ENG
Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Экологизация производства: сложности и возможности

Андрей Ишков

Андрей Ишков

Исполнительный директор divan.ru

Разговоры о том, что производство должно быть экологичным, звучат не первое десятилетие. Представители рыночных гигантов с нулевых годов громко заявляют, что уже к n-му году их продукты будут на 100% перерабатываемыми. Такие тенденции раньше затрагивали в основном добывающую и энергетическую отрасли (по закону «Об охране окружающей среды» владельцы подобных объектов обязаны устранять вред, нанесенный природе), но теперь коснулись и фабрик легкой промышленности. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Как покупатели заставили бизнес стать eco-friendly

Экологическая повестка приходит в каждый дом, и бизнес тоже открывает ей двери. Почти для 40% россиян важна экологичность товаров при покупке, по данным исследования НИУ ВШЭ. А согласно The Economist Intelligence Unit, за последние пять лет число поисковых запросов на тему eco-friendly товаров выросло на 71%.

Появляются рейтинги самых экологичных компаний от СМИ и независимых организаций, а «социально безответственные» фирмы постепенно пропадают из медиаполя.

Как экологичность стала магнитом для инвестиций

Основное понятие для разговора об «экологичных инвестициях» — это ESG-философия. Она касается устойчивого развития бизнеса и основывается на экологичности (Ecological), ответственной социальной политике (Social) и высоком качестве корпоративного управления (Governance). Сегодня эти критерии влияют на решения инвесторов, заслуживает ли компания получать их поддержку — полезна или хотя бы не вредна ли ее деятельность для общества?

Тренд на ESG-инвестирование, или ответственное инвестирование, одновременно имеет положительное влияние на бизнес и создает новые препятствия. С одной стороны, такая политика превратила романтическую идею о социально ответственном бизнесе в реальность благодаря серьезной материальной поддержке. С другой, она не оставила выбора компаниям, которые не включали тренд на экологичность в свои планы. Теперь это не вопрос ценностей и конкурентных преимуществ, а способ выживания.

Компании с плохими показателями сталкиваются с отказами в финансовой поддержке, повышением налогов для их отрасли в западных странах и падением спроса на продукцию. Российские банки уже внедряют, а некоторые внедрили (Сбер, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк и др.) в кредитный процесс ESG-оценку компаний. От присужденных баллов зависит ставка кредита и возможность его получить.

Новый бизнес: портрет карандашом

Это бизнес, который отвечает требованиям пайщиков. Он заботится об экологии: снижает количество вредных выбросов, разбирается с переработкой материалов и не прячет процесс производства от своих клиентов за железными дверями. Новый тип бизнеса социально ответственен, и потому его нельзя обвинить в дискриминации, плохих условиях труда для персонала, равнодушии к общественным проблемам. Наконец, он подчиняется правовым и этическим нормам, проводит антикоррупционную политику, обеспечивает прозрачность отчетности. Такие компании есть сейчас и будут возникать дальше, пока на них есть спрос среди добросовестных инвесторов.

Как реагируют производители

В основном экотренд пока развит на Западе, где законодательно закреплены требования к бизнесу, но и у нас он уже берется в работу многими компаниями. Они не только перерабатывают отходы производства, но и работают над другими ESG-критериями: занимаются озеленением территорий в областях присутствия и инвестируют в экологичные технологии. Например, карельская группа «Сегежа» стала одним из инвесторов проекта по разработке нормативов интенсивного лесопользования. Они производят топливные брикеты, которые дают тепло в 3–4 раза больше по сравнению с дровами, а отходы используют для изготовления биотоплива. В лесопитомнике компании в 2023 году вырастили 4 млн сеянцев хвойных пород, которые пойдут в лесной фонд в Костромской, Кировской и Вологодской областях. Ежегодно таким образом в компании восстанавливают около 70 тыс. га леса.

Для мебельного бизнеса тоже в центре внимания находится ответственное лесопользование. Мы в divan.ru перерабатываем более 60% отходов производства. А еще должны проходить сертификацию, подтверждающую, что древесина закупается из ответственно управляемых лесов (то есть леса восстанавливаются, сохраняется биоразнообразие и не нарушаются условия труда рабочих), либо мы используем вторичные источники. После приостановки действия российских торговых сертификатов FSC, которые маркировали экологичность произведенного материала и помогали контролировать правильное использование леса, в 2022 году России появилась своя система «Лесной эталон», запущенная бывшим коллективном FSC.

После получения и обработки материала встает следующая задача — утилизация отходов, которые составляют 30–40% от изначального объема продукции. В них остаются синтетические токсичные вещества, которые использовались при склейке и обработке материалов, а теперь они создают сложности для правильной утилизации. Решением может стать внедрение оборудования для переработки отходов лесопиления и деревообработки или работа со специальными заводами.

В чем сложности перехода на экологичное производство в России

Забота о природе требует усилий со стороны производителей, в частности перед ними появляются новые задачи.

  1. На сегодняшний день в России нет инфраструктуры для дешевой и качественной переработки отходов. Компаниям придется вложить большие деньги в модернизацию производства и внедрение экологичных технологий, прежде чем начать получать инвестиции от фондов. Не так много брендов обладают достаточным количеством ресурсов, чтобы совершить такой скачок.
  2. Не все компании могут сделать из переработанного материала изделие для своего каталога такого же качества и цены, как и остальные ассортиментные товары. Процесс организации переработки материалов всегда связан с серьезными дополнительными расходами. И перед компанией может встать вопрос: готова ли она вкладываться в такое производство? Делать из переработанного пластика лавочки для парков или мусорные пакеты — это же фактически создавать отдельную производственную линию.
  3. Не все материалы поддаются переработке. Например, все основные пластики мы сдаем на специальные заводы, но смешанные отходы ткани переработать трудно. Сейчас мы работаем над тем, чтобы найти решение для таких материалов.
  4. Как ответ на требования клиентов и инвесторов сделать бизнес экологичным появляются компании-симулянты. Это называется «зеленым камуфляжем»: вместо того чтобы проводить качественные и дорогостоящие изменения в процессе производства, фирмы только строят рекламные кампании вокруг экологии. Обычно вскрытие обмана заканчивается скандалом, пропорциональным известности компании. В России за гринвошинг (тот же «зеленый камуфляж») налагаются штрафы.
  5. У нас пока нет действующего законодательства, которое бы регламентировало процесс переработки и утилизации мебельных изделий. Есть только сертификационная система «Экологический паспорт товара», подтверждающая безопасность мебели для потребителя. Решение о том, как поступать с остатками продукции, остается на совести производителей.

Несколько лет назад СМИ и блогеры стали говорить о «моде на экологичность». Но как показывает действительность, это не просто временная мода, а ответ на запрос общества позаботиться о нашей планете. Бизнесу необходимо придумывать не только новые пути для работы с материалами, но и способы выделиться на фоне конкурентов, чтобы привлечь инвесторов. Это еще сложнее сейчас, когда направление на экологичность уже не новшество, а необходимость.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья