ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Есть ли способы борьбы с телефонными мошенниками?

Александр Красников

Александр Красников

Технический директор компании «Телфин»

Существуют ли действенные способы борьбы с телефонным обманом, когда услуги связи доступны абсолютно для всех? И что делают операторы, чтобы хоть как-то сдерживать этот снежный ком? Спойлер — помогает аналитика больших данных.

Звонки из «стоматологий» и предложения о «беспроцентных» чудо-кредитах всем изрядно надоели, но мало кто представляет себе реальный масштаб бедствия и размах деятельности телефонных мошенников. По данным ЦБ, средний чек таких дельцов составляет 10–15 тыс. рублей. А в целом на декабрь 2020 года россияне потеряли от их действий 66 млрд рублей (данные Brand Monitor). Самыми ушлыми оказались мошенники, которые представлялись медицинскими сотрудниками: таков тренд уходящего года.

Люди теряют огромные деньги и доверие к операторам связи, задаваясь вопросами: почему злоумышленников никто не остановит? И что реально сделать, чтобы обезопасить себя от таких звонков? Ведь даже если вы понимаете, что на той стороне «провода» — обман, вам каждый раз все равно приходится поднимать трубку.

На самом деле операторы связи не бездействуют: формально они не могут отказать в предоставлении услуг связи ни одному клиенту, даже очень подозрительному. Купить телефонные номера может практически любой — частное лицо или коммерческая структура. И о своих намерениях использовать номер покупатель по закону отчитываться не обязан. Фактически задача оператора — предоставить качественную связь, но вмешиваться в деятельность пользователя или каким-то образом контролировать звонки оператор не имеет права.

Именно общедоступность телефонной связи сделала такими популярными мобильные мошенничества, но ведь общедоступность заложена в саму идею телефонных сетей: здесь к операторам претензии излишни.

Кроме того, большую долю среди всех звонков от мошенников составляют банковские: они базируются на утечках персональных данных из финансовых организаций. К мошенникам в руки попадают не только имена и телефоны, но нередко и номера банковских карт. К этому операторы не имеют никакого отношения.

Кстати, и бездействием позицию операторов назвать никак нельзя. Большинство крупных телеком-компаний работает над созданием антифрод-платформ, которые помогут бороться с телефонным мошенничеством. В декабре прошлого года такую систему представил «Тинькофф», затем про аналогичные планы заявили Сбербанк и ВТБ: здесь банки сотрудничают с операторами связи бок о бок. Они обмениваются данными друг с другом в режиме реального времени, чтобы быстро вычислять подозрительную активность.

Как крупный игрок в области IP-телефонии и виртуальных АТС мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы рынок был как можно более белым. Мы дорожим своей репутацией и не хотим способствовать развитию мошеннических схем, поэтому используем внутренние меры борьбы с телефонным обманом. Задача в том, чтобы сократить возможность реализации таких схем на нашей платформе до минимума.

Телефонные мошенники — это организованная группа лиц, у которых функции разделены между собой: одни общаются, другие отвечают за то, чтобы работала телефонная связь. Эти люди работают по шаблонам и выбирают самые простые, доступные для них варианты массового подключения услуг связи.

Эти шаблоны мы прекрасно распознаем. Так, на основе накопленных более чем за 17 лет данных мы можем достаточно эффективно на этапе подключения и первых контактов с потенциальным клиентом сделать вывод о том, что клиент преследует незаконные цели. Для этого мы анализируем то, как именно клиент к нам обратился. К примеру, если клиент заявляет, что он находится в Санкт-Петербурге или в Москве, при этом общается с IP-адресов Украины или VPN -сервисов, можно заподозрить обман.

Также мы обращаем внимание на способы взаиморасчетов. Например, если договор заключается с юридическим лицом, то мы можем запретить этому юрлицу исполнять любые платежи кроме как с его расчетного счета в российском банке. Мошенникам это крайне неудобно: их денежные схемы «серые» и опираются в основном на электронные деньги. Хотя все каналы платежей легальны, у мошенников здесь есть определенные паттерны.

Допустим, приходит компания, о которой ничего не известно, про которую никто никогда не слышал, зарегистрирована на бесплатном сервере и говорит, что хочет сразу купить виртуальную АТС на 50 рабочих мест для совершения исходящих вызовов. И эта компания начинает платить через определенного платежного оператора. Такой клиент может попасть в выборку «неправильных» клиентов. Благодаря подобным паттернам, которые появились на основе анализа предыдущих инцидентов, мы можем заранее, до того как такой мошенник к нам подключится, держать его подальше от наших клиентов.

Благодаря анализу данных, поступающих от клиента или от отдела продаж, мы можем с большой вероятностью понять, что к нам подключается мошенник, а в каких-то отдельных случаях можем его быстро отключить. Мы не имеем права официального отказывать клиентам, но можем сделать так, что клиент сам откажется от использования наших услуг, так как дальнейшее взаимодействие становится крайне некомфортным делом. Получается у нас вполне неплохо — наши алгоритмы, основанные на анализе данных, оказались очень работоспособными.

Рекомендации абонентам тоже есть, и они очень простые, прямо как учили в детстве родители. Не нужно разговаривать с незнакомыми людьми, отвечать на звонки с телефонных номеров, которые вам не знакомы. Не нужно слушать информацию, о которой вы не просили и в которой не заинтересованы. Все мошеннические схемы основаны чисто на психологической уязвимости людей. Поэтому если вам звонят из банка, а вы до того не обращались в банк — просто положите трубку. Кроме этого, вы можете использовать функцию черного списка, предоставляемую оператором связи, или воспользоваться приложением для идентификации абонента и его репутации и не отвечать на вызовы неблагонадежных абонентов.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья