ENG
Перейти в Дзен
В мире

Гималайский монорельс достался Китаю

Сказать, что в столице Непала Катманду с транспортом плохо — это ничего не сказать. У туристов (в основном спортсменов-альпинистов), побывавших в этом городе, не хватает приличных слов, чтобы описать состояние его транспортной системы. Вместе с тем это мегаполис, насчитывающий 4 млн жителей, его агломерация охватывает всю долину Катманду, и город достаточно активно посещается туристами. В таких условиях власти столичного муниципалитета и местный бизнес решили исправить ситуацию и построить монорельс. Но недавно проект оказался под угрозой срыва, и тут появились вездесущие китайцы.

Почему-то авторы проекта выбрали маршрутом прокладки монорельса именно окружную дорогу долины Катманду, хотя, по логике вещей, по ней можно было бы пустить скоростной автобус, а монорельс пустить радиально над загруженным центром города. Но они выбрали то, что легче и дешевле в плане проектирования и размещения опор. Власти города спохватились только тогда, когда экологические проблемы непальской столицы из-за хаотического движения транспорта стали уже невыносимыми. Так, например, улицы Катманду в последнее время оказались запруженными моторикшами, выполняющими функцию маршруток. В кузов моторикши умещается примерно 10 человек, но некоторые едут, уцепившись за кузов снаружи. Европейцу поместиться там зачастую бывает очень сложно из-за слишком высокого роста. Сигналом водителю для остановки служит удар кулаком по потолку. В микроавтобусы набивается больше людей, но от этого их вклад в загрязнение города не становится меньше. Автобусы ходят редко, маршрутов их чрезвычайно мало для четырехмиллионного города, остановок тоже. На непальских автобусах даже не написаны номера маршрутов: кондуктор их выкрикивает по ходу движения. Просто значительная часть непальцев неграмотны, поэтому что-либо писать на автобусах бесполезно. Самый экологичный вид транспорта — велорикша, но они катают в основном туристов по центру города. Вообще, дорожное движение в Катманду хаотичное, светофоров мало, правила дорожного движения почти не соблюдают.

В Катманду сейчас одно из самых сильных загрязнений воздуха среди мировых мегаполисов. Что касается экологичных видов транспорта, попытка создать его уже была еще в 70-х, когда при помощи Китая была запущена линия троллейбуса между центром Катманду и пригородами. Очень скоро линия была сокращена только до 5 километров, проходящих в пределах Катманду. Сейчас троллейбусы не работают. Поскольку улицы в центре запружены автомобилями, городское правительство вынуждено изыскивать способы решения проблемы, несмотря на нищету бюджета. Среди предложенных решений — новый автононнель, технико-экономическое обоснование проекта сейчас готовят иностранные специалисты. Строительство начнется в 2019 году. В дальнейшем планируется построить еще пять таких тоннелей.

Что касается монорельса, в начале 2018 года подготовка детального отчета о проекте была отложена из-за разногласий между Инвестиционным советом Непала и «Монорельсовой компании Катманду» по нескольким положениям меморандума о проекте. Проект меморандума, подготовленный Инвестиционным советом Непала, предусматривает, что «Монорельсовая компания Катманду» должна иметь депозит в размере 100 млн непальских рупий (примерно $890 тыс.) как гарантию реализации проекта. Однако «Монорельсовая компания Катманду» говорила, что это увеличит смету проекта. Вместе с тем, как заявил пресс-секретарь Инвестиционного совета Непала Уттам Бхакта Вагле, финансовая гарантия для любого проекта необходима, чтобы убедиться в своевременности его реализации.

В декабре 2016 года «Монорельсовая компания» заключила соглашение о совместном предприятии с компанией Powertek Sdn Bhd из Малайзии о строительстве монорельса вдоль окружной дороги долины Катманду. «Монорельсовая компания», согласно этому соглашению, имеет 70-процентную долю, остальное получали малайские партнеры. Протяженность линии монорельса должна составить 28,55 км.

По данным «Монорельсовой компании Катманду», строительство монорельса вдоль окружной дороги обойдется в сумму от двух до трех миллиардов рупий за километр. Монорельс будет располагаться на высоте выше 14 футов над уровнем земли и будет способен транспортировать до 150 тыс. пассажиров в день. Строительство монорельса в Катманду необходимо, чтобы разгрузить дорожное движение в городе. Поскольку проект будет задействовать электрическую тягу, он будет экологически чистым. Согласно меморандуму, девелопер должен будет передать проект городу после 35 лет коммерческой эксплуатации. Из-за недостатка координации между двумя государственными учреждениями правительству придется нести дополнительные расходы на строительство монорельса. Первоначально «Монорельсовая компания Катманду» направила детальное исследование Инвестиционному совету Непала: по состоянию на 15 мая этого года монорельс должен обойтись в 80 млрд непальских рупий (более $700 млн). Однако одна из организаций, задействованных в проекте, China Railway Construction Corporation (CRCC), по заказу муниципалитета выполнила альтернативное исследование: оценила проект в 116 млрд непальских рупий (более $1 млрд). Китайцы включили в смету стоимость приобретения, что, разумеется, увеличило общую сумму.

По словам представителей компании, она готова строить проект, но ориентированные на получение комиссионных государственные лица проигнорировали отчет по плану строительства. Так или иначе, «Монорельсовая компания Катманду» предложила более низкую цену, но муниципалитет столицы отдал предпочтение китайскому проекту. Монорельсовая компания Катманду еще в середине года делала заявления о том, что намерена добиваться справедливости в Верховном Суде страны. В том числе ее не устраивает описанная выше ситуация с гарантийным депозитом в размере 100 млн рупий.

В свою очередь Инвестиционный совет Непала утверждает, что он вообще не знает о каком бы то ни было прогрессе в деле строительства монорельса, поскольку, по словам исполнительного директора этой организации Махи Прасада Адикари, совет не получил технико-экономического обоснования ни от CRCC, ни от Монорельсовой компании Катманду.

«Монорельсовая компания Катманду» и Инвестиционный совет Непала так и не подписали соглашения, что первоначально планировалось в мае 2018 года. Как уже было написано выше, камнем преткновения стала необходимость депонирования дополнительных 100 млн непальских рупий. В результате «Монорельсовая компания Катманду» 28 мая подала в иск Верховный суд одновременно на канцелярию премьер-министра Непала, Инвестиционный совет Непала и Совет министров Непала 28 мая. Судебный процесс начался, однако это не помешало муниципалитету Катманду заключить контракт с китайской компанией.

Таким образом пока крупнейший инфраструктурный проект Непала достался Китаю, хотя вопрос о том, будет ли он реализован, нельзя считать окончательно решенным.

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья