дискуссии «Эффективность бюджетных расходов на реализацию инвестиционной и экономической политики в субъектах РФ (в разрезе ЦФО и СЗФО)», прошедшей 7 июня в Научно-исследовательском финансовом институте (НИФИ) Министерства финансов РФ. 

© Юрий Кирсанов / Фотобанк Лори

Идеальных показателей эффективности не существует, при этом, как отмечали многие выступающие, всегда можно так «настроить» применяемые к проекту показатели, чтобы тот выглядел эффективным. К тому же, как заявляла модератор и главный докладчик дискуссии, руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Инна Рыкова, сами статистические данные, на основании которых анализируются проекты, часто не внушают доверия. В частности, результаты опросов предприятий могут не совпадать с данными Росстата. Удивление аналитиков НИФИ вызывают странные статистические факты — когда, например, выделяемые регионом ежегодно сотни миллионов рублей инвестиций не приводят к росту суммы основных средств на балансе сельхозпредприятий. Рост прибыльности предприятий также не всегда можно считать успехом — например, в случаях, когда речь идет о том, чтобы приближать малорентабельное предприятие к уроню прибыльности, среднему для данной отрасли и региона.

Подобного рода проблемы побудили выступавшего на дискуссии главного научного сотрудника Центра отраслевой экономики НИФИ Виктора Уткина выдвинуть предложение считать главным критерием эффективности инвестпроекта соотношение выделенных на него бюджетных ассигнований и полученных бюджетом благодаря проекту дополнительных налоговых поступлений. Критерий хорош хотя бы тем, что подсчитать выделенные и полученные деньги можно предельно точно.

Вопрос о налоговых поступлениях в связи с инвестполитикой осложняется еще и тем, что поддержка проектов часто выражается в налоговых льготах. В частности, по данным Инны Рыковой, создание территорией опережающего развития (ТОРов) только в 2016 году привело к недополучению бюджетом доходов на сумму 8 млрд рублей. Эта цифра в нынешнем году станет еще больше, поскольку принято решение создавать ТОРы не только на Дальнем Востоке, но и в моногородах — всего планируется создание порядка 100 новых ТОРов.

Правда, как разъяснил научный сотрудник Центра межбюджетных отношений НИФИ Сергей Некрасов, правительство ужесточило критерии отбора проектов ТОРа — в частности, включив в их число наличие опыта реализации инвестпроектов на территории города, уровень безработицы и долю населения, занятого на работе в градообразующем предприятии.

Эффективность государственной бюджетной политики снижается и из-за низкого качества проектной документации, поступающей из регионов (Калужская область называлась на дискуссии в качестве приятного исключения). Но примерно 50% инвестпроектов, нуждающихся в господдержке и поступающих в Минфин РФ, предварительно пройдя отбор на уровне региона и федерального отраслевого министерства, содержат арифметические ошибки.

Большей прозрачности ситуации, возможно, будет способствовать внедрение информационных технологий, а также специальные исследования. В частности, на дискуссии анонсировали исследование (рейтинг) эффективности управления Особыми экономическими зонами, проводимое Ассоциацией кластеров и технопарков, а также исследование Наукоградов, проведенное Тверским ИнноЦентром им. Е. А. Лурье.

Автор: Константин Фрумкин

Сохранить

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья