ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Интервью

Галина Хованская: Важны права граждан или интересы застройщиков?

Одно время жилищно-коммунальную отрасль активно склоняли как «черную дыру»; как, например, и сельское хозяйство, настолько был непритязателен инвестиционный ее имидж, который во многом проистекал из всем известного образа советского сантехника. Времена меняются: ныне ЖКХ — один из центров притяжения не только креативных технологических решений, но и, по сути, самих денег. О том, как балансировать между модернизацией жилищно-коммунальных систем и защитой интересов тех, для кого они, собственно, предназначены, в интервью «Инвест-Форсайту» рассказала депутат Госдумы РФ нескольких созывов, председатель думского комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. 

Председатель комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. Александр Натрускин
Председатель комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. Александр Натрускин

Развитие территорий, да не тех?

Какие наиболее важные, на ваш взгляд, законопроекты или решения по жилищно-коммунальной тематике, принятые за последнее время (либо находящиеся в процессе разработки), вы бы отметили как глава профильного комитета нижней палаты? 

— Отмечу сразу: ряд принятых законов именно по ЖКХ не является, с моей точки зрения, позитивным для подавляющего числа российских избирателей. Например, закон о комплексном развитии территорий — непосредственно те коллеги, которые его же продвигали, сами признавались неоднократно: он сырой. Но он наглядно проиллюстрировал реальное содержание той самой реновации по-российски, о которой вы наверняка знаете. Был отклонен мой законопроект, который учитывал жилищные права людей (представленный как альтернативный). В результате прошел вариант, который, без всякого сомнения, придется по нраву застройщикам. А они настроены, судя по всему, даже в нынешних сложных пандемийных условиях сохранить свои показатели по прибыли. Однако он будет противоречить интересам граждан, когда их начнут переселять.

Самое страшное — идет изъятие не только аварийного жилья (что в принципе логично и правильно), но жилья, которое таковым не признано. То есть невооруженным глазом просматривается, что вполне еще пригодные строения сильно мешают осуществлению «комплексного развития территорий»; очевидно, такого рода законы в буквальном смысле расчищают дорогу от дачных домиков для возведения на освобождаемых площадях многоэтажных высотных объектов.

В принятом законе не решаются нужды очередников на получение жилья. Регионы на данный момент не справляются с этой проблемой. И не справятся с ней в ближайшее время — без федеральной помощи. К сожалению, не просматриваются пока перспективы полного отселения в приемлемое по меркам ХХI века жилье у ютящихся в коммунальных квартирах. Если споры по реновации доходят до суда, какая, как вы думаете, одна из частых здесь коллизий, в которые человек попадает явно не по своей воле?

— Квартира опечатана… 

— В жизни бывает еще радикальней: человек может уехать на лечение или в долгосрочную командировку, вернуться к любимому домику, а домика-то нет! На его месте пустая земля, да и та у него уже изъята. Понятно, подобные ситуации нам, членам думского комитета по ЖКХ, крайне не нравятся, поэтому мы будем продолжать отстаивать интересы избирателей и просто соображения здравого смысла. Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин предложил создать рабочую группу. Одной из ключевых мер, которую должны предпринять депутаты, я считаю, должно стать противодействие всевозможным попыткам уменьшить компенсации гражданам при изъятии у них их собственности — объектов недвижимости. Чтобы не получалось, проще говоря, переселения за счет самих граждан.

У Минфина — «собственная гордость»

— Хотел бы уточнить по теме коронавируса: какие еще оперативные инициативы, обусловленные пандемией и связанные с ЖКХ, появились в нижней палате за последний год?

— Мы обращались в правительство РФ с тем, чтобы гражданам не надо было делать перерасчет субсидий по оплате услуг ЖКХ. Надо отдать должное Михаилу Мишустину: предложение было услышано. Норма в настоящее время работает (речь идет о субсидиях по оплате жилищно-коммунальных услуг семьям с низкими доходами). Сама субсидия — разная по регионам. В Москве она высчитывается таким образом, чтобы размер субсидии соответствовал тому, чтобы оплата платежки в суммарном значении не изымала свыше 10% от семейного бюджета. Мне, честно говоря, пришлось еще в прошлые годы работы немало сил приложить для такого решения.

Инициатива, чтобы аналогичным образом норма распространилась на остальные регионы, пока не прошла. Причем практически все в Госдуме были согласны с данным предложением; лидер фракции «Справедливой России» в ГД Сергей Миронов, по моим сведениям, разговаривал по этому поводу с Владимиром Путиным. Задавала вопрос президенту и я минувшим летом на онлайн-встрече с членами рабочей группы по поправкам в конституцию. На встрече констатировалось, что, с одной стороны, удалось провести в основной закон поправку, что гарантируется адресная социальная помощь, в первую очередь в вопросах оплаты услуг за ЖКХ. Ни для кого не секрет, что пенсионер в российской провинции иной раз платит в зимний отопительный сезон до четверти пенсии за жилье. Важно понимать: к справедливости не имеет никакого отношения метод «раздать всем сестрам по серьгам» — понятно, есть в России люди состоятельные и просто обеспеченные, которые отнюдь не нуждаются в таком виде опеки со стороны государства. Оптимальная величина адресной помощи, по общему мнению депутатов, в пределах 15% (по схеме той же субсидии по ЖКХ-услугам). Но не более. Я Путину прямо сказала, что по поводу этой цифры уже возник, и достаточно быстро, своего рода уникальный консенсус между представителями разных политических сил. Картину портит одно «упертое» ведомство, которому и 15% зафиксировать жалко.

— Думаю, участники встречи недолго вычисляли это министерство…

— Конечно, Минфин! Как бы то ни было, у меня лично есть уверенность: все же удастся провести наши предложения, не только потому что президент их фактически одобрил. Собственно, в протоколе по итогам совещания обозначены пункт о поручении председателю правительства и срок выполнения. Пока же довольствуемся тем, что имеем, — вот вам лишний раз наглядный пример: в России пока до первого лица в стране не дойдешь, должного результата ни в чем не добьешься…

Плюсы от автоматизации ЖКХ должен почувствовать обычный потребитель

— Чуть более года назад был презентован проект управления спросом на электроэнергию (Demand Response), разработчиком которого является инфраструктурный центр «Энерджинет» (проект осуществляется в рамках объявленных президентом РФ в 2014 году стратегических направлений развития технологического лидерства страны). Как вы оцениваете инновационную активность в ЖКХ? 

— Мне известна эта прогрессивная технология, прекрасно апробированная и уже во многом реализованная в развитых странах. Там, где новшество было внедрено в эксплуатацию, потребители вздохнули с облегчением — ощутили уход от переплат за фактически непотреблённые киловатты. Примечательно, что система, будучи исключительно рыночным изобретением, в конечном счете выгодна больше самим потребителям электроэнергии, нежели поставщикам, так как может снижать (и существенно!) цены на электроэнергию на оптовом рынке, а следовательно, и на розничном. Важный компонент ее действия — гибкая вариация тарифов, основанная на дифференциации по времени (зонам) суток и в зависимости от объема потребления.

Строго говоря, этот сектор относится к компетенции коллег из думского комитета по энергетике. Мое же законодательное поле — прежде всего регулирование вопросов водоснабжения и водоотведения; их я, честно вам скажу, стараюсь не отдавать никому. (С улыбкой) Вот такое у меня ревностное отношение — как депутата с почти тридцатилетним стажем. Если сейчас по-дилетантски подойти еще и к вопросам с водообеспечением населения, в дальнейшем разговор о какой-то гигиене потеряет всякий смысл. Сейчас зима, она «естественным» образом заретушевывает многолетние болячки и с качеством самой воды, и с очистными сооружениями. По моим данным, в Крыму, например, очень и очень непростое положение с питьевой водой. Надо сказать, почти вся система водообеспечения полуострова вернулась в состав России просто в жутком состоянии.

Но иногда я, конечно, как эксперт комментирую и вопросы электроснабжения. А также в качестве законодателя пытаюсь их в меру своих возможностей решать. Подчас и по причине пассивности некоторых товарищей, профильных специалистов. Последнее полугодие тема внедрения инноваций (в том числе в сфере ЖКХ) не так громко звучит, по объективной причине: как видим, уменьшились финансовые потоки в связи с пандемией. Ведь даже бюджет Москвы впервые (!) за многие годы потерял свое, казалось бы, неизменное качество профицита. Но, по большому счету, я как математик по первому образованию и начальному периоду работы эту тему — новейших научно-технических разработок — люблю и стараюсь поощрять все, как говорится, движения в этом направлении. Автоматизация технологических систем ЖКХ должна, по моему убеждению, касаться не только учета потребленных ресурсов и адекватной оплаты за них, но и такого неоспоримого аспекта, как безопасность потребления. Взрывы бытового газа у нас ежегодно уносят десятки человеческих жизней, а в некоторые годы и больше. Несчастные случаи вполне можно предотвратить, если в квартирах устанавливать автоматизированные устройства, которые при малейшей утечке газа блокировали бы его подачу и мгновенно отправляли на пульт централизованной подачи газа сигнал о ЧП.

— Даже не сомневаюсь, что вы озвучивали эту идею в еще одном несговорчивом — как тот же Минфин — ведомстве, отвечающем за строительство. Какая последовала реакция?

— «Идея хорошая, идея красивая, Галина Петровна, но денег нет, вы же знаете, денег нет!» Вот такое, в не очень отличающихся друг от друга вариациях, приходится все время выслушивать. Притом оборудование соответствующее имеется, оно давно разработано и выпускается как нашими производителями, так и зарубежными; но монтируют его на сегодня преимущественно в домах категории бизнес-класса. Я еще предлагала (меня в этом поддерживал предыдущий состав Минстроя РФ) малоимущим в рамках программ капитального ремонта менять газовые плиты, нормативный срок эксплуатации которых в 90% случае истек давно, на плиты с автоматическим отключением. Сколько бы жизней мы таким образом смогли уберечь! Но мы же постоянно видим эту картинку: приходит из Горгаза человек в робе и не устает говорит заученное: «Бабка! Тебе надо плиту менять!» А у бабки, тем более если она живет за сто и больше километров от Москвы, до пенсии порой остается на батон хлеба и пакет молока.

Принцип «общего котла» неэффективен не только в капремонте 

— Более 15 лет минуло с принятия нового Жилищного кодекса. Каковы итоги, хотя бы предварительные, его действия?

— На многие дефекты документа 2005 года я не раз публично указывала. Последним наиболее представительным мероприятием, на котором я, как и другие законодатели и эксперты оценивали, как он повлиял на нашу жизнь, стала научно-практическая конференция «Жилищный кодекс Российской Федерации: правоприменительная практика, законодательные перспективы». Прошла она в Колонном зале Дома Союзов в феврале 2020 года. Состав участников говорит сам за себя: от судей Верховного суда до депутатов, министров, делегаты от регионов и общественных объединений. Понимаете, у меня как у депутата, много лет занимающегося жилищно-коммунальной проблематикой, был разработан альтернативный проект. Я уверена, мой вариант (а его положения и установки разделяют многие парламентарии из всех фракций и специалисты из профильных ведомств) до сих пор, за полтора десятилетия, не устарел. Когда принимали правительственную редакцию кодекса (по которому мы и сейчас живем), я смогла внести в него ряд поправок. И за них мне не стыдно.

— Какие из ваших предложений не вошли в последнюю редакцию кодекса? 

— По снижению доли расходов семей с низким уровнем дохода мы предлагали зафиксировать 15% компенсации; как видите, не удалось. Также я считаю, что т.н. «общий котел» по сбору средств на капремонт в принципе не имеет права на существование; сейчас я пытаюсь добиться открытия спецсчетов для граждан, если они изъявляют желание ремонтировать конкретно тот дом, в котором они проживают, чтобы им была обеспечена гарантия сохранности вкладов на случай, если банк, в котором аккумулируются собранные деньги, обанкротился (причем данной меры по гарантии мы все-таки добились). Пока не удалось принять норму, чтобы людям разрешалось оформлять льготный кредит в том же банке, куда поступают накопления для капремонта.

Совсем недавно внесли инициативу (замечу, повторно) о том, чтобы в случае хотя бы небольшой задержки по времени общего собрания жильцов по повестке о проведении капитального ремонта они автоматически, в разрез с их намерениями, не попадали бы в этот пресловутый «общий котел». В таких случаях, конечно, надо разбираться по существу. Вплоть до защиты своих интересов в судебных инстанциях; мало ли какие обстоятельства могут появиться — летние отпуска, дачный сезон, праздники, болезни и другие моменты, не позволяющие собрать кворум жильцов.

Еще очень показательный момент — он не столь важен непосредственно для жителей, сколько ценен наблюдателям нашего парламентаризма как предмет для анализа. У нас в Думе часто берут на вооружение «прием»: ко второму чтению из другого комитета вдруг приходит законопроект, депутаты из этого комитета бесцеремонно вносят ряд поправок в Жилищный кодекс. Я — даже как председатель думского комитета по ЖКХ — после сделать ничего не могу. Разумеется, мы с коллегами внесли законопроект, который препятствует тому, чтобы таким образом вносить поправки в Жилищный кодекс. Подготовили и законопроект, отменяющий «повышающие коэффициенты». С опорой на наш документ будут обращения в Конституционный суд. Аргумент авторов исков не может не вызвать понимания: коррупционный механизм изначально заложен в самой идее коэффициентов, он рассчитан на незаконное обогащение ресурсоснабжающих структур. По сути, они бьют рублем жильцов за то, что те — зачастую в силу бедности, старости или инвалидности — не в состоянии собрать комиссию, чтоб разбираться со счетчиками в подъезде.

В развитие темы, кто и как должен вести учет потребления ресурсов, нашей группой была представлена еще инициатива (она отклонена, но мы все равно ее внесем повторно): производить это должна непосредственно управляющая компания (УК), отвечающая, как известно, по своему уставу за техническое обслуживание вверенного дома. Если в доме, например, старые трубы, в нем вообще опасно ставить счетчики; это рано или поздно приведет к заливу всех этажей и, очень вероятно, к возникновению замыкания и пожару. Тем более вся документация по оборудованию находится в УК. Чего стариков и инвалидов гонять, заставлять их доказывать: не могут они счетчик поставить? Как видите, вопросов в законодательном и практическом обеспечении сферы жилищно-коммунального хозяйства больше, чем ответов на них. Но я с коллегами — несмотря ни на что — оптимизма не теряю.

Беседовал Алексей Голяков

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья