Menu
Мнение, Это интересно

Как защищать авторские права в онлайн-образовании

Николай Волосянков — основатель продюсерского центра «Обнаженный бизнес»

Когда художник рисует картину, то сразу старается защитить ее от подделок: использует специальный состав красок, ставит фирменный знак или подпись. Авторам онлайн-курсов и школ приходится сложнее: авторские права образовательных программ нарушаются часто и не всегда действия мошенников можно отследить. Но некоторые меры все же предпринять можно.

Интернет изобилует целыми бандами мошенников, которые зарабатывают на перепродаже инфопродуктов: покупают его за копейки и перепродают доступ к обучению в онлайн-школах. Есть предложение — есть спрос. «Халявщиков», которые объединяются на пиратских ресурсах для нелегальной покупки курсов, еще больше.

В онлайн-образовании есть две глобальные проблемы, связанные с авторскими правами. Первая — пиратство, когда на торренты, «Яндекс.Диски», в социальные сети попадают целые курсы, книги, материалы и ценные видеозаписи, которые при официальном приобретении стоят немалых денег. Вторая — так называемые «складчины». Бизнесмены в сфере онлайн-обучения прекрасно знают порталы, где пользователи покупают курс «вскладчину». Заплатив за один доступ, в онлайн-школе так могут учиться и 5, и 10 человек.

Как это искоренить? Мой ответ: «навсегда и насовсем — никак». Такая война будет похожа на борьбу с ветряными мельницами: разоблачив одного «пирата», через неделю вы наткнетесь на другого. Но это не значит, что нужно бездействовать; для начала можно принять превентивные меры.

Пираты инфоморя

Сам по себе «костяк» онлайн-курса — файлы, видео, презентации — несут в себе мало ценности. Давайте начистоту: интернет дает такие возможности, что, имея желание, вы можете самостоятельно разобраться в любом вопросе, потратив на него время. Поэтому, кроме полезной информации и насыщенной программы, онлайн-школа должна предложить клиенту нечто большее: эксклюзивный доступ к сервисам, личную поддержку кураторов и другие важные бонусы. У меня есть знакомый предприниматель, который обучает e‑mail‑маркетингу. На курсе он всегда дает доступ к собственной почтовой программе, которая формирует и отправляет письма. Лицензию на программу получают только клиенты онлайн-школы, а взломать программу намного сложнее, чем выложить видео в сеть. В нашей школе трейдинга мы также даем доступ к специальному маркетплейсу роботов для торговли на бирже ММВБ. Автор курса о том, как стать риелтором, может делиться базой выгодных предложений в Петербурге. Иногда онлайн-курс специально строят таким образом, чтобы дальнейшие шаги в обучении ученик узнавал исключительно при общении с куратором. Еще один вариант — создание активного и полезного чата, куда вы сможете добавлять только своих клиентов. Ни один «пират» не сможет предоставить таких возможностей.

Следующая мера борьбы с пиратством — пошаговый доступ к урокам в онлайн-школе. Поверьте, те, кто пользуются пиратскими копиями, как правило, не хотят ни во что долго вникать и слушать. Им хочется как можно дешевле и быстрее получить материалы и пролистать их по диагонали. Если в онлайн-школе предусмотрена система, когда доступ к следующему уроку открывается тогда, когда ты завершил предыдущий, мы убиваем трех зайцев. Первый заяц: «халявщики» не будут проходить курс, им не интересен такой подход, организатор складчины тоже не будет этого делать. Второй заяц — ученики, которые проходят пошаговую программу, учатся лучше, это факт. Третий заяц — клиенту не открывается полностью доступ к курсу, благодаря чему удается сохранить интригу и интерес длительное время.

Личные кабинеты на сайтах с дополнительной информацией или возможность посещать живые мероприятия организатора также могут служить неким средством защиты от копирования.

Переходим к основному вопросу. Как бороться с пиратскими копиями онлайн-курсов в интернете? Зачастую их можно легко обнаружить с помощью мониторинга интернет-пространства. Как только обнаружили, пишите письмо провайдеру, хостеру или в службу поддержки, если это крупная социальная сеть. Письмо должно быть неэмоциональным и юридически грамотным. Если у вас в штате нет собственного юриста, обратитесь к юристу на аутсорсе, он поможет составить шаблон, который вы сможете использовать еще долгое время. Если же письма не помогают, а курсы продолжают находиться в открытом доступе, следует обратиться в суд.

Есть еще одна категория «пиратов», которые практически полностью копируют лендинг вашей онлайн-школы и описание программы, при этом привлекают учеников тем, что продают ваш курс в 7-10 раз дешевле. Заинтересовавшись вашим предложением, человек идет искать отзывы в интернете и случайно находит ссылку «Купите курс по акции всего за 4990 руб.», при условии, что его обычная стоимость 50 000 руб. Мошенники запускают рекламу очень эффективно и дешево для себя — только по вашей аудитории. Такой метод пиратства опасен тем, что влияет не только на продажи, но и на вашу репутацию. Мы столкнулись с этой проблемой в нашей школе недвижимости. Курс стоил 30 тыс. руб., но наши клиенты нашли тот же курс за 5 тыс. руб. и предъявили нам претензии, почему мы завышаем цену. В итоге автор курса пожаловался в «Яндекс», тот заблокировал рекламу, и последовало судебное разбирательство. Онлайн-школа, образовательная программа — это ваша собственность, никто, кроме вас, не может ее продавать! Это то же самое, как если бы вы ездили на машине, а кто-то начал продавать колеса от нее.

«Складчины» — что делать с ними?

Название говорит само за себя: если люди не хотят покупать курс по полной стоимости, они могут объединить усилия, найти 99 единомышленников и заплатить по 100 рублей за курс, который стоил 10 000 руб. Со «складчинами» очень тяжело бороться. Как правило, это происходит на закрытых форумах и за этим стоят профессионалы, которых не найти. Курсы покупаются с чужих имен и е-мейлов. С юридической точки зрения все очень запутано: если один из участников поделится скачанным курсом с другими участниками, будет очень тяжело доказать факт пиратства. И даже, если вы вычислите складчика, это ничего вам не даст.

Не будем нагнетать обстановку, не все так плачевно. Один из способов защитить видеокурс и выявить «складчика» — сервисы защиты видео, которые не позволяют клиенту легко скачать видео, а в сам видеопоток вставляют QR-коды. Когда человек запускает видео, перед ним появляется уникальный QR-код, который сможет рассказать вам об этом клиенте, если видео попадет в сеть.

Еще один способ пресекать работу «складчиков» — отслеживать совместный доступ к курсу. Когда клиент заключает договор с онлайн-школой, то получает доступ к урокам через свой е-мейл. После чего он может передать данные (доступ к своей почте и пароли) другим людям. Поэтому изначально лучше настроить курс таким образом, чтобы его можно было смотреть только с одного устройства или следить за тем, с каких IP-адресов заходят ученики.

Кстати, есть метод, который не только умерит пыл «складчиков» и «пиратов», но и принесет вам пользу — обновления курсов. Например, вы запустили онлайн-школу по работе с фотографиями и изображениями и назвали ее Photoshop 2018. Значит в этом году вы сможете учесть недостатки, новые тренды и обновить курс до Photoshop 2019 Super PRO. Такого курса еще не будет в интернете.

Как только заметили нарушение ваших авторских прав, обязательно зафиксируйте его скриншотом: фото экрана можно будет использовать в качестве доказательства нарушения в суде (если другая сторона не предоставит иные доказательства, которые его опровергают). Важно, чтобы на скриншоте был указан адрес сайта, дата и время. Также в качестве доказательной базы можно использовать видео, где со стороны камера снимает монитор. На видео снимают процесс захода на сайт, переход по ссылкам, а также демонстрируют файл hosts и трассировку, чтобы не было сомнений относительно того, что данные берутся из интернета, а не с локального источника.

В любом случае, если вы запускаете по-настоящему продвинутый и качественный курс, будьте готовы к тому, что вас будут копировать, раздавать контент бесплатно или пытаться сделать на нем свой бизнес. Знайте и защищайте свои авторские права!

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья