ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Гибридный дозор

С каждым годом возрастает популярность беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и появляется все больше разновидностей их моделей. С помощью БПЛА доставляют продукты, наблюдают за работой различных объектов и погодными условиями, проводят аэрофотосъемку. Стартап Optiplane (портфельная компания группы SYGMA.Novosibirsk) разработал гибрид самолета и коптера — винтокрыл, предназначенный для различных промышленных задач. Сооснователь компании Кирилл Яковченко рассказал, в чем особенность аппаратов с гибридной аэродинамикой и как его компания пришла к этому изобретению.

Сооснователь компании «Оптиплейн Беспилотные Системы» Кирилл Яковченко и глава «Роснано» Анатолий Чубайс

Спасибо Amazon

Новосибирский инженер и предприниматель Кирилл Яковченко работает в высокотехнологичных отраслях более 25 лет. За это время он внедрил несколько национальных платежных систем, разработал десятки федеральных и региональных информационных систем по энергосбережению, занимался автоматизацией бизнес-процессов «Газпрома» и «Росатома», запустил один из первых в России стартапов по энергосервису. А в 2013 году он услышал, как глава компании Amazon Джефф Безос рассказывает о новом сервисе — доставке грузов на беспилотных летательных аппаратах (Amazon Prime Air), — и загорелся идеей создать собственное производство.

Как говорит сам Кирилл, эта мысль у него возникла «когда Безос… заявил, что в ближайшие годы Amazon Prime Air будет так же часто встречаться в небе, как фуры на автодорожных магистралях».

Кирилл захотел заняться выпуском уникальных аппаратов, а также в будущем построить дрономаты — объединенную систему станций автоматического приема и выдачи отправлений для БПЛА. В 2014 году Кирилл Яковченко занялся реализацией своей идеи. В первую очередь он изучил представленные на рынке модели беспилотных самолетов и коптеров и решил, что ни те, ни другие не подходят для перевозки грузов или ведения наблюдения: самолеты недостаточно маневренные, нуждаются в специальных взлетно-посадочных полосах и квалифицированных пилотах, а коптеры не могут далеко лететь в горизонтальном направлении. В результате Кирилл решил создать гибрид этих летательных аппаратов.

Путь наверх

Для помощи в разработке новых моделей Кирилл Яковченко собрал команду инженеров-энтузиастов. На свет появилась компания «Оптиплейн Беспилотные Системы». Теоретическое моделирование шло успешно, но у новой компании не хватало денег на реализацию. Изобретатели занялись изготовлением и продажей обычных коптеров и коммерческими облетами, однако заработанного все равно было мало, поэтому приходилось искать инвесторов. Разработчики представили свой проект экспертному совету новосибирского Технопарка «Академпарк».

Модели дронов-гибридов заинтересовали руководство «Академпарка», и молодая компания стала его резидентом. Ей были предоставлены льготы при аренде помещений для разработки аппаратов, высокотехнологичная база для строительства и проведения испытаний пилотных образцов и дополнительная реклама продукции. В дальнейшем разработку поддерживали медицинский технопарк и Сибирский НИИ авиации имени С. А. Чаплыгина.

В 2016 году Optiplane была включена в основной список проектов «Роснано», группы компаний «СИГМА.Новосибирск» и «Т-Нано». Благодаря финансированию ФИОП (Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано») вышла первая модель гибрида — Colibri-S1. Он мог пролетать до 20 км со скоростью больше 20 м/с, поднимать 1,5 кг и держаться в воздухе до получаса. Первые винтокрылы вышли в свет зимой 2017 года и сразу нашли свое применение в МЧС: при поиске людей, мониторинге паводков и пожаров.

Винтокрылы в дозоре

Сейчас Optiplane выпускает винтокрылы, по форме напоминающие самолеты, с тандемными крыльями и 3 винтами — на передних крыльях и хвосте. Эти аппараты работают на электрических батареях, в прошлом году экспериментально интегрированы с автоматической зарядной станцией: при необходимости могут залететь в станцию, зарядиться, вылететь и отправиться на нужный объект. Условно говоря, для старта их полета по маршруту просто нажимается одна кнопка. Во время полета все наблюдения записываются на карту памяти внутри аппарата. На одном заряде батарей винтокрылы летают до 45 минут.

Гибриды-беспилотники охотно закупают горнодобывающие компании для контроля работ на месторождениях, где добыча ведётся открытым способом — в условиях сложного рельефа сочетание дальности полёта и манёвренности гибридов особенно востребовано. Аппараты Optiplane также пользуются спросом среди фермеров, энергетиков, маркшейдеров, геодезистов. С помощью винтокрылов планируют и контролируют работы на карьерах и фермерских хозяйствах, определяют ложные срабатывания сигнализации при охране объектов (запускают аппарат для проверки объекта после сигнала тревоги). Обычная схема пользования винтокрылом: работающий с ним сотрудник организации может запустить винтокрыл с мобильного телефона, винтокрыл совершает полностью автоматический облет нужных площадей, а по его окончании сотруднику достаточно убрать летательный аппарат в багажник и переехать на новое место облета. Да, в отличие от самолётов, гибридный дрон можно перевозить в гражданском городском автомобиле. Регулярное обслуживание включает только смену аккумулятора. Сшивка материалов и формирование ортофотопланов осуществляется автоматически, в специализированном программном обеспечении.

Винтокрылы позволяют эффективно контролировать промышленную безопасность на участках, отсекать ложные вызовы вневедомственной охраны, помогать геофизикам и решать многие другие индустриальные задачи.

Ведутся испытания пилотных образцов полностью автоматических винтокрылов, которые в определенное время вылетают из своего мобильного гаража без участия человека. Также в них предусмотрено внедрение разрабатываемой системы автоматического распознавания изображений, позволяющей сравнивать полученные при каждом облете данные с предыдущими результатами. Такая система предназначена для контроля выработки в карьерах, ведения строительства, контроля за посевами и состоянием почвы — внедрение этой технологии ускорит процесс обработки и анализа результатов, а также снизит влияние человеческого фактора. Сегодня винтокрылы производятся партиями по 10–20 штук.

«В данный момент мы продолжаем масштабировать серийное производство и работаем над повышением технологичности. У нас есть несколько комплектаций: для маркшейдерии и геодезии, для топливно-энергетического комплекса, для агропромышленности и лесного хозяйства, для задач охраны объектов», — рассказывает Кирилл Яковченко.

Компания регулярно получает запросы из США, Канады, стран Европы, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Особый интерес проявляют компании из Индии.

«В скором времени мы обязательно начнём осваивать внешние рынки, когда будем в полной мере готовы обеспечить бесперебойность поставок и техническое обслуживание, чтобы ни в коем случае не подводить наших партнёров и обеспечить им всю необходимую поддержку с первых дней работы. По нашим планам, в 2020–2021 году у нас должны быть сформированы полноценные партнёрские отношения с дистрибьютором в одной или двух ключевых евразийских стран. Такие переговоры активно ведутся с прошлого года. Это процесс небыстрый, так как, помимо технических задач осуществления поддержки и обслуживания в другой стране, нам необходимо изучать местное законодательство и специфику рынка, чтобы сотрудничество с дистрибьютором было успешным. Но мы обязательно будем работать с зарубежными партнёрами, ведь интерес к нашим решениям там оказался существенно выше наших ожиданий», — так Кирилл комментирует планы по выходу на мировой рынок.

Основное производство — конструкторское бюро, испытательный полигон, сборочный цех — находится в Новосибирске. Детали изготавливаются в Троицке (Новая Москва).

Летучие курьеры

В планах у Кирилла Яковченко — увеличение выпуска винтокрылов и расширение их функциональности. Интерес к Amazon Prime Air не прошел даром: основатель КБ Optiplane намерен в дальнейшем выпускать дроны, доставляющие грузы, и уже предложил свои услуги Сбербанку. Переговоры прошли во время визита Германа Грефа в Технопарк Новосибирска, и председатель правления Сбербанка заинтересовался проектом. Согласно расчетам Сбербанка, для перевозки банковских контейнеров потребуются беспилотники грузоподъемностью не менее 10 кг и дальностью полета 150–300 км. Компания готова разработать и выпустить их в 2021 году при наличии массового спроса.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья