Илон Маск и его многочисленные инновационные проекты вызывают бурю дискуссий. По утверждениям одних, они переворачивают мир. По мнению других, Маск лишь талантливый комбинатор, эдакий «Остап Бендер из Нового Света». Деловой журнал «Инвест-Форсайт» решил выяснить у российских экспертов — что они думают об Илоне Маске и кем его считают на самом деле?
Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС
Я думаю, Илон Маск все-таки инновационный человек, не комбинатор. Если следить за деловыми финансовыми СМИ в Новом Свете, там никто особо не подвергает сомнению его «финансовую подноготную» и финансовое состояние его проектов. За последние несколько лет нет никаких серьезных исследований с негативным флером на эту тему. Поэтому я думаю, что его проекты — просто очередная волна новой экономики. Когда-то был Microsoft и Apple, потом Facebook, теперь настало время Илона Маска. Что же до его способов финансирования… В финансах всегда опасно то, что вы не знаете, куда инвестируете свои деньги. Как финансируются пирамиды — траншами оплачивается неизвестно что, неизвестно какими способами. А в ситуации с Илоном Маском ракеты летают, автомобили ездят, данные по остальным проектам тоже вполне открыты для анализа общественности. Поэтому думаю, что его инвестиции в новые бизнесы в целом достаточно прозрачны.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК
Я думаю, что в случаях, связанных с инновационными проектами Илона Маска, о каком-то действительно серьезном прорыве — как с точки зрения инноваций, так и с точки зрения изменения картины мира в целом — пока все-таки говорить рано. И очевидно, что на данном этапе реализации этих проектов в них авантюризма, скажем так, предостаточно. Однако хочу заметить, что и настоящего прорыва не будет, если не будет таких авантюристов, как Илон Маск. Хотя стоит обратить внимание еще и на факт, что совсем другое дело — вес этого авантюризма в проектах. С Илоном Маском, если говорить о том, что он уже сделал (например, электромобили Tesla, которые продаются во многих странах мира десятками тысяч экземпляров), там уже далеко не один авантюризм, и этот проект заслуживает одобрения. Но приходится признать: это пока еще мир не переворачивает. Однако если наберется критическая масса реализованных инновационных проектов, то к перевороту стоит готовиться.
Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «Автостат»
Прежде чем говорить об автомобилях Маска, хочу остановиться на его проектах в ракетостроении. Если говорить о них, на мой взгляд, то, что он в этой отрасли делает, говорит о его несомненном таланте и способностях. Может быть, он часто свои способности переоценивает, когда речь о сроках и менеджменте, но повторный запуск ракеты, например, говорит о том, что Илон Маск действительно делает те вещи, которые никто раньше не делал. И это — настоящая инновация. Что касается его электромобилей — эта отрасль с точки зрения исследований менее капиталоемкая, возможно. Но с точки зрения массового производства эта отрасль даже более сложная, чем ракетостроение — одно дело ракету запустить, а другое — автомобиль, который должен десятки и сотни тысяч километров проехать. Это — реальная инновация отрасль, и его автомобили действительно конкурентоспособны. Хотя видно, что он, может быть, и ошибся в оценке себестоимости — когда речь пойдет о по-настоящему массовом производстве, там технологии должны будут отличаться от тех, по которым сейчас производятся Model S и Model X.
Игорь Моржаретто, автомобильный эксперт
Если говорить об автомобильном проекте, Илон Маск, создавая свои электромобили, в первую очередь великолепно сработал как маркетолог — найдя нишу, где на такие машины будет серьезный спрос. Заметьте, он начал делать не дешевые электрокары, на которые в массе своей потребители не обращают внимания, а сразу машины бизнес-класса. Он просчитал, что в категории достаточно обеспеченных потенциальных покупателей (та же Model S стоит около 100 тысяч долларов) такая инновационная техника хорошо пойдет. И — не прогадал. Тем более что особо инновационного ничего ни в Model S, ни в Model X, в общем-то, нет: все, из чего они состоят, изобретено до Маска. Ну разве что сама идея автомобильной платформы, в которую уже встроена аккумуляторная батарея. А вот остальные его проекты, я думаю, действительно способны перевернуть мир.
Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «Авиапорт»
Я считаю, сила Илона Маска, безусловно, в очень серьезной и продуманной бизнес-схеме, которая предполагает реализацию потенциала, уже заложенного в ранее придуманные, но не реализованные технические решения. Что же до Space X, то это реально очень хорошо придуманный и продуманный коммерческий проект, который предполагает снижение стоимости доставки килограмма груза на орбиту. Если же говорить о проектах Илона Маска с позиции инноваций, то он сумел создать условия, при которых реально смелые и прорывные идеи находят свое воплощение в металле, в реальности. При этом, наверное, говорить о том, что он создал что-то не имеющее аналогов в мире, находящееся за гранью понимания инженеров и ученых, не стоит.
Михаил Брауде-Золотарев, директор Центр IT-исследований и экспертизы РАНХиГС
Думаю, никто сейчас не знает и не может точно сказать, чего больше в проектах Илона Маска — продуманного пиара или реальных инноваций. Тем более что сегодня вокруг него действительно очень много маркетинговых слухов и неподтвержденной информации. Полагаю, спор насчет того, комбинатор ли он или инноватор, рассудит только время. И это может случиться уже довольно скоро.