ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат

Межведомственный шпагат этнобизнеса

Может ли этнопредпринимательство стать одним из реальных драйверов роста российской экономики, в том числе с точки зрения развития экспорта? Сегодня успешные примеры развития этнобизнеса в стране есть, другое дело, что пока их немного. Прежде всего для успешного развития и масштабирования опыта этнопредприниматели нуждаются в поддержке, например госструктур. Однако им требуется не только финансовое содействие. О главных задачах развития этнопредпринимательства во всех регионах страны говорили 31 января 2019 г. на Международном круглом столе «Этноэкономика как фактор развития территорий и сохранения культур народов в России и странах дальнего и ближнего зарубежья».

Художник: Юрий Аратовский

Этнобизнесу готовят форум

Организатором круглого стола выступил Фонд «Культура наций» совместно с РОО «Содействие Развитию Инновационного Предпринимательства Территорий и Народов «Этнобизнес Форум». Мероприятие состоялось в преддверие Всероссийского Фестиваля гостеприимства «Самоварфест», который планируется провести в июне 2019 г. Фестиваль будет не первый — в 2017 г. прошел «Самоварфест» в саду «Эрмитаж», который посетило более 50 000 гостей, в 2018 г. фестиваль провели уже на Поклонной горе. Также фестивали прошли в Вологде, Орле и Калуге. Однако теперь в рамках фестиваля готовятся провести «Этнобизнес Форум». Последний посвятят проблеме институционализации этнобизнеса в масштабах экономики страны, его интеграции в реальный сектор, ведь именно этноэкономика и этнопредпринимательство могут сыграть роль уникальных драйверов развития России, считают они.

К экономике стоит относить не только народные промыслы и ремесла, развивающиеся с использованием уникальных технологий народов России, уточнила председатель совета РОО «Этнобизнес Форум» Наталья Долгарева. Это также традиционные технологии переработки продукции АПК, производство уникальных этнопродуктов (кваса, курута), сбор и переработка дикоросов, в том числе лекарственных, агро- и этнотуризм, рыболовство, звероводство, пчеловодство, кумысоделие, коневодство, этномузеи, этнопарки, этнофестивали и праздники народного творчества.

«Если все секторы этноэкономики поддержать и интегрировать в рыночную экономику, монетизировать традиционные знания и хозяйственную деятельность народов нашей страны, Россия получит уникальные, аутентичные, конкурентоспособные бренды, у которых нет аналогов в мире — и это все достояние нашей страны», — убеждена Наталья Долгарева.

Особое внимание сектору этнопредпринимательства стоит уделять с учетом глобальных трендов — во всем мире этноэкономика становится все более важным источником занятости и дохода. Основная стратегия развития сектора за рубежом заключается в конвертации творческого потенциала, традиций в экономику своей страны; одной из основ этноэкономики все чаще становится экономика креативная. В России интеграция этнопредпринимательства в экономическую систему позволит получить очень хороший синергетический эффект, ведь оно находится на стыке национальной стратегии, экономической стратегии, культурной, экономической и миграционной политики.

«Этот сектор совершенно точно есть», — говорит начальник Департамента национальной политики Управления Президента РФ по внутренней политики Татьяна Вагина.

Ведь национальная политика и межнациональные отношения — это не только фестивали, концерты и культурные мероприятия, добавляет она, в этом есть и коммерческая составляющая, которая содействует поддержке малых территорий страны, созданию дополнительных рабочих мест и при этом позволяет сохранять и продвигать национальные традиции.

Сами по себе

Пока уровень поддержки и масштаб развития этнобизнеса в России остается не столь внушительным, каким мог бы позволить представить его культурно-исторический потенциал страны.

«Представители этнобизнеса в большинстве случаев предоставлены сами себе», — констатирует Наталья Долгарева.

Особенно это заметно в сравнении с положением дел в других странах, не обязательно западных. Например, в Индии, как рассказала заместитель директора Департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга РФ Лилия Нургатина, благодаря вовлечению малых городов и территорий в экономику традиций ежегодно реализуется продукции на $3-4 млрд, а в самой отрасли задействовано порядка 7 млн человек. В России в этой сфере действует порядка 300 предприятий, также в ней задействовано 300 тысяч человек (речь идет только об официальной занятости). При этом сохраняется угроза утраты традиционных навыков и ценностей — из-за неудовлетворенности качеством городской среды жители покидают небольшие территории с населением до 100 тысяч человек (есть населенные пункты с убылью населения 68%). А именно они, уточнила Лилия Нургатина, являются душой России.

О том, насколько непросто выживать жителям небольших территорий, занятых преимущественно традиционными народными промыслами, рассказала глава сельского поселения Гжельское Галина Голинкова. В двух сельских поселениях проживает 25 000 человек, всего действует 8 предприятий. Самыми большими трудностями остаются низкая заработная плата мастеров и отсутствие массовых рынков сбыта традиционной продукции ручной работы. Не хватает средств на развитие туристического потенциала — бюджет поселения составляет 83 млн рублей.

«Гжель — незаслуженно забытый народный промысел, который переживает очень сложное время», — говорит Галина Голинкова.

Несмотря на то, что администрация многое делает, чтобы уникальный бренд не забывался, через 15-20 лет страна рискует попросту лишиться гжельского народного промысла, а молодежь уже сегодня с трудом представляет, что это такое.

«Мы очень хотим стать душой России, мы готовы к сотрудничеству, готовы входить в любые гранты, нам необходима поддержка на уровне федерации», — говорит Галина Голинкова.

Поддержки должно быть больше

Было бы неверно говорить, что этнобизнес вовсе не получает поддержки. Так, Национальным проектом «Культура» предусмотрены гранты на реализацию творческих проектов в области народно-художественных промыслов. Как уточнила Лилия Нургатина, проекты уже можно заявлять, а реализовать те можно, даже не являясь предприятием народно-художественного промысла. Этнопредприниматели могут рассчитывать на поддержку при выходе на зарубежные рынки. Например, столица, уточнил заместитель генерального директора «Московского экспортного центра» Алексей Коломейчук, финансирует на 100% участие в заграничных выставках (в прошлом году таких было 16, на 2019 г. — 25). МЭЦ предоставил экспортерам 100 «золотых аккаунтов» на электронной торговой площадке Alibaba, в этом году в планах eBay. Готовы здесь помогать и с финансированием патентной защиты. На поддержку этнопредпринимателей, занятых производством аграрной продукции, ориентируется сегодня Минсельхоз.

«В настоящее время наблюдается большой спрос на уникальную экологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью, что указывает на большой потенциал российской сельскохозяйственной продукции и актуальность развития этноэкономики в стране», — уточнил руководитель Департамента информационной политики и специальных проектов Министерства сельского хозяйства РФ Дмитрий Краснов.

В том числе сложностью остается несогласованность мер поддержки. Как уточнила Наталья Долгарева, хотя отраслевые министерства и ведомства ведут большую системную работу по сохранению и развитию традиционных видов деятельности российских этносов, единой системы поддержки этнопредпринимателей не появилось.

«Я называю ситуацию “межведомственный шпагат” — каждое ведомство занимается этой темой отдельно, консолидирующего органа пока нет», — уточнила Наталья Долгарева.

«В российском законодательстве создано много инструментов поддержки, но либо те, на кого они направлены, не вполне знают о них, либо они сложны бюрократически. Нужно упрощать путь, чтобы тот, кого мы хотим поддержать, об этих мерах поддержки узнал и смог их максимально облегченно получить», — уточнила начальник Департамента национальной политики Управления Президента РФ по внутренней политики Татьяна Вагина.

Состоявшийся круглый стол, где обсудили проблемы развития этноэкономики, а также планирующийся на июнь «Этнобизнес Форум», может стать консолидирующей площадкой, способствующей интеграции этнопредпринимателей в общий экономический ландшафт страны. Также в целях дальнейшей консолидации и содействия усилиям по развитию этноэкономики и этнопредпринимательства предложено учредить «Международную Ассоциацию этнопредпринимательства».

«Все социально-экономические планы мы должны строить и реализовывать с учетом культурных исторических национальных особенностей наших регионов и в открытом диалоге с гражданами, — напомнила Наталья Долгарева. — Именно об этом говорит президент России Владимир Путин».

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья