ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии, Финансы

Финтех-2020: От эволюции к революции

Семён Теняев

Семён Теняев

Глава группы ВБЦ, основатель деловой соцсети TenChat

2020 год для финтеха, как и для многих других отраслей бизнеса, да и нашей жизни в целом, запомнится переходом от эволюционного к революционному пути развития. «До ковида» финтех развивался достаточно неспешно, с проверкой гипотез, тестированием каждой новой фичи, долгосрочным планированием и подведением ежеквартальных и ежегодных итогов.

Но экстраординарные времена требуют экстраординарных решений, быстрых подходов, а риск становится более чем оправдан. Пандемия оказала на развитие финтех-технологий такое же влияние, как войны — на развитие медицины. Как говорится, «некогда объяснять»… Итоги 2020 года для отрасли в основном подтверждают правоту тех, кто не терял времени на объяснения и рискнул.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что и после окончания пандемии мы не откажемся от технологий, так революционно ворвавшихся в нашу жизнь. Это касается большинства финтех-решений: от бытовых, таких как повсеместные электронные платежи, QR-коды для всего, онлайн-чаевые официанту и т.п. , до таких сложных продуктов, как электронные банковские гарантии и онлайн-кредиты, которыми занимается наш сервис.

В этом году финтех драйвили два основных направления.

  1. Сервисы, которые нацелены на клиента: упрощают функционал, улучшают коммуникацию, взаимодействие с клиентом.
  2. Сервисы, которые оптимизируют внутренние бизнес-процессы кредитных организаций: начиная от скоринг-решений, заканчивая различными CRM-системами, искусcтвенным интеллектом, блокчейном и т.д. 

В первой категории выстрелило все, что максимально заточено под онлайн. То, что раньше было из области фантастики и «когда-нибудь потом», вышло на первый план. А переходные «полурешения», еще включающие в себя элементы офлайновых коммуникаций, отошли на второй план. То есть приоритезация резко поменялась.

Во второй категории в 2020 году настал звездный час для облачных решений, готовых к интеграции «под ключ». В частности, банки наконец пришли к пониманию, что разрабатывать и создавать отдельные сервисы и интеграции силами собственной разработки — не всегда панацея. Технологии развиваются настолько быстро, что умение работать в облаке и готовность к интеграции сторонних решений и продуктов становятся ключевыми преимуществами ИТ-инфраструктуры. А классические «тяжелые» решения, например банк-клиенты, требующие разворачивания, сложной разработки для интеграции в существующие бизнес-процессы банка, резко потеряли свои позиции и затормозились в развитии.

API-центричность, микросервисная архитектура, гибкость, готовность к быстрой интеграции, мультифункциональность, кроссплатформенность — тренды в финтехе-2021.

Если от технологий финтеха перейти к моделям бизнеса, в которых они используются, то и здесь, конечно же, мы видим серьезное влияние пандемии. Потребитель окончательно ушел в онлайн, кто-то по своей воле, кого-то туда загнала самоизоляция, но это уже необратимо. И при этом в своей «офлайновой» жизни он уже привык к возможности выбора. Мы выбираем продукты, мебель, одежду не в монобрендовых магазинах, а в мультибрендовых супермаркетах. Так и в онлайне потребитель хочет иметь возможность прицениться, сравнить и принять решение. Поэтому мы видим нарастающий тренд на развитие экосистем и маркетплейсов для всего что угодно: от сложных банковских продуктов до электроинструментов.

В нашей области — на рынке финансовых маркетплейсов — мы отмечаем серьезные изменения в подходах к лидогенерации, то есть модели, по которой мы зарабатываем. Потребители банально устали от навязчивого маркетинга. Бесконечная реклама: медийка, контекст, рассылки… Каналы «традиционной» лидогенерации работают все хуже.

Сейчас на рынке активно растет спрос на так называемые «лиды плюс», которые поставляют профессиональные игроки рынка: агрегаторы и маркетплейсы. Лид+ отличается от обычного лида тем, что клиент передается в банк, уже пройдя предскоринг по основным параметрам. То есть его качество значительно выше. Поэтому трафик перетекает к «профессиональным» игрокам рынка лидогенерации. Для физлиц это «Банки.ру», «Сравни.ру» и другие агрегаторы, для юрлиц — маркетплейс ВБЦ. По сути, мы уже не занимаемся простой лидогенерацией, у каждого есть свои модели скоринга. Заинтересованность кредитных организаций в обычных лидах будет снижаться и дальше. Из этого канала в банки попадает слишком много «шлака», на обработку которого теряется ценное время. Модель сотрудничества с такими «холодными» лидогенераторами будет становиться все менее эффективной.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья