ENG
Перейти в Дзен
Финансы

Не только Мавроди: Финансовые пирамиды в развивающихся странах

Российский бизнесмен Сергей Мавроди, известный по финансовым пирамидам «МММ» и «МММ-2», переключил внимание на развивающиеся страны — в первую очередь африканские. Здесь Мавроди не одинок — это только часть, хоть и довольно значительная, индустрии «пирамидостроения», которая за последние 5-10 лет сформировалась в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки на волне роста доходов населения и распространения интернет-технологий при том, что уровень финансовой грамотности населения этих стран остается по-прежнему низким.

© Elnur / Фотобанк Лори

В России, по большому счету, для определения финансовой пирамиды используется один базовый критерий: если лицензия ЦБ у организации есть — значит, не пирамида. Нет лицензии — с большой долей вероятности это пирамида. Если продолжить юридическую казуистику в подобном же духе, то при определенных условиях пирамидой может стать любой банк. Более того, вообще вся мировая финансовая система — долговая пирамида, что за рубежом, что в России и в странах СНГ. Ситуация, быть может, отличается в сохранившихся кое-где осколках коммунистической идеологии — Северной Корее и на Кубе, где вся банковская система полностью государственная. Даже в контролируемых умеренно левыми режимами Вьетнаме, Венесуэле и Боливии есть коммерческие банки; существуют они и в странах с так называемым «исламским банкингом», которые, следовательно, тоже часть всемирной долговой пирамиды.

В большинстве стран мира юридически наказуема деятельность, при которой с более ранними вкладчиками расплачиваются по обязательствам за счет более поздних, никуда при этом средства не инвестируя.

Однако есть некоторые региональные нюансы. В частности, в исламских государствах шариатское законодательство склонно считать пирамидой сетевой маркетинг: по шариату тот считается «двойным ростовщичеством», содержа в себе признак ростовщичества надбавки (риба аль-фадль) и ростовщичества отсрочки (риба ан-насия). Однако пока законодательно сетевой маркетинг запрещен только в суннитских Египте и Саудовской Аравии, вероятнее всего, в ближайшее время «антипирамидная» фетва будет издана и в Малайзии, также суннитской. В шиитском Иране законодательство помягче, тем не менее недавно там запретили деятельность компании Oriflame. Вообще, за 2016 год как пирамиды в Иране было ликвидировано более 400 фирм, значительная часть которых в действительности занималась сетевым маркетингом. Несколько ранее, в 2013 году, аналогичный случай произошел и в христианской Бразилии: суд постановил заблокировать платежи МЛМ-компании TelexFree и запретил той регистрировать новых дистрибьюторов. В других странах компания функционировать продолжает, но, учитывая то, что 80% продаж приходилось на Бразилию, можно считать, она почти мертва.

По словам Ярослава Кабакова, аналитика компании «ФИНАМ», «классическая пирамида мимикрирует под некие финансовые группы, потребительские кооперативы, бизнес-клубы, которые якобы получают доход от инвестиций в некий проект. Это может быть фондовый рынок, научные разработки, лесозаготовки, урановые рудники — не так важна легенда, сколько своевременная выплата процентов первым вкладчикам и распространение информации о сверхдоходах с помощью рекламы и «сарафанного радио»». 

С развитием интернет-технологий появились пирамиды, которые мимикрируют под социальные сети (как пример — SETinBOX, позиционирующая себя коммерческой социальной сетью). Суть таких пирамид — получение вознаграждения с каждого пользователя, зарегистрировавшегося по партнерской ссылке. Регистрация в соцсети бесплатна, а вот пакет услуг — платный. Чем дороже пакет, тем ниже уровень, с которого получают вознаграждение. Еще один любопытный ход — пирамиды в виде браузерных игр (GoldenBirds). Кроме того, достаточно распространены и всякого рода хайпы — онлайн-проекты, которые генерируют доход за счет привлечения новых участников.

Не стоит думать, что в развивающихся странах устроителями пирамид применяются какие-либо отсталые технологии: все как везде. В Африке, например, сильно развито онлайн-кредитование, безбумажные технологии. В банках сразу появились смартфоны, мобильники, и около миллиарда человек даже в бедных странах используют только цифровые технологии.

Подобные процессы в развивающихся странах и дали возможность широко известному в России предпринимателю Сергею Мавроди возможность выйти на африканский, азиатский и латиноамериканский рынки с новой пирамидой. Очевидно, Мавроди стал работать в развивающихся странах за пределами России после того, как стало ясно: в России новая пирамида «МММ-2» не принесет такого дохода, какой принесла пирамида МММ в 90-е. Новая пирамида получила название MavrodiMondialMoneybox. Сам Мавроди утверждает, что участниками нового МММ являются более 138 млн человек. Действует та в основном в Азии, Африке и Латинской Америке. Особые успехи у нового МММ в Африке — в частности, в Нигерии сайт МММ стал популярнее, чем Википедия и Фейсбук. Мавроди предлагает ставку 30% в месяц, правда, на сей раз предупреждает о риске потери средств; африканцев это не останавливает. В декабре прошлого года МММ в Нигерии приостановила на месяц операции якобы из-за высокой нагрузки системы. Расчеты были переведены с нигерийской наиры на биткоины. В стране из-за краха МММ были даже случаи попыток самоубийств среди вкладчиков.

В новом МММ действует система, напоминающая сетевой маркетинг. После внесения денег на счет пользователь онлайн-системы должен написать «письмо счастья» кому-либо с подробным расписыванием того, как Мавроди помог ему, и оставить хвалебный отзыв о МММ на Ютубе. Если он это не сделает в течение трех дней, то его выкинут из системы, а аккаунт уничтожат, не возвращая денег. Ко всему прочему действует усложненная «географическая» схема пирамиды: закрываясь в одной стране, контора открывается в другой.

Возможность для таких махинаций Мавроди дает несовершенство законодательства развивающихся стран. Дело в том, что законы в этих странах не наказывают за организацию финансовой пирамиды в случае, если устроитель предупреждает вкладчиков: это — пирамида. А Мавроди действительно предупреждает — и на головном сайте компании, и на региональных сайтах вывешено на главной странице объявление: «Осторожно! Это финансовая пирамида». Несмотря на то, что людей предупреждают, они все равно несут деньги: еще одна причина успеха — низкая финансовая грамотность в развивающихся странах. Однако считать, что существование в развивающихся странах детища Мавроди совсем безоблачно, не стоит: все равно проблемы с законом время от времени возникают. В частности, в индийском штате Ассам в 2013 году арестовали троих граждан России за агитацию вкладывать деньги в МММ.

Вместе с тем, одним Мавроди пирамиды в развивающихся странах не исчерпываются.

Ярослав Кабаков, аналитик компании «ФИНАМ», комментирует: «Слухи о «русской мафии» преувеличены. Понятно, что наши соотечественники тоже могут быть организаторами пирамид за рубежом, но масштабным это явление назвать нельзя».

Действительно, исходя из фактов, имевших место в девяностые и нулевые за рубежом, «МММ» — это еще цветочки. Так, на Ямайке в свое время убытки от финансовых пирамид составили 12% ВВП; в других странах Карибского бассейна убытки в сравнении с их ВВП были меньше, но все равно ощутимые. В Колумбии правительство из-за массовых беспорядков, устроенных обманутыми вкладчиками, вынуждено было ввести чрезвычайное положение. В африканском Лесото жертвами пирамид стали целых 5% населения. В Албании в середине девяностых крах финансовых пирамид привел к массовым беспорядкам, в результате которых погибло около 2 тыс. человек.

Во втором десятилетии «центр тяжести» пирамидной индустрии стал смещаться из стран СНГ, Карибского бассейна и Ближнего Востока (например, ливанские пирамиды Изеддина и де Сажа) в развивающиеся страны Африки и Азии, в меньшей степени — Латинской Америки. Если брать страны с наибольшим развитием «пирамидной индустрии» — Индию и Китай, — Мавроди там дело отнюдь не исчерпывается: основными организаторами пирамид выступают все же местные дельцы. Пожалуй, наибольший бум пирамид сейчас наблюдается в Индии. По официальным данным, за последние 10 лет там обанкротились десятки пирамид, по неофициальным — сотни. Крупнейшие крахи были у компаний StockGuruIndia (Нью-Дели, 20% прибыли ежемесячно, около 200 тыс. обманутых вкладчиков на общую сумму 100 млн долларов США), SusiEmuFarms (Южная Индия, 12 тыс. обманутых вкладчиков на общую сумму 12 млн долларов), TVI Express (всего 7 млн человек в Индии и за ее пределами). Причина — быстрый экономический рост в Индии на фоне по-прежнему низкой финансовой грамотности населения. Ко всему прочему, в Индии всегда были популярны общинные и кастовые кассы взаимопомощи, что дает возможность «пирамидчикам» мимикрировать под них и получать средства от малограмотных слоев населения, ранее пользовавшимися этими кассами.

В Китае за организацию финансовых пирамид предусмотрены суровые наказания, вплоть до пожизненного заключения или смертной казни (в частности, к смертной казни приговорили в начале нулевых Вана Фэна, создателя пирамиды, якобы инвестировавшей в разведение муравьев для лекарств против артрита). Тем не менее, пирамиды там встречаются довольно часто. В прошлом году была пресечена деятельность крупнейшей пирамиды в истории страны, в течение полутора лет собравшей с 900 тыс. вкладчиков 11 млрд долларов. Компания «Ицзубао» имела офисы во всех провинциях страны, предлагая инвестировать якобы в интернет-проекты; дивиденды, правда, по сравнению с проектом Мавроди были совсем слабенькими: 14% годовых, однако это значительно больше, чем предлагают китайские банки. Перед тем как закрыть пирамиду, преступники зарыли в яму глубиной 6 метров бухгалтерские книги. Всего по этому делу за решетку попал 21 человек, включая основного вдохновителя мошеннической схемы Дин Нина. Несколько ранее, в 2015 году, было возбуждено уголовное дело против создателей пирамиды FanyaMetalExchange, жертвами которой стали около 200 тыс. человек. Дело возбудили после того, как было похищено 28 организаторов акций протеста обманутых вкладчиков. Всего за период с 2006 по 2015 год в Китае было выявлено около 11 тыс. финансовых пирамид.

Как уже говорилось выше, росту количества жертв лохотронов в развивающихся странах способствует наблюдающийся в них рост количества пользователей интернета. Большая часть вкладчиков онлайновых пирамид — жители именно африканских, азиатских и латиноамериканских стран, хотя сами пирамиды могут быть зарегистрированы где-нибудь в оффшорах. Примеров действующих проектов подобного рода много — «Семь кошельков», NewPro, Power WMZ, Power MLM, Mega WMR, MoneyTrain. Как и новое «МММ», они используют принцип сетевого маркетинга: затраты для покупки ключа первого уровня могут составлять около 100 российских рублей, а остальные ключи приобретаются за счет продажи уже купленных уровней. Между тем, в том же NewPro, чтобы достичь рекламируемого устроителями конечного результата, следует привлечь 28 уровней, что эквивалентно 23 трлн человек, то есть в тысячи раз больше населения земного шара.

В странах СНГ пирамиды тоже не перевелись. Крах украинского «Кингс Капитал», работавшего в основном по СНГ, конечно, многих научил уму-разуму, но, видимо, потенциальный, так сказать, «виктимный контингент» все равно присутствует: без лоха и жизнь плоха. Так, в прошлом году в Узбекистане лопнула пирамида Ахмада Турсунбаева, известного в стране под кличкой Ахмадбай. В пирамиду вкладывались не только деньги, но и автомобили, и даже недвижимость. Всего пострадало несколько десятков тысяч человек. В соседнем Казахстане корпорация G-Time пошла дальше, открыв филиал еще и в Монголии, которая в силу наличия значительной казахской диаспоры имеет на уровне бизнеса определенные связи с Казахстаном. В Монголии директор филиала, гражданин Казахстана, был арестован, а вот в Казахстане сложилась странная ситуация: несмотря на то, что организация там запрещена, ее устроители умудряются проводить конференции и развлекательные мероприятия, имеют свой сайт и публикуют рекламу. Мало того, в рекламе с особым цинизмом утверждается, что «компанию G-TIME поддерживает Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев». Также в Казахстане в последнее время получила известность пирамида «Оптовка» карагандинского происхождения, организаторшу которой недавно приговорили к 4 годам и 5 месяцам лишения свободы.

В Азии пирамиды встречаются даже в таких крупных туристических центрах, как Таиланд, где, казалось бы, в силу связей с Западом финграмотность должна быть выше, чем в той же Индии. Должна быть — однако на практике не все так: цивилизация ограничивается только туристическими районами, остальная же часть страны — преимущественно аграрная. Так, в Таиланде хорошо отметилась международная финансовая пирамида «Юфан»: в стране от нее пострадали 2450 человек. Сама пирамида использовала собственную криптовалюту, источниками дохода устроителей были вступительные взносы новых участников и комиссия за транзакции и за выход участника.

Можно сказать, распространенность пирамид напрямую зависит от уровня жизни — чем ниже уровень жизни в стране, тем больше там пирамид. С другой стороны, чем богаче страна, тем больше масштаб аферы. В развитых странах пирамиды главным образом принимают форму хайп-проектов, привлекающих средства в различные стартапы или венчурные проекты. Считать, что все хайпы — пирамиды, было бы неверно, однако количество пирамид среди тех довольно значительно. Отдельный разговор о криптовалютах, которые нередко причисляют к пирамидам.

По словам Ярослава Кабакова, «надо различать собственно криптовалюты и пирамиды с использованием криптовалют.  Сама по себе криптовалюта пирамидой не является. Например, биткоин — это децентрализованная система эмиссии электронных денег, то есть в ней нет некоего «центрального банка», который эти деньги выпускает. Пирамида с использованием криптовалют обещает инвесторам прибыль от майнинга, либо от торговли криптовалютой. Еще один вид пирамиды — выпуск некой альтернативной криптовалюты, которую стараются раскручивать. Инвесторы входят в проект в надежде на рост этой криптовалюты, но ее обращение происходит только внутри некоторой платформы».

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья