ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Интервью, Стартапы

Ошибка начинающих — недостаточная вера в продукт

В первом квартале 2020 года зарубежные инвестиции в Россию уменьшились в 50 раз (по сравнению с этим же периодом прошлого года), а экспорт газа и нефти сократился на четверть. Поэтому все надежды российские предприниматели могут возлагать лишь на отечественных инвесторов. Управляющие партнеры фонда «Месторождение» Виталий Акимов и Андрей Торбичев рассказали «Инвест-Форсайту» о том, как их компания работает во время кризиса и есть ли шансы у стартаперов получить инвестиции.

Поставили инновации на паузу

— Выгодно ли в 2020 году инвестировать в новые стартапы или появились варианты для более выгодных инвестиций?

Андрей Торбичев: Зависит от того, какие это стартапы. Мы с вами знаем печальную статистику: 9 из 10 стартапов проваливаются. В то же время те, кто находит product-market fit (продукт, соответствующий рынку), привлекают свою категорию пользователей или даже находят возможность для быстрого роста, приносят инвесторам хорошие деньги. Такое положение вещей имело место и пять лет назад, и сейчас, независимо от пандемии коронавируса. А вопрос «выгодно ли инвестировать в стартапы?» идентичен «выгодно ли ходить в казино?» Во всяком случае, ответ будет одинаков: выигрывают единицы.

— Как, по вашему мнению, пандемия коронавируса повлияла на рынок? 

Андрей Торбичев: Думаю, еще непонятно, как повлияла, так как она еще не закончилась. Скорее всего, ее влияние на рынок, в частности венчурный, будет понятно к осени. Сейчас мы находимся в конце первой фазы турбулентности: только-только начинаем привыкать к онлайн-образованию, работе из дома, онлайн-скаутингу стартапов. Такие глобальные трансформации заставляют людей чувствовать состояние неопределенности, которое притормаживает все действия. Инвесторы в массе своей тоже не исключение. Многие венчурные фонды или компании, у которых были корпоративные фонды, временно приостановили свою деятельность. Как сказал нам один из топ-менеджеров крупной российской сети:

«Мы поставили инновации на паузу». 

Люди выжидают, и многие стартапы не могут получить должного финансирования. С другой стороны, какая-то часть инвесторов, как и в любой кризисной ситуации, увидела для себя возможность. Мы в их числе. Нам кажется, сейчас можно стать партнёрами очень интересных компаний. Допустим, есть компании, которые до пандемии не рассматривали венчурные фонды как партнеров и развивались своими силами. Сейчас, когда их бизнес пострадал, они посчитали, что готовы вести переговоры по инвестициям. Кроме того, стартаперы переосмыслили свою оценочную стоимость. Стартапы, которые на протяжении пяти лет были убыточными в России, оценивали свои силы в 5 млрд рублей, и это не вызывало шока. Сейчас средний чек раунда стал в разы меньше.

Российский рынок находится в своеобразном «вакууме»

— На сайте компании написано, что вашей долгосрочной задачей является создание предпринимательской «экосистемы». Что включает такая работа?

Андрей Торбичев: Мы хотим, чтобы с нашей помощью или при нашей поддержке появилось 100 глобальных прорывных инноваций. То есть мы могли бы найти компании, которые выросли бы в «единорогов» и улучшали бы жизнь миллионов людей, причем не только в нашей стране. Мы понимаем, что в одиночку это не создашь, значит, нужно сообщество. Экосистема — это в первую очередь сообщество, в котором есть горизонтальные связи. Мы же создали «сообщество месторождений». Обычно такие системы долго не живут, но нам хочется построить сообщество, где люди бы объединялись не через нас, а сами. Инвесторы бы встречались с предпринимателями и совместно запускали бизнес.

— С компаниями из каких сфер вы работаете?

Андрей Торбичев: Мы работаем в разных сферах, но есть несколько специализаций, по которым у нас сильные эксперты. Это технологическое направление, ритейл («ВкусВилл», «Агама»), медицина, в частности медтех. Ещё, может быть, В2В-сервисы.

— Были сделки с зарубежными компаниями или только с российскими?

Андрей Торбичев: Мы сейчас только начали смотреть на зарубежные компании, в основном это Израиль. За рубежом рынок просто по-другому работает. Сложность в том, что наш российский рынок находится в своеобразном «вакууме» — что инвесторы, что стартапы, что эксперты. У нас рынок не такой большой, как в Китае. У нас если делают, то с упором на Россию, дальше перепрыгнуть тяжело.

— По вашему мнению, что нужно сделать, чтобы инвестиционный рынок в России изменился?

Андрей Торбичев: Менять законодательство. Пока интересы инвесторов и стартаперов не будут защищены, ничего глобально не изменится.

Интересные проекты инвесторы находят сами

— Как государство может привлечь иностранных инвесторов? И насколько это будет выгодно для нашей страны?

Андрей Торбичев: Вопрос скорее государственный. Мы все понимаем, что нужно сделать честные и прозрачные правила игры. Если ты можешь защищать свое дело, то правила игры понятны и устойчивы. У нас этого не хватает, что является основной проблемой.

— Как стартаперам найти венчурных инвесторов в России? Что для этого нужно сделать?

Андрей Торбичев: Есть много объединений и фондов, куда можно написать. Мне кажется, деньги найти несложно, особенно в России, если у тебя адекватный проект. Сейчас фонды, грубо говоря, плачут, что нет проектов, занимаются их поиском. Уверяю вас, интересные проекты инвесторы находят сами по статьям или написанным постам, таких стартапов правда недостаток. Акселераторы нужны для того, чтобы скаутить проекты.

— Почему известных и интересных проектов мало? У нас недостаток знаний, рабочих рук, чтобы делать крутые продукты?

Андрей Торбичев: Сложный вопрос. Почему в нашей стране много ИП, юрлиц, но мало предпринимателей? Инновационных идей действительно много, а вот людей, которые приходят с первыми продажами, с видением рынка — таких мало, их проекты сразу выделяются. Это моё субъективное мнение, что так сказывается наше историческое прошлое.

Советую инвесторам проявлять поменьше снобизма

— Какие ошибки совершают стартаперы при работе с деньгами инвесторов?

Виталий Акимов: Все начинают искать деньги, потому что было бы «прикольно».

Андрей Торбичев: Самая часто запрашиваемая сумма — миллион долларов, потому что красиво звучит. Звучит смешно, но из этого получаются печальные ошибки. Многие считают, что маркетинг — это когда продукт не продается сам, но если вложить кучу денег, то можно заставить потребителей купить. Это неправильно. Также вторая проблема в презентации. Люди часто говорят о будущем и мало говорят о прошлом. Будущее оценить невозможно, а прошлое оценить легко. Ещё есть такая ошибка у начинающих — недостаточная вера в свой продукт. Если человек верит, то это восхищает и подкупает. Деньги дают не проектам, деньги дают людям.

— Должен ли инвестор вмешиваться в работу стартапа?

Андрей Торбичев: Всё зависит от ситуации. Если основателям это нужно, должен ли? Хороший вопрос, но у меня на него ответа нет. Но если логически подумать, стартап — это объединение идей стартапера и финансов инвестора, поэтому все зависит от того, как договорятся.

— Допускают ли инвесторы ошибки?

Виталий Акимов (смеется): Нет, они идеальны, следующий вопрос.

Андрей Торбичев: Да, допускают, конечно. Хотя это скорее осознанные риски.

— Какие советы вы бы дали стартапам, которые ищут деньги?

Виталий Акимов: Сформулировать запросы о внешней экспертизе. Круто, когда стартаперы ищут деньги и у них есть ориентация на внешнюю экспертизу.

— А советы инвесторам?

Виталий Акимов: Вершитель судеб — это не круто. Не было таких примеров, когда, допустим, Марку Цукербергу отказали. Мы как в Силиконовой долине, где всё вынужденно и мило. Все стараются казаться полезными и добрыми. Поэтому советую инвесторам проявлять поменьше снобизма и строить со стартаперами отношения на равных.

Беседовала Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья