В конце прошлого года Правительство поручило Минфину и Минэкономразвития вместе с бизнес-сообществом до 9 ноября 2017-го представить предложения по ключевым параметрам налоговой системы страны. Несмотря на то, что до ноября еще далеко, ведомства обозначили основные тенденции, какой им видится трансформация налоговой системы.
Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что увеличивать налоговую нагрузку ведомство не собирается, что обсуждается вопрос о возможности реструкруризации прямых налогов на косвенные.
Конкретные параметры отсутствуют, но разные эксперты называют такие цифры: увеличить НДС с нынешних 18% до 21-25%, а отчисления работодателей в фонды (Пенсионный фонд России, фонд медицинского страхования и фонд социального страхования) уменьшить с сегодняшних 30% до 20-21%.
Просчитать, чем это обернется, — дело трудное. Особенно если учесть, что любое повышение НДС — это увеличенный налог на потребителя. А любое уменьшение отчислений работодателей в фонды увеличит и без того имеющуюся в них «дыру», которую по традиции восполняют бюджетными деньгами.
Власти считают, что, помимо прочего, переструктуирование налогов приведет к «обелению» экономики и сокращению теневого сектора. Но оценить размеры теневой занятости можно лишь приблизительно.
В общем, вопрос о налогах весьма и весьма непростой.
Со своей стороны хочу отметить, что как краткосрочная мера мне представляется, что предложение Силуанова — перенесение нагрузки с прямых налогов на косвенные — имеет резон.
Нагрузка на работодателей сейчас очень велика. Они перегружены: они делают отчисления за каждого работника в социальные фонды, они платят другие налоги… Сам же работник платит лишь 13% от дохода. Понятно, что, чем больше нагрузка на работодателя, тем скорее он будет уходить в тень. Он будет «договариваться» с работником, что будет выплачивать ему минимальную зарплату, остальное выдавать «в конвертах». В результате бюджет недополучит денег, а сам работник окажется с минимальной пенсией (ведь отчисления на нее тоже будут идти лишь из минимальной зарплаты).
Когда повышали отчисления в соцфонды до 34%, многие работодатели предпочли уйти в тень.
С другой стороны, повышать НДС — это все-таки более нейтрально, но это ляжет на плечи всех покупателей.
В общем, доступных средств, которые бы позволили государству прозрачно управлять, выходит, что и нет?
И тут важно с чего-то начать. Почему не с предложения Силуанова? Другой вопрос — на сколько времени следует ввести эту практику? Не знаю.
Нам важно добиться того, чтобы в результате была построена прозрачная и не слишком гнетущая для работодателей налоговая система. Нам надо добиться, чтобы в Пенсионном фонде не было «дыры», которую затыкают с помощью бюджета. Нам надо добиться того, чтобы люди были заинтересованы в росте производительности и добровольно делали отчисления на пенсию, медобслуживание и другие необходимые им вещи. В конечном итоге нам надо добиться того, чтобы налогоплательщики, отчисляя собственные деньги в бюджет, понимали: система прозрачна и страна принадлежит им.
Как такого добиться?
Дело это трудное, многоэтапное. Во-первых, граждане должны получать достойные зарплаты, которых хватит на все эти траты и еще останется на нормальную жизнь. Возможно, поначалу это должно идти от бюджетного сектора. Если бюджетники будут получать большую зарплату, чем занятые в частном секторе, бизнес неизбежно будет, кроме инвестирования, повышать зарплаты своим сотрудникам.
Второе. Если работодатель будет лишен необходимости делать огромные выплаты в различные фонды, он эти деньги сможет пустить на повышение зарплат работникам. Рынок таким образом будет уравновешен.
И наконец, Пенсионный фонд должен иметь возможность помещать поступления в ПФР, что называется, в рост: пусть это будет целевой капитал, или эндаумент, который будет приносить проценты прибыли, таким образом закрывая «дыру» в ПФР.
Автор: Евгений Ясин, д.э.н., профессор, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики»