ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

На всех парусах: финская компания зарабатывает на ветре

На борту Ro-Ro M/V Estraden радуются, когда усиливается ветер. Можно приглушить двигатель — роторные паруса завращаются автоматически, и судно пойдет прежним ходом. Роторы, установленные финской инжиниринговой компанией Norsepower, помогают прилично экономить на топливе. По данным аналитического агентства морских данных NAPA, они снижают расход топлива на 6,1% в год — до 400 тонн (около $216 200). Впрочем, финны не изобретали велосипед — они модернизировали идею 90-летней давности. Сейчас роторные паруса Norsepower Rotor Sail установлены на Ro-Ro M/V Estraden. В первой половине 2018 года своих поставок ждут круизный паром Viking Grace и танкер LR2. В скором времени «ветряные двигатели» появятся на судах голландской компании Switijnk Shipping.  

Назад в историю

В 1922 году немецкий изобретатель Антон Флеттнер придумал, как использовать в судоходстве эффект Магнуса (физическое явление, возникающее при обтекании вращающегося тела потоком жидкости или газа — ред.). Он поставил на метровую испытательную шлюпку бумажный цилиндр-ротор и под потоками ветра та поплыла. В 1924 году в море отправился первый роторный корабль Buckau. «Ветряной парус» Флеттнера прошел из Данцига в Шотландию, а в 1926-ом — из Европы в Америку. В том же году 17-метровыми роторами оснастили грузовой лайнер «Барбара». Но через три года чартерная компания продала его — все-таки «ветряные паруса» уступали в скорости и мощности винтовым двигателям.

«В то время отсутствовали доступные композиционные материалы, и Флеттнер не смог сделать роторные паруса легкими, — говорит CEO Norsepower, магистр естественных наук Туомас Риски (Tuomas Riski). — Поскольку уравновесить такие паруса было крайне сложно, не получалось достичь большого числа оборотов в минуту и тем самым обеспечить высокий потенциал экономии. Другим существенным фактором стало отсутствие автоматизации — приходилось вручную управлять роторами. Наконец, и, возможно, самое главное, — нефть была намного дешевле, а дизельные двигатели легкодоступны».

В 2010 году со стапелей верфи сошло третье за историю судно с роторами. Грузовик E-Ship 1 с четырьмя «ветровыми парусами» построили по заказу немецкого производителя ветровых турбин Enercon. Корабль прошел путь от Эмдена до Бремерхафена, доказав — роторы существенно экономят топливо. В 2012 году финский стартап Norsepower под техническим руководством одного из ведущих корабельных инженеров страны Кая Левандера (Kai Levander) переосмыслил решение Флеттнера. Суть технологии осталась прежней — использовать энергию ветра для продвижения судна вперед. Изменились методы и материалы — на смену металлу и стали пришли легкие композиционные детали.

Первопроходец Estraden

«Buckau и E-Ship 1 — единичные проекты, которые были разработаны под конкретные запросы владельцев судов. Мы построили первый современный роторный парус (ротор Флеттнера), пригодный для новых судов и ретрофиттинга (модернизация старых кораблей — ред.)», — поясняет Туомас Риски главное отличие Norsepower Rotor Sail от предшественников.

До того как занять пост СЕО, он был партнером и вице-президентом в крупнейшем финском IT-провайдере Innofactor Plc. В 2014 году в рамках эксперимента прототип «ветряного паруса» Norsepower согласилась установить транспортная компания Bore Ltd. Площадкой для тестирования стало судно Ro-Ro 9, 700DWT, M/V Estraden.

«Финские судовладельцы и операторы активно продвигают инновационные чистые технологии и считают перспективным их внедрение», — добавляет предприниматель.

После получения первого транша инвестиций — всего за 5 лет проект собрал свыше $10 млн — компания изготовила второй ротор для M/V Estraden. Но в этот раз стартап отмечал первую официальную продажу. За время тестирования роторы доказали свою эффективность и ни разу не подвели. Легкие композитные материалы, из которых они сделаны, обеспечивают хорошую балансировку судна. Чтобы запустить «паруса», достаточно один раз нажать на кнопку — в дальнейшем с усилением ветра система включится автоматически.

«Norsepower Rotor Sail создает дополнительную ветровую тягу при движении судна вперед. Обычно это означает, что максимум 50% общей прямой тяги производится роторными парусами, остальная часть — стандартной силовой установкой. Судно может двигаться только на роторном парусе, однако это не основной принцип технологии Norsepower, — объясняет г-н Риски. — Когда корабль идет только на парусах, довольно сложно придерживаться фиксированного графика. Решение Norsepower позволяет уменьшить обороты основного двигателя при сохранении оптимальной скорости, снизить расход топлива и выбросов».

Вне конкуренции

Сегодня финская компания предлагает «ветряные паруса» разной высоты — 18, 24 и 30 метров. По ее заказу композитные детали изготавливают в Польше, стальные части — дома, в Финляндии. Остальные материалы стартап получает через поставщиков со всего мира.

«С точки зрения жизненного цикла бизнеса Norsepower только выходит на рынок», — говорит СЕО компании.

После продажи в 2015 году роторной системы Флеттнера компании Bore Ltd стартап готовит поставки для круизного парома Viking Grace и танкера LR2. В прошлом году финские инженеры совместно с C-Job Naval Architects разработали конструкцию судна, в которую вошло решение Norsepower Rotor Sail, для голландской судоходной компании Switijnk Shipping. Этой весной стартап договорился с Maersk Tankers, Институтом энергетических технологий (ETI) и Shell Shipping & Maritime об испытании своего ротора на борту Maersk Tankers.

Деньги, вложенные Европейской комиссией, финским правительственным Агентством по финансированию инноваций, Институтом энергетических технологий Великобритании и другими инвесторами, компания намерена отбить к 2020 году. За установку одного паруса Norsepower берет от €1 до 2 млн. За прошлый год оборот проекта составил €100 000. К концу этого года, по прогнозу Туомаса Риски, он достигнет €1 млн. Чтобы расширить рынок сбыта, проект выходит в Северную Европу и Азию.

«Нас как относительно молодую предпринимательскую компанию интересуют все рынки, в том числе Россия», — добавляет он.

На мировом рынке вспомогательных ветровых двигателей Norsepower оказалась единственным стартапом, поставляющим роторные решения.

«Наши конкуренты находятся на стадии НИОКРов», — подтверждает Туомас Риски.

Другие технологии, например, воздушная смазка компании Mitsubishi, специальные покрытия для кораблей Jotun или трубы Mevis, уступают финскому конкуренту в эффективности и могут служить дополнительным решением к роторным парусам.

«Использование ветра в снижении потребления топлива станет следующим шагом для отрасли морского транспорта, которая стремится оставаться экономически эффективной и соответствовать экологическим нормам, — считает Туомас Риски. — Мы бы хотели видеть больше ветровых движителей на разных типах судов. Это ускорит рост рынка».

Автор: Ольга Гриневич

Фото представлены Norsepower

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья