ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Стартапы

Фонд, инвестирующий в контент

Фонд развития онлайн-образования (ООО «ФРОО») как самостоятельная организация существует с 2017 года. За это время команда создала и запустила 102 курса и образовательные программы при участии 26 партнеров и 120 экспертов, а обучение прошли более 377 тысяч человек. Среди партнеров и соавторов ФРОО такие компании, как «Яндекс», Mail.ru Group, e-Legion, «Тинькофф Банк», «СберТех», «ВкусВилл», «Мосигра» и многие другие. Среди вузов — МФТИ, ТГУ, РУДН, МГПУ, ТюмГУ, ТПУ. Знакомимся с основателем фонда Тарасом Пустовым, с тем, как создавался его бизнес, и ключевыми моментами российского EdTech.

За 16 лет до ФРОО

Будущий основатель ФРОО Тарас Пустовой родился в маленьком шахтерском городе Снежное Донецкой области; удаленное образование для него было окном в мир математики и физики. В то время методички высылались по почте, ответы на них приходилось отправлять тем же путем и ждать проверки в течение месяца. У Тараса появились мысли о том, как процесс можно улучшить, но тогда интернет только начинал проникать в нашу страну. Онлайн-образованием Тарас занимался с 2001 года. Во время обучения в Открытом математическом колледже, аналоге Заочной физико-технической школы в Донецке, он начал разрабатывать адаптивные системы тестирования для школьников. Следил за проектами открытого образования, которые запускал MIT. В 2004 году он переехал в Москву и поступил на физтех, занимался какое-то время клеточной нейрофизиологией, но тема онлайн- и открытого образования не давала покоя. На третьем курсе Тарас с группой единомышленников начал снимать видео, чтобы сохранить лекции преподавателей-легенд физтеха для будущих поколений.

Это увлечение выросло в отдельный проект — «Видеолекции Физтеха», за который команда в 2016 году получила «Премию Рунета». Сейчас проект выложен в открытом доступе, а архивы размещены на сайте МФТИ.

Coursera, «Открытое образование» и первый OPM-провайдер в России

В теме онлайн-курсов команда, сформировавшаяся в МФТИ в рамках сначала Лаборатории, затем Центра инновационных образовательных технологий, двигалась постепенно. Когда нужно было снимать курсы — снимали их, когда нужно было делать платформы — создавали. На физтехе команда во главе с Тарасом запустила первый российский онлайн-курс на платформе Coursera и первую онлайн-магистратуру. Coursera — одна из крупнейших международных образовательных платформ, на которой сегодня обучается примерно 71 млн слушателей. Ее создание было прорывом, который показал, насколько доступным может быть онлайн-обучение и как оно востребовано. Поработав с Coursera, Пустовой понял, что ему хотелось бы найти точку приложения усилий, при которой эффект от них был бы наибольшим и мог расти нелинейно. В итоге идея ФРОО зародилась в рамках другого большого проекта, в котором Тарас принимал участие.

Это национальная платформа «Открытое образование», начало которой было положено еще в конце 2014 года как «российский ответ Coursera». Идея была достаточно понятной: на волне успеха международной платформы по запуску массовых открытых онлайн-курсов, с одной стороны, и угрозы санкций и ограничения доступа к онлайн-контенту (для Крыма, например), с другой стороны, всем стало очевидно: пора создавать нечто подобное, но свое. То есть время было выбрано совершенно верно, поэтому инициатива 8 ведущих вузов (МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО) нашла отклик в Министерстве образования. Пустовой тогда был директором Центра инновационных образовательных технологий МФТИ. После пары встреч сначала с замминистрами, потом и с министром образования Дмитрием Викторовичем Ливановым они вместе с коллегами поняли, что платформе быть! В апреле 2015 года юрлицо для платформы было создано, а в сентябре 2015-го на платформе начали обучаться первые студенты. Функционал «Открытого образования» позволяет студентам учиться на образовательных продуктах, созданных ведущими вузами страны, и зачитывать результаты в собственных учебных заведениях. Не так давно количество пользователей прошло отметку 1,5 млн человек; проект продолжает расти.

Один из вопросов, который часто поднимался во время совещаний в Министерстве образования: откуда возьмется контент? Проект «Национальной платформы открытого образования» был уникален в том, что деньги вузам на создание контента для платформы не выделялись. А чтобы системно вкладываться в создание наполнения для курсов, нужна стратегия возврата инвестиций. На платформе было два таких механизма: прохождение курсов в подтвержденном режиме с использованием прокторинга (за который нужно было платить отдельно) и использование курсов в сетевых программах между университетами. Но стало понятно: чтобы вузам набрать скорость, нужен внешний элемент, который мог бы действовать быстро, проактивно, иметь возможность ошибаться и брать на себя часть рисков.

Так появилась идея Фонда развития онлайн-образования как коммерческого игрока, который бы создавал качественный контент вместе с вузами и технологическими компаниями, помогая за счет своей экспертизы сделать его востребованным и разделяя риски с партнерами через соинвестиции в создание контента. Как инвестиционный фонд, но который вкладывался бы не в стартапы, а в онлайн-программы: понимая при этом, что далеко не каждая программа из портфеля может даже окупиться. Компаний с таким предложением в то время на рынке не было. Тарас, увидев новую нишу, решил запустить проект со своей командой.

Уже намного позже, в 2019 году, на международной конференции Coursera Пустовой узнал (из статьи Holoniq), что компании такого вида, как ФРОО, в мире уже существуют какое-то время и называются OPM-провайдерами (OPM — online program management). Это рынок с миллиардной капитализацией и несколькими крупными игроками. Летом 2020 года по результатам исследования Holoniq ФРОО попал в список 100 влиятельных компаний EdTech.

Трудности привлечения инвестиций

Вопрос с инвестициями остро встал в конце 2016 года, команде стало тесно внутри физтеха — нарастающая скорость развития онлайн-образования требовала все большей скорости принятия решений и большого количества привлекаемых средств. Стало понятно: нужно выходить во «внешний мир», находить инвестиции и начинать играть по-крупному. Первые шаги команда сделала за собственные накопления, но без масштабных инвестиций дальше в создании контента было не обойтись.

Не обошлось и без приключений. Поиск инвесторов в ближнем круге достаточно быстро принес плоды. Был подписан инвестиционный договор, весной 2017 года зарегистрировано юрлицо, тогда же было запущено производство контента на полную мощность. Прошел месяц — денег все еще не было. Когда прошел другой месяц, и компания стала погружаться в долги, стало ясно, что дальше обещаний дело никуда не двинется и денежных средств не будет. В начале лета 2017 года Пустовой начал новые поиски, в этот раз ведя себя более осмотрительно, стараясь сохранить команду и проект в режиме жесткой экономии. Уже осенью была достигнута договоренность об инвестициях с международным инвестиционным холдингом Prytech, который в то время только начинал свою деятельность в России и искал первый пул проектов. Привлекли первые 40 млн рублей и запустили работу на полную мощность.

Раскрываем карты

Суть бизнеса ФРОО заключается в следующем:

  • Компания находит технологического или образовательного партнера, у которого есть уникальные и востребованные компетенции.
  • Договаривается о модели взаимодействия (часто вклад в создание контента 50/50) и начинает создание или упаковку онлайн-программ. ФРОО оказывает методическую, организационную и технологическую поддержку, а партнер отвечает за содержание и качество проработки контента.
  • Проводит тестирование контента, размещает его на российских или международных образовательных платформах и зарабатывает в формате revenue sharing. Конкретные условия разделения прибыли зависят от партнера, вида онлайн-программ, тематики образовательного курса.

Тарас Пустовой говорит, что ФРОО первым начал работать в полноценной модели ОРМ в России. Уникальность была в том, что компания готова брать на себя риски и вкладываться в совместное владение. А это было в новинку. Даже формат договоров (на совместное использование результата интеллектуальной деятельности — РИД) вызывал много вопросов и непониманий.

Зимой 2019 год ФРОО прошел программу акселерации в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ). Это было очень интересное и непростое время, настоящая шоковая терапия. Половина команды ФРОО акселерацию не пережила. Но стало понятнее, на чем нужно сосредоточиться в работе, а от чего отказаться. Это был серьезный урок, за который компания заплатила высокую цену.

В 2019 году ФРОО занял 32-е место в рейтинге EdTech компаний РБК с выручкой 74 млн рублей за 2018 год. В 2020 году ФРОО стал полноценным контент-партнером Coursera в России и единственным OPM-провайдером. Фондом было принято решение сосредоточить силы на помощи вузам и компаниям в выводе программ на международные и российские образовательные платформы.

Тенденции онлайн-образования 

Объем мирового рынка онлайн-образования в 2019 году составил $205 млрд, по оценке Global Market Insights. К 2023 году по прогнозам он достигнет $282,62 млрд. Среднегодовой темп прироста составит в ближайшие 5–7 лет 7–10%. Размер глобального рынка OPM составляет более $3 млрд при более чем 60 OPM-игроков по всему миру. Растущее признание онлайн-обучения приводит к тому, что все больше университетов запускают онлайн-университеты. Ожидается, что к 2025 году объем рынка OPM достигнет $7,7 млрд. Прогнозы были сделаны еще до ситуации с пандемией и не учитывают специфику российского рынка, где потенциальными участниками являются технологические компании, IT и любой бизнес, обладающий компетенциями в той или иной сфере, чья тема имеет высокий потенциал в передаче знаний. Ситуация в мире в 2020 году позволила edtech-рынку сделать огромный рывок. Но и российский сегмент OPM начинает пополняться новыми игроками, такими как Skillfactory.

Курс на новые горизонты 

Уже более 35 млн рублей компания вложила в создание платформенных решений полного цикла подготовки и использования онлайн-курсов. При этом сотрудничество с Фондом подразумевает не просто использование курса на готовой платформе (выложил — продаешь курсы), а цикл от поиска финансирования и создания до использования и распределения прибыли. ФРОО работает с 5 вузами-поставщиками контента и 26 партнерами. Кроме того, Фонд делает первые заходы на взаимодействие с вузами за пределами России — проблемы и задачи у них очень схожие.

Один из самых интересных проектов в последнее время, который ФРОО делает вместе с партнерами, — это система управления правами и роялти для онлайн-курсов. Зачастую при их создании используются достаточно сложные схемы лицензирования контента, вовлечения авторов и других задач. Когда этих курсов 100+ и они используются в разных моделях (b2b, b2c, сетевые программы), очень легко запутаться в сотнях экселевских таблиц с расчетами. На Западе такие системы существуют у крупных OPM-игроков, а в России найти подходящие оказалось невозможно. Для музыки и видео они уже появились, а вот для образовательного контента и онлайн-курсов — пока нет. Особенно важными становятся системы такого учета при использовании контента в адаптивном обучении, когда программы собираются вручную под каждого ученика из разных кусочков. В этом случае без таких решений вообще не обойтись. Сейчас ФРОО ведет пилот подобной системы у себя и в закрытом круге партнеров, а в конце года предоставит возможность использовать ее всем желающим.

Автор: Екатерина Воронкова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья