Рынок добровольного медицинского страхования нельзя назвать застывшим. На нем меняются и состав игроков, и технологии, и законодательные условия. Итак, какие же главные тренды можно наблюдать на российском рынке ДМС?
- Изменение игроков рынка.
Центральное событие в российском страховании на сегодняшний день — объединение страховой компании «ВТБ-Страхование» и СГ «СОГАЗ». 31 октября прошлого года произошло закрытие сделки. Объединённая компания будет занимать около 20% всего страхового рынка, а по ДМС доля составит практически 50%.
Что хорошо. Объединённая компания — это стабильный, надёжный, опосредованно связанный с государством страховщик.
Что плохо. Большая доля портфеля кэптивного бизнеса — «СОГАЗ» и «ВТБ-Страхование» — являются дочерними компаниями. Сделка ограничит конкуренцию на рынке.
- Телемедицина.
Телемедицина стала дополнительным сервисом к ДМС и неотъемлемой его частью. Закон о телемедицине вступил в силу 1 января 2018 года, с тех пор пациенты могут консультироваться с врачами удалённо. Рекомендую включить опцию телемедицины в программу ДМС, если опция не включена в стандартное покрытие программы, чтобы повысить качество медицинского обслуживания сотрудников.
Что хорошо. Телемедицина даёт пациентам возможность дистанционно консультироваться с врачом в самых дальних регионах России и за её пределами. При этом врач может постоянно наблюдать за здоровьем пациента, сохранять медицинские документы и вести историю болезни.
Что плохо. Сейчас сервис находится на стадии развития, поэтому пользователи пока не понимают, как он работает.
- Увеличение провайдеров сервиса психологической помощи сотрудникам.
За рубежом такой сервис называется Employee assistance programs (EAP), там он распространён достаточно широко. Услугу предоставляют около 85% работодателей США и Великобритании. В России тоже наблюдается тренд оказания психологической помощи сотрудникам — услугу предлагают не только международные компании, но и некоторые крупные российские фирмы и корпорации.
Что хорошо. Психологическая помощь даёт возможность выявить проблемы сотрудника и предотвратить более серьёзные нарушения его здоровья. Впоследствии это избавит компанию от сложностей с поиском нового сотрудника или приостановлением рабочих процессов.
Что плохо. Компании не готовы доверить личные проблемы сотрудников стороннему провайдеру, а сотрудники зачастую предвзято относятся к сервису, который заказывает и оплачивает работодатель
- Машинное обучение.
Некоторые страховые компании в России внедрили машинное обучение в процесс медицинской экспертизы и андеррайтинга крупных корпоративных клиентов. Системы на основе искусственного интеллекта позволяют с максимальной точностью определять тарифы для клиентов, оперативно подготовить коммерческое предложение. Ещё один плюс систем — они гораздо быстрее человека обрабатывают счета от клиник, что позволяет страховщикам оптимизировать и ускорять бизнес-процессы.
Что хорошо. Исключение человеческого фактора, точность выставленных счетов от клиник, значительное сокращение издержек обращения.
Что плохо. Потенциальные риски существуют для сотрудников страховых компаний — внедрение машинного обучения приведет к сокращению рабочих мест.
- Индивидуальная медицинская помощь.
В России постепенно появляются клиники персонализированной медицинской помощи. Персонализация в медицине — это сочетание методов профилактики, диагностики и лечения, в основе которых лежат индивидуальные особенности пациента и применение методов, которые доказали свою эффективность в мировой практике. Например, в нашей стране открываются клиники, чья специализация — услуга check-up: комплекс профилактических медосмотров, которые проверяют здоровье пациента. Можно считать это аналогом диспансеризации, только очень качественным.
Что хорошо. Включение клиник в пакеты ДМС позволяет быстрее и эффективнее находить решение проблем здоровья пациента. Это ускоряет и облегчает выздоровление, снижает конечные затраты.
Что плохо. Комплексные диагностические программы не оплачиваются стандартным полисом ДМС, и специализирующиеся на check-up клиники, как правило, страховые компании неохотно включают в программы.
- Франшиза.
Франшиза — частичная оплата медицинской услуги, получаемой по ДМС, сотрудником. Франшиза может применяться как на все поликлинические услуги, так и на отдельные услуги, например: физиотерапии, массажа, терапевтической стоматологии, чистка зубов Air Flow. Франшиза обычно составляет от 10% до 30%. Франшиза не применяется при госпитализации.
Что хорошо. Благодаря франшизе сотрудники относятся к ДМС более осознанно, рационально и ответственно. У компаний появляется возможность включать в базовый пакет более дорогостоящие клиники. Добавление франшизы в 10% позволяет сэкономить на контракте ДМС до 30%.
Что плохо. После добавления франшизы в договор сложно снова вернуться к бесфраншизной модели.
Привожу таблицу с результатами небольшого опроса по внедрению франшизы в ДМС. В опросе участвовало 50 специалистов по компенсациям и льготам.
Опрос: Внедрение франшизы в ДМС
Из опроса можно сделать вывод, что франшиза постепенно распространяется на рынке услуг ДМС, но пока специалисты применяют её не активно.
- Появление специализированных IT-сервисов по оказанию услуги «вызов врача на дом».
Традиционно страховые компании предоставляют услугу помощи на дому, привлекая врачей из поликлиник, где обслуживается застрахованный коллектив, но с появлением высокотехнологичных сервисов с более низкой ценой происходит переориентация по экономическим соображениям.
Что хорошо. Снижается стоимость договора ДМС.
Что плохо. Отсутствует полный цикл сопровождения пациента в ходе болезни. Из-за этого новый врач не может увидеть полную историю заболевания.
- Селф-фандинг.
Это новая технологичная, финансовая, альтернативная модель ДМС, при которой компания оплачивает только фактически оказанные услуги. То есть если сотрудник весь год не ходил к врачам, работодатель за него ничего не платит. При этом компания заранее переводит деньги на депозитный счёт провайдера услуги, а тот списывает нужные суммы и затем предоставляет отчёт о потраченных средствах.
Что хорошо. При соблюдении определенных параметров селф-фандинг даёт возможность сэкономить на затратах на лечение сотрудников до 30%.
Что плохо. Пробелы в законодательной базе относительно использования данной услуги могут привести к сложностям при налоговом учёте затрат на медицинское обслуживание сотрудников. Риски о перерасходе расчетной суммы депозита лежит на потребителе.
- Будущее появление страховой истории.
Пока появление страховой истории только планируется, она будет аналогом кредитной истории. Так, любая страховая компания сможет посмотреть информацию о потенциальном или текущем клиенте: какие страховые случаи наступали, какие решения были приняты страховщиками, размеры выплат. Рекомендую в будущем использовать страховую историю при заключении договоров страхования жизни и при выплатах возмещений.
Что хорошо. Появление страховой истории поможет сократить страховое мошенничество и позволит сэкономить на медицинском страховании ответственным и здоровым страхователям.
Что плохо. Создание системы — затратное мероприятие; и пока не понятно, кто будет готов инвестировать в ее создание.
- Международное медицинское страхование.
Благодаря полису международного медицинского страхования (ММС) забота о здоровье человека и лечение возможны в любой стране мира. Программа международного страхования шире, чем в ДМС. Кроме огромной территории покрытия, в полис ММС включено лечение онкологических заболеваний, трансплантация органов, психиатрическая помощь, реабилитационно-восстановительное лечение, ежегодный check-up, оплата дорогостоящих протезов и медицинских приборов. Отмечу увеличение числа провайдеров страхового продукта и лояльные условия входа — тарифы с момента появления услуги в России значительно снизились. Договор страхования можно оформить и на частное лицо, и на более широких корпоративных условиях, также по желанию применяется франшиза, позволяющая уменьшить стоимость.
Что хорошо. Полис покрывает заболевания, которые не включаются в ДМС — список исключений сведен к минимуму. Сервисная составляющая на уровне европейских и американских стандартов.
Что плохо. Высокая стоимость услуги.
- Платформа управления здоровьем сотрудников.
Речь идёт о едином сервисе, который аккумулирует информацию о здоровье, профилактике заболеваний, страховании и благополучии сотрудников.
Что хорошо. Единая система снимает ограничения традиционного подхода и обеспечивает переход от лечения болезней к ответственному управлению здоровьем и предотвращению заболеваний.
Что плохо. Отсутствие доступных программных решений. В настоящий момент платформа используется только в ряде крупных компаний и в корпорациях.
- Включение программ онкострахования.
Стандартный полис ДМС не включает покрытие риска заболевания раком. Если у пациента будет обнаружен рак, его открепляют от страховки. Проблему решает отдельная услуга онкострахования.
Что хорошо. Онкострахование восполняет пробел ДМС, в котором онкология является исключением. Полис даёт возможность лечения в ведущих клиниках в России и за рубежом. Стоимость такой страховки начинается от 1000 рублей на одного сотрудника.
Что плохо. Отсутствие массового внедрения программ онкологического страхования на предприятиях вынуждают сотрудников обращаться за помощью в оплате лечения к работодателю и коллегам.
…………………………………………..
Самыми важными трендами уходящего года можно считать развитие франшизного страхования и постепенное внедрение системы селф-фандинг. Еще можно отметить повышение требований потребителей к медицинским услугам и более осознанный подход к своему здоровью. Работодатели пытаются удержать рост бюджетов на медицинское страхование не только с помощью урезания отдельных опций, но с помощью внедрения разнообразных инструментов, связанных с внедрением профилактических, спортивных и wellness-программ, позволяющих снизить убыточность договора и сделать коллектив более здоровым и работоспособным.